Правовое регулирования рынка земли в Республике Беларусь
25 Вариант 6 Содержание: Введение 1. История и динамика развития правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь 2. Проведите сравнительный анализ права землепользования и землевладения Заключение Задачи Список использованных источников Введение На современном этапе в Республике Беларусь практически сформирован рынок земли. Функционирование рынка земли осуществляется на основании ряда нормативно-правовых актов национального законодательства. Вместе с тем, в правовом регулировании рынка земли остались еще вопросы, требующие разработки. Наиболее распространенными земельными правоотношениями являются правоотношения землевладения и правоотношения землепользования. В советский период отрицались любые формы землевладения, кроме государственной. Сейчас в Республике Беларусь существуют различные формы собственности на землю, существуют не только институт пользования землей, но и институт землевладения. В советском земельном праве зачастую понятие землепользования понимали в слишком широком смысле, охватывая и некоторые аспекты землевладения. Поэтому важно определить сходство и различие права землевладения и права землепользования. Вопросы развития правового регулирования рынка земли и права землевладения и землепользования изучали белорусские и российские специалисты Н. Г. Станкевич, Н. А. Шингель, О. А. Бакиновская, Д. М. Демичев, Б. В. Ерофеев, Ю. Г. Жариков и др. Их труды послужили основой для написания этой работы. Цели контрольной работы: проследить историю и охарактеризовать динамику правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь; провести сравнительный анализ права землепользования и права землевладения. Задачи работы: - дать понятие рынка земли; - рассмотреть предысторию правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь на основе анализа правовых актов СССР; - проанализировать нормативные правовые акты Республики Беларусь, направленные на регулирование рынка земли; - дать характеристику права землевладения и права землепользования; - провести сравнительный анализ права землевладения и права землепользования. При написании работы использован метод анализа документов: нормативных правовых актов, учебно-методических изданий, публикаций в научных сборниках и специальных периодических изданиях. 1. История и динамика развития правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь Рынок земли - из экономических справочников? Как отмечает Н. А. Шингель, система земельного законодательства как самостоятельной отрасли стала создаваться одновременно с развитием белорусской государственности. Однако формирование этой отрасли законодательства проходило не только на основе новых нормативно-правовых актов, но и на основе законодательного материала, оставшегося от советской системы земельного права Шингель Н. А. Проблемы становления земельного законодательства Республики Беларусь / Н. А. Шингель // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики : сборник научных трудов. - Минск : БГУ, 2005. - С. 225-232.. Это характерно и для законодательства, регулирующего рынок земли. Обратимся к историческим аспектам правового регулирования рынка земли в советский период. Декрет «О земле», принятый в числе первых Советской властью в 1917 году, был основан на крестьянских наказах, публиковавшихся для будущих депутатов Учредительного собрания; в этих наказах отражалось недоверие крестьянских масс к любому типу земельной собственности. В Крестьянском наказе содержалась более развернутая формулировка отмены частной собственности на землю. В ст. 1 его указывалось: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не должна быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду или залог; ни каким-либо другим способом отчуждаема» Жариков Ю. Г. Земельное право России : учебник / Ю, Г. Жариков.- Москва : Кнорус, 2006. - С. 29.. Декрет «О земле» быстро дополнился специальными декретами. Были приняты Декрет ВЦИК от 9 февраля 1918 г. «О социализации земли», Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью» Ерофеев Б. В. Земельное право России : учебник / В. Б. Ерофеев. - Изд. 9-е. - Москва : Юрайт, 2007. - С. 128. . Идеология, отрицающая право частной собственности на землю, оставила свой след в последующих законодательных актах. За всяким фактическим владением землей закреплялся термин «землепользование». Этому термину придавалось более широкое значение владения. Довольно длительный период земля являлась только государственной собственностью. Говорить о возрождении рынка земли в Беларуси можно только к 1990 г. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принимает Основы законодательства о земле. В этом документе еще не введена частная собственность на землю, но уже присутствует пожизненное наследуемое владение землей, аренда земли, предусмотрена плата за землю. С 1991 г. в Беларуси проводится земельная реформа. Предпосылкой проведения реформы явилось провозглашение 27 июля 1990 г. государственного суверенитета, а также принятие новой Конституции. Важнейшим направлением земельных преобразований в Республике Беларусь явилось изменение земельного устройства на основе ликвидации исключительной собственности государства на землю и постепенного перехода от национализации к денационализации земли. Постепенно процесс земельных преобразований затро-нул и другие сферы земельного правопорядка, в том числе путем проведения таких преобразований, как: приватизация земель; закрепление права собственности на землю за Рес-публикой Беларусь, юридическими лицами и гражданами; расширение круга прав на землю и форм ее исполь-зования; вовлечение земельной недвижимости в граждан-ский оборот; введение платности землепользования и ряд других. Постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 11 декабря 1990 г. с 1 января 1991 г. введен в действие первый пореформенный Кодекс о земле. Земельная реформа в рассматриваемый период прово-дилась на основании законов Республики Беларусь: Об аренде.(1990 г.); О платежах за землю (1991 г.); О крестьянском (фермерском) хозяйстве (1991 г.); Об охране окружающей среды (1992 г.); О праве собственности на землю (1993 г.) и ряде других Станкевич Н. Г. Земельное право : учебное пособие / Н. Г. Станкевич. - Минск : Книжный дом, 2003. - С. 52-53. . В 1993 г. принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 754 «О порядке выкупа земельных участков». Особого внимания заслуживает Закон Республики Беларусь «О собственности на землю», принятый 16 июня 1993 г. Согласно ст. 1 Закона земля в Республике Беларусь находится в собственности Республики Беларусь (государственная собственность), а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, - в собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) (частная собственность) и иностранных государств. Возвращение земли иностранным государствам, юридическим и физическим лицам, утратившим право собственности на нее до принятия настоящего Закона, или их правопреемникам (наследникам) не допускается. Эти лица могут получить землю в собственность на общих основаниях. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности. Указанным законом установлена не только государственная собственность на землю, но и собственность граждан и юридических лиц (в том числе иностранных), а также собственность иностранных государств для постоянного дипломатического или консульского учреждения. С принятием Закона Республики Беларусь «О праве собственности на землю» можно связать развитие рынка земли в Республике Беларусь. 11 ноября 1993 г. во исполнение указанного Закона, а также с учетом то-го, что гражданами постепенно стали осуществляться сделки купли-продажи земельных участков, принят Приказ Комитета по земельной реформе и зем-леустройству при Совете Министров Республики Беларусь № 57 «Об утвер-ждении порядка купли-продажи земельных участков гражданами Республики Беларусь». Было установлено, что купля-продажа земельных участков возможна при отсутствии земельных споров по участку и иных ус-тановленных законодательством причин, препятствующих заключению сдел-ки. При совершении купли-продажи земельного участка продавец или поку-патель не могут изменять его целевое назначение и режим пользования зе-мель (водоохранные и санитарно-защитные зоны, земли историко-культурного назначения, а также право проезда по участку для технического обслуживания или ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и др.). Право частной собственности, в том числе и собственности на землю, закреплено в ст. 13 Конституции Республики Беларусь 1994 года. Процесс приватизации земель потребовал создания аде-кватного организационного, экономического и правового механизма его осуществления. Указами Президента Республики Беларусь от 2 сентяб-ря 1998 г. и 22 декабря 2000 г. утверждаются Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников). 4 января 1999 г. принят новый Кодекс Республики Беларусь о земле. Согласно ст. 2 КоЗ собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В Республике Беларусь земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иными актами земельного законодательства Республики Беларусь. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для: ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства (ст. 34 КоЗ). Передача земельных участков в собственность юридических лиц Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Действующим Кодексом Республики Беларусь о земле предусмот-рены также возможности залога земельных участков и их обмена (ст.ст. 89-92). Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь, собственности юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом залога только в качестве материального обеспече-ния своевременного возврата банковского кредита. Часть земельного участка, находящегося в частной собственности граж-дан, юридических лиц Республики Беларусь, может являться предметом за-лога, если это не противоречит требованиям статьи 17 КоЗ. Граждане Республики Беларусь по согласию между собой могут обме-нивать земельные участки (части земельных участков), находящиеся в пожизненном наследуемом владении, в частной собственности, в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Обмен допускается при сохранении целевого назначения обмениваемых земельных участков (частей земельных участков), а также если в соответст-вии с Кодексом гражданин Республики Беларусь вправе иметь в пожизнен-ном наследуемом владении или частной собственности земельный участок, полученный после обмена. Площадь земельных участков для ведения лично-го подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, для коллективного садоводства и дачного строительства, полученных граж-данами Республики Беларусь в результате обмена, не должна превышать размеров земельных участков, установленных статьями 70, 72 и 73 Кодекса. Обмен земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц Республики Беларусь, не допускается. Большая часть земельных участков достается гражданам Республики Беларусь по наследству (это касается, в первую очередь земельных участков, находящихся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения). Вопросы наследования земельных участков в настоящее время регули-руются ст.ст.58-59 Кодекса Республики Беларусь о земле. Так, наследование земельных участков, находящихся в частной собст-венности граждан Республики Беларусь, осуществляется согласно законода-тельству Республики Беларусь. Земельный участок не передается по наслед-ству в случаях, когда в соответствии с КоЗ ни один из наследников не может быть собственником земельного участка. В этих случаях земельный участок переходит в государственную собственность, а наследники получают денежную компенсацию, равную сумме, выплачиваемой при осуществлении выкупа соответствующих земельных участков сельским (поселковым), го-родским (городов областного подчинения и города Минска), районным ис-полнительным и распорядительным органом. Вместо компенсации наследни-кам - не гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на тер-ритории Республики Беларусь, по их желанию соответствующие земельные участки предоставляются сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами в аренду при сохранении их целевого назначения в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.
Страницы: 1, 2
|