p align="left">В 1930 г. выделились основные типы учебных заведений: университеты, политехнические институты, отраслевые вузы. В годы первой пятилетки существовал и такой тип, как хозяйственные (промышленные) академии. Отмечалось необоснованное разукрупнение ряда больших политехнических институтов и университетов, наряду с этим принимались меры к «уплотнению» вузов Российской республики: однотипные вузы в крупных городах объединялись во избежание параллелизма в их развитии. Без должных оснований проходила реорганизация отдельных техникумов в вузы. Поскольку содержание высшего образования сводилось к профессиональной подготовке, вузы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» начали передавать в ведение промышленности (ВСНХ), соответствующих наркоматов и других ведомств: сельскохозяйственные вузы - отраслевым объединениям Наркомзема, медицинские учебные заведения - Наркомздравам. В ведении Наркомпроса сохранились педагогические, художественные учебные заведения, университеты, а также программно-методическое руководство работой учебных заведений. Складывалась территориально-отраслевая централизация управления, что в известной степени способствовало развитию демократических начал, улучшению планирования, росту и совершенствованию отраслевых вузов. См. Сапаргалиев Г.С. Развитие советского законодательства.., с.20; Хотеенков В.Ф. Система управления вузами : 30-е годы.- ВВШ, 1987, №11, с.19. В то же время новые формы руководства привели к неизбежным издержкам: ведомственному подходу, параллелизму вузов, отсутствию единого контроля за сетью высших технических учебных заведений. В 1932 г. был образован Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР (ВКВТО). Он руководил высшим техническим образованием и осуществлял контроль за повышением качества подготовки специалистов. Ему перешла часть компетенции отраслевых министерств, он концентрировал управление высшим техническим образованием на территории всех союзных республик; Государственное управление народным образованием в СССР. А.-А., 1980. однако в целом характеризовался как орган, регулирующий и координирующий, не имеющий оперативных функций. Положительными результатами централизации стали оптимизация сети вузов, упорядочение номенклатуры специальностей, унификация учебного процесса и его надлежащее учебно-методическое обеспечение. Была создана система аттестации научно-методических работников и ВАК (при ВКВТО). Именно ВКВТО разработал новые типовые уставы высшей школы (утверждены ВЦИК в 1933 и 34 гг.). К 1934г. он курировал почти все вузы. См. Хотеенков В.Ф. Указ. соч., с.19,22. Опыт ВКВТО был положен в основу деятельности Всесоюзного комитета по делам высшей школы, созданного в 1936г. при СНК СССР. Он руководил всеми вузами независимо от ведомственной принадлежности (кроме вузов искусства и военных). Комитет утверждал директоров вузов (ректоры были только в университетах), а преподавателей - в званиях профессоров и доцентов. При председателе этого комитета был образован Совет из представителей ведомств и союзных республик. См. Штамм С.И. Указ. соч., с.122. После структурной реорганизации системы управления вузами постепенно уменьшались широкие экономические правомочия учебных заведений (вплоть до права торговых операций). На рубеже 30-40-х гг. окончательно сложилось госбюджетное финансирование с чрезмерной централизацией финансовых прав, исключающее смешанные (комбинированные) методы и возможность самоокупаемости учебных заведений. См. Пути перестройки управления народным образованием, с.46. Важнейшим инструментом управления высшей школой стали директивное планирование и централизованное распределение специалистов. Планирование и координация - также отличительная черта организации науки в годы Советской власти. Уже в 1936 г. было подчеркнуто, что «без научно-исследовательской работы не может осуществляться подготовка специалистов на уровне требований современной науки, без этого немыслимо повышение квалификации научно-педагогических кадров». Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе вузов и о руководстве высшей школой» от 23.06.36. - В сб. «Высшая школа». М., 1978, с.14. Фундаментальные научно-теорети-ческие исследования по проблемам, связанным с государственными потребностями, проводили НИИ при вузах. С 1921г. складывается система подготовки научно-педагогических кадров, принимаются соответствующие нормативно-правовые акты. Положение о научных работниках вузов 1924г., Положение о подготовке научных работников при вузах и научно-исследовательских учреждениях 1925г., Положения об аспирантуре и заочной аспирантуре 1939г. Основные принципы и формы подготовки научно-педагогических кадров, сформировавшиеся к 40-м гг., сохранились и в дальнейшем, хотя соответствующие положение неоднократно пересматривались. Впоследствии появилась целевая и годичная аспирантура, введена должность стажера-исследователя как одна из форм подготовки кадров высшей квалификации. В 1939 г. была открыта докторантура, ликвидированная в 1956 г. и вновь возрожденная в 1988г. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования.- утв.приказом Минвуза СССР и ВАК при СМ СССР от 15.09.87 №673/63. Бюллетень, 1987, №12, с.4. Несколько иначе дело обстояло с военными учебными заведениями. Путь, пройденный вузами, готовившими офицерские кадры Пограничных войск в послевоенный период, был сложным и часто противоречивым, подверженным всевозможным преобразованиям, не всегда продуманным и приносящим пользу подготовке офицеров и охране государственной границы. Но, несмотря на это, вузы в целом готовили качественный офицерский корпус Пограничных войск. В период с 1945 по 1991 г. учебные заведения, готовившие офицеров-пограничников, прошли 3 относительно самостоятельных этапа: 1-й -(945-1957 г.г.), 2-й - (1958 - 70-е г.г.), 3-й - (1980-1991 г.г.), каждому из которых были присущи свои особенности. В пользу подобного деления говорят как военно-политические, так и организационно-технические факты реорганизация войск и вузов, их подчиненность, уровень военно-профессионального образования, динамика целей и задач подготовки, материально-техническое обеспечение и т.п. Послевоенный период формирования военных пограничных вузов характеризовался следующими особенностями: - учебные заведения, готовившие офицерские кадры для Пограничных войск, находились в системе НКВД-МГБ-МВД, были многопрофиль-ными вузами; - система военно-профессионального образования была самостоятельной и достаточно завершенной, позволяющей готовить офицеров от низшего до высшего состава (Суворовское училище - военное училище, юла усовершенствования - Военный институт); - учебные заведения, за исключением Военного института и Высшего военно-морского пограничного училища, были средними вузами и выпускали офицеров со средним общим и военным образованием. С окончанием Великой Отечественной войны возникла необходимость реформирования школьно-курсовой сети войск НКВД, связанного с входом к мирным условиям функционирования и совершенствованием военно-профессионального образования офицеров войск. В связи с этим и приняты меры организационного характера по передислокации, переформированию и восстановлению вузов. Приказом НКВД от 6 мая 1945 г. в целях подготовки офицеров автобронетанковой, оружейной специальностей и интендантской службы к 1.08.1945 г. было создано московское военное училище войск НКВД с местом дислокации в местечке Померки. Интендантское и оружейно-техническое отделения были переданы в училище из состава Московского военно-технического училища Внутренних дел, а автотехническое отделение - из состава Харьковского кавалерийского пограничного училища НКВД (г. Алма-Ата), которые в свою очередь были переформированы в Московское военное училище войск НКВД численностью курсантов - 900 человек, и Алма-атинское военное училище войск НКВД с численностью курсантов 800 человек. (Приказ НКВД 30.06.1945 г.). Московское училище приступило к подготовке офицеров: пехоты - 2 дивизиона, связи - 2 дивизиона, радиотелеграфистов - 1 дивизион, который приказом НКВД от 28.06.1946 г. был расформирован. См.: ЦА ФПС, ф.796, оп. 1, д. 1. Приказом НКВД от 18.07.1945 г. в Алма-атинском военном училище было открыто отделение служебного собаководства с двухгодичным ком подготовки, которое укомплектовывалось военнослужащими срочной и сверхсрочной службы Пограничных войск, имеющими опыт юты со служебной собакой и образованием не ниже 7-8 классов. В сентябре 1945 г. на базе Харьковских военно-политических курсов младших лейтенантов было сформировано Военно-политическое училище войск НКВД со сроком обучения 3 года (приказ НКВД от 08.1945 г.). Училище подлежало комплектованию военнослужащими войск БД с образованием не ниже 8 классов, возраст которых не превышал 25 г, кандидатами и членами ВКП(б) и предназначалось для подготовки политработников среднего звена. Приказом НКВД от 23.10.1945г. Курсы переподготовки офицеров-разведчиков были преобразованы в Каменец-дольскую школу усовершенствования офицерского состава. В школе наряду с переподготовкой офицеров предусматривалось учение дивизиона курсантов, набранных из сержантского состава срочной и сверхсрочной службы сроком на 11 месяцев. Согласно этому же приказу курсы переподготовки оперативного состава пограничных войск (г. Бабушкин) были преобразованы в Московскую школу усовершенствования оперативного состава войск НКВД. См.: ЦАФПС.ф. РЗВ.опЛ.д.1. Школы имели ту же структуру определения и обеспечения учебного процесса, что и военные училища и 2 дивизиона слушателей. В связи с реорганизацией НКВД в МВД директивой УВУЗ № 9 от ,04.1946 г. все вузы НКВД были включены в систему МВД СССР. См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.221, л.1. 2 Реформирование системы военно-профессионального образования офицеров-пограничников происходило одновременно с созданием соот-ветствующей учебно-материальной базы в училищах и школах. Начало другой работе после войны было положено директивой УВУЗ № 20/2-0358 ВТ 6.05.1946 г. которой предусматривалось создание при всех вузах войск МВД учебных городков и учебных застав для повышения эффективности тактического обучения слушателей и курсантов. См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.223, л.25. В связи с тем, что распоряжением Совета Министров СССР № 5804-от 4.05.1946 г. Кутаисское суворовское военное училище МВД СССР до передислоцировано в г. Петродворец на базу Ленинградского военного училища войск МВД СССР, последнее было переведено в г. Махачкалу на место дислокации 449-го Краснознаменного мотострелкового полка войск МВД (приказ МВД от 23.05.1946 г.). Эта передислокация имела важное значение: приближала обучение к войсковой практике, т.к. ом была государственная граница, охраняемая войсками Грузинского, Минского и Азербайджанского пограничных округов. Курсанты учились, активно привлекались и для проведения оперативных мероприятий, борьбы с банд формированиями, что давало хорошую практику для будущей службы. Одним из путей совершенствования сети вузов и системы военно-профессионального образования офицерских кадров войск было увеличение сроков подготовки курсантов и слушателей в вузах (училищах и школах). Тем более, что уровень подготовки по-прежнему не удовлетворял руководство МВД и ГУПВ. Усовершенствование офицеров морпогранчастей осуществлялось ЛВВМПУ. В 1949 г. было создано МГБ СССР, которому были переданы и Пограничные войска. В соответствии с приказом МВД от 17.10.1949 г. в МГБ или Военный институт, все военные училища и школы, готовившие офицерские кадры Пограничных войск, Ленинградское суворовское военное училище и 30 % штатной численности и личного состава УВУЗ МВД. См.: ЦА ФПС, ф.796, оп.1, д.55, л.л.1-3; ф.738, оп.1, д.91, л.45; ф.14, оп:7, д.194 мая 1950 г. вышло постановление Совета Министров СССР № 2116-1СС, касающееся вопросов усиления охраны Государственной границы СССР, в том числе и комплектования войск офицерским составом. Этот документ обязывал Военное министерство СССР выделять ежегодно для пограничных войск МГБ, из числа оканчивающих средние и высшие специальные военно-учебные заведения, 250 человек различных специальной: авиационной, морской, инженерной, военных переводчиков, медици-нских и ветеринарных работников и других специалистов по заявкам пограничных войск МГБ. Для Пограничных войск ежегодно в военных академиях, факультетах заочного обучения и КУОС представлялось - 75 мест, в т.ч. на общевойсковом факультете ВПА им. В.И. Ленина - 15 мест. См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.691, л. 16. Приказом МГБ от 8.08.1950 г., в целях улучшения организации обучения курсантов и усовершенствования офицерских кадров для войск МГБ приближения обучения к нуждам и практически задачам войск, военные училища и школы усовершенствования офицерского состава были переданы в ведение Главного управления Пограничных войск МГБ СССР. К ним относились: - Высшее военно-морское пограничное училище; - Московская ШУОС; - Каменец-Подольская ШУОС; - Московское военное училище (г. Бабушкин); - Махачкалинское военное училище; - Алма-Атинское военное училище; - Харьковское военное училище (п. Померки); - Военно-политическое училище (г. Харьков); - Ленинградское суворовское военное училище. Для руководства военными училищами и ШУОС в ГУПВ создавался отдел вузов. Общее методическое руководство и контроль за учебным процессом в вузах возлагались на 5-й отдел управления кадров МГБ. В учебные планы и программы были внесены изменения, касавшиеся про-фессиональной направленности содержания обучения. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.37, л.л.64-66 В 1951 г. приказом МГБ Алма-Атинская ШУОС также была передана в подчинение ГУПВ и приказом МГБ от 20.09.1951 г. переименована в Алма-атинскую пограничную ШУОС. Слушателями этой школы зачисля-юсь офицеры-пограничники из числа начальников пограничных застав, заместителей и контролеров контрольно-пропускных пунктов Погра-ничных войск, имевших среднее общее и военное образование и прослу-живших на границе не менее 1 года. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.40, л.л.139-140 24.11.1951 г. приказом МГБ все военные училища и школы усовер-шенствования офицерского состава, переданные в подчинение ГУПВ, получили наименование «пограничные» с присвоением им формы одежды граничных войск. Харьковское военное училище стало Первым Харьковским пограничным военным училищем, а Военно-политическое - Вторым Харьковским пограничным военным училищем. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.40, л.л. 286-287 Наименование «пограничных» учебные заведения сохранили и в последующем, после передачи Пограничных войск и вузов в МВД и перехода в подчинение УВУЗ. Подготовку старшего и высшего (до округа) офицерского состава ж осуществлял Военный институт МГБ. Анализ руководящих документов конца 40-х - начала 50-х г.г. показал, что институт испытывал определенные трудности в решении поставленных задач. Так, в докладной записке по итогам проверки Военного института МГБ в 1949 г. отмечалась остаточная укомплектованность генералами и офицерами постоянного состава (77 % от штатной численности), слушателями основного факультетa 79 % (обучалось на 3-х курсах 429 чел., вместо 540 положенных по штату). Одной из причин не укомплектованности слушателями был высокий[ служебный ценз абитуриентов (5 лет службы в войсках, в то время, в Военной академии им. М.В. Фрунзе - 3 года). Кроме этого, были серьезные недостатки в организации и осуществлении учебного процесса. См.: ГАРФ, ф.9422, оп.4, д.692, л.л.121-133. В то же время, сравнительный анализ учебных планов и программ основных факультетов Военного института и Военной академии им. М. Фрунзе в 1950 г. показал, что они практически копировали друг друга по структуре обучения и количеству часов на военные предметы, а разница (специальная и общеобразовательная подготовка) покрывалась за счет одного "лишнего" года обучения. Выпускники института получали квалификацию офицера с высшим военным образованием (полк - дивизия). См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.1324, л.233 В 1953 г. руководством МВД был принят ряд мер, направленных на совершенствование качества военно-профессионального образования, улучшения его практической направленности, повлекших организационно-штатные преобразования сети учебных заведений. Приказом МВД Московская и Алма-атинская пограничные ШУОС были расформированы, Второе Харьковское пограничное военное училище было реорганизовано школу усовершенствования политсостава. Калининградское военное училище МВД, готовившее кадры для ГУЛАГа, было преобразовано в пограничное военное училище с созданием соответствующей структуры, материальной базы и штатом - 600 курсантов. См.: А ФПС, ф.14, оп.4, д.413, л.417 Был установлен двухгодичный срок обучения курсантов. Согласно этому приказу была проведена реорганизация Московского пограничного военного училища МВД: упразднен пехотный профиль подготовки и училище переформировано по новому штату в составе: - 3-х курсантских дивизионов связи; - курсов усовершенствования офицерского состава связи (1 дивизион слушателей); - курсов усовершенствования командно-оперативного состава (1 дивизион слушателей). Анализ содержания подготовки офицерского состава войск МВД ил наличие серьезных недостатков в организации, проведении учебного процесса, что повлекло за собой значительные организационно-штатные преобразования, направленные на совершенствование военно-профессионального образования офицерских кадров. Военном институте МВД СССР в 1952/53 учебном году и задачах по улучшению подготовки офицерских кадров" отмечались следующие недостатки: - начетнический подход в преподавании; - отрыв обучения от жизни войск, отсутствие связи с главными направлениями МВД; - обучение слушателей оперативно-тактической подготовке носило в основном теоретический характер, не позволяло формировать у слушателей навыков управления частями и соединениями войск в современном бою, большая часть занятий по военным дисциплинам проводилась в классе; - институт не имел своего лагеря и необходимой учебно-материальной базы по военным дисциплинам; - слабо была организована и проводилась методическая и научно-следовательская работа. Аналогичные недостатки в учебном процессе были характерны практически для всех вузов МВД. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.414, л.334. Оценивая уровень обучения по итогам 1954 г. по основным предметам, лучшими учебными заведениями были признаны Алма-атинское и Махачкалинское пограничные военные училища. По конкретным дисциплинам: - основам марксизма-ленинизма - Махачкалинское; - службе и тактике Погранвойск - Алма-атинское и Махачкалинское; - тактике - Алма-атинское, Махачкалинское; - огневой подготовке - Махачкалинское, Ленинградское; - физической подготовке - Алма-атинское, Махачкалинское. ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.414, л.л.333-337. В этой связи с переформированием Махачкалинского пограничного училища (Пр. МВД от 18.08.1955 г.) в Махачкалинскую пограничную школу усовершенствования офицерского состава в составе 2 дивизионов слушателей (300 человек). Пограничные войска лишились лучшего по единым показателям училища. Материалы учебных заведений середины 50-х годов свидетельствуют, о том, что, несмотря на требования МВД сократить, многопрофиль-на вузов, на самом деле эта тенденция еще более усилилась. Приказом МВД от 27.04.1955 г. "Об улучшении подготовки офицерских кадров в вузах МВД СССР" на Московское пограничное военное училище была возложена задача подготовки командиров саперных взводов для войск и органов МВД, 23.07.1955 г. расширена номенклатура спе-циальностей для выпускников профиля связи: радиосвязь, эксплуатация средств связи, линейно-кабельные сооружения связи. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.415. Это было связано с подготовкой специалистов для всех структур МВД: правительственной связи, шифровки, радиоперехвата и т.п. В 1955 г. вузами Пограничных войск было подготовлено 1317 офи-церов и переподготовлено 792 офицера (без Военного института и Воен-но-морского училища. В 70-е годы принципы построения всей системы народного образования были закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973 г.), Законе РСФСР «О народном образовании» (1974г.) Они подробно проанализированы Дороховой Г.А., Салищевой Н.Г., Сапаргалиевым Г.С. (см. указ. соч.) и аналогичных законах союзных республик, отражающих накопленный опыт и подводящих правовую базу под деятельность всех учебно-воспитательных учреждений страны. Хотя Конституция СССР относила к ведению Союза установление основных начал в области просвещения, указанные законодательные акты свидетельствовали о расширительном толковании этого понятия, так как отличались мелочной регламентацией вопросов, не требующих законодательного закрепления (стажировка и практика студентов, написание учебников и учебных пособий и т.п.). Впервые за советский период вопросы подлинной демократизации и гуманизации высшего образования, автономии высшей школы были поставлены в конце 80-х гг. - это было вызвано изменением политического курса нового руководства. Переход к автономной модели высшей школы был экономически и социально детерминирован, признан необходимым средством преодоления кризиса общества и образования. См. указ Президента СССР «О статусе высших учебных заведений». Были определены Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране, совместные постановления ЦК КПСС и СМ СССР Пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.87г.: № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве», №326 «О повышении роли вузовской науки в ускорении научно-технического прогресса, улучшении качества подготовки специалистов», №327 «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров», №328 «О мерах по улучшению материальных и жилищно-бытовых условий аспирантов, студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений», №329 «О повышении заработной платы работников вузов». - «Бюллетень Минвуза СССР», 1987, №№ 6,7. наметили пути решения основных вопросов в вузовской жизни с учетом роли высшего образования в ускорении социально-экономического развития страны.
Страницы: 1, 2
|