p align="left">Договор перевозки транспортом общего пользования является согласно ГК публичным договором, и в силу ст. 426 и 445 ГК РФ при необоснованном уклонении транспортной организации от вступления в такой договор можно требовать его заключения и возмещения причиненных убытков. В настоящее время в условиях сокращения в РФ объемов перевозок вследствие общего снижения производства и высоких провозных платежей конструкция перевозчика общего пользования большого значения не получила и данные о ее практическом применении отсутствуют. Однако по мере экономического роста этот институт должен начать функционировать и давать грузовладельцам и пассажирам определенные правовые гарантии в случае уклонения перевозчика от выполнения перевозок. В практическом осуществлении перевозок наряду с транспортными организациями принимают участие морские и речные торговые порты, аэропорты (далее сокращенно - порты), которые выполняют важные транспортно-технические и коммерческие задачи, а также пограничные железнодорожные станции. Особое значение имеет деятельность морских портов. В общей форме задачи и статус морских портов и их администрации (портовых властей) определен в ст. 9, 74-84 КТМ РФ. Более подробно деятельность морских портов должна регламентироваться законом о морских портах РФ (п. 5 ст. 9). В настоящее время по этому вопросу издано постановление Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 705, согласно которому администрация морских портов является федеральным государственным учреждением, а для осуществления транспортной хозяйственной деятельности морских портов создано государственное унитарное предприятие "Росморпорт". В этой области действуют также частные экспедиторские фирмы. § 3. Источники правового регулирования приемки товаровОбщие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п. 38, 45; 31, 38), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР. Это Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 г. N П-6 Союз Советских Социалистических Республик. Инструкции. О порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству [Текст]: [постановление Госарбитража СССР N П-6 от 15 июня 1965 г. по состоянию на 22.10.1997 г.] // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1975. - N 2; Вестник Высшего Арбитражного суда РФ, 1998. - №13. и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. N П-7 Союз Советских Социалистических Республик. Инструкции. О порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству [Текст]: [постановление Госарбитража СССР N П-7 от 25 апреля 1966 г. по состоянию на 22.10.1997 г.] // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1975. - N 2; Вестник Высшего Арбитражного суда РФ, 1998. - №13. (далее - Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству). Названные инструкции уже на момент их принятия были крайне несовершенны, нуждались в коренной переработке. Взамен им в 1991 г. были подготовлены проекты новых инструкций. Однако с распадом СССР они не были приняты. Между тем проблема правового регулирования порядка приемки остается и требует своего решения. Инструкции о порядке приемки продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР как факультативно применяемым нормам. Даже если такое условие не включено в договор, однако получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего порядка приемки не существует. Таким образом, хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходимость учитывать и соблюдать требования этих инструкций, обучать работников проведению приемки и оформлению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций. Госкомстатом РФ издан приказ от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций" Российская Федерация. Постановления. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций [Текст]: [постановление Госкомстата N 132 от 25 декабря 2008] // Финансовая газета, 1999. - N 5.. Названным приказом предусмотрено, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно устанавливаемым формам N Торг-1, Торг-2 и Торг-3. Их реквизиты соответствуют содержанию актов приемки, установленному Инструкциями N П-6 и П-7. Закрепляя формы актов приемки, приказ Госкомстата РФ N 132 не регламентирует саму процедуру приемки. Поэтому в отношении порядка проведения приемки надлежит руководствоваться Инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству. Важно учитывать соотношение инструкций с другими нормативными документами и договором. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах организаций и др.) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта. Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отношению к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом. Согласно п. 4 ст. 474 ГК РФ порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми. Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов международных коммерческих договоров (Принципов УНИДРУА), императивно закрепляет сложившийся торговый обычай. Это предполагает необходимость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству. В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК РФ условия договоров, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Вместе с тем с учетом установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответствии условий договора показателям стандартов в части порядка приемки не является обязательным. Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. При этом целесообразно предусматривать, что в вопросах, не урегулированных стандартами и договором, порядок приемки определяется названными инструкциями. Порядок приемки товара от перевозчиков и организаций связи регламентируется Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ, Воздушным кодексом РФ от 19.03.97 N 60-ФЗ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ, Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.99 N 81-ФЗ, ФЗ "О почтовой связи" N176-ФЗ от 17.07.99, Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221. Следует вместе с тем учитывать, что приемка товара - это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, согласующейся с соответствующими правилами. Как и всякая деятельность, она должна организовываться руководством фирмы. Должны определяться круг исполнителей, проводиться их обучение, в том числе путем деловых игр, составляться образцы приемных документов, осуществляться контроль за соблюдением установленных требований. Ведение такой организационной работы должно возлагаться на конкретное руководящее лицо, вместе с тем активное участие в ней обязан принимать юрист фирмы. Глава 2. Условие о приемке товара в гражданско-правовых договорах§ 1. Особенности закрепления условия о приемке товара и его содержаниеВажным условием коммерческого договора является приемка продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, которая, как правило, оговаривается в договоре. Правовое регулирование приемки продукции по количеству и качеству осуществляется, как показано выше, в соответствии с: · Инструкцией о приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 г. № П-6 (с изменениями от 29.12.78 г. и от 14.11.74 г.); · Инструкцией о приемке продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 г. № П-7 (с изменениями, внесенными Постановлением Госарбитража СССР от 29.12.73 г. № 81 и от 14.11.74 г. № 89). Согласно ч. 3 п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.97 г. № 18 порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный указанными инструкциями, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки. Инструкции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки или другими правилами не установлен иной порядок приемки продукции по количеству, качеству, комплектности, а также таре и упаковке Мась, Л. В. Коммерческое право /Л. В. Мась. - учеб. изд. - СПб.: Питер, 2004. - С. 85.. В договорах могут быть предусмотрены иные правила приемки. В целях обеспечения качества поставляемой продукции организация-изготовитель (отправитель) обязана обеспечить следующие условия: а) строгое соблюдение правил упаковки, маркировки и опломбирования отдельных мест. Продукция, не маркированная и не опломбированная, считается непоставленной; б) точное определение количества отгруженной продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т. п.); в) в каждое упакованное или затаренное место вкладывается упаковочный лист, ярлык, кипная карта и т. д., свидетельствующие о наименовании и количестве продукции, находящейся в каждом тарном месте; г) четкое оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствующих данным о количестве фактически отгруженной продукции; д) обеспечение соблюдения условий правил сдачи груза к перевозке. При приемке груза от органов транспорта предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке, в частности проверить: а) транспортное средство (вагон, цистерну, баржу, автофургон и т. д.) на наличие пломб отправителя или станции назначения, исправность пломб, оттиски на них, исправность тары и маркировки; б) соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем, а также соответствие веса, мест транспортным документам. В случае выдачи груза без проверки количества мест и веса получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от органов транспорта, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка. При доставке поставщиком продукции в таре на склад получателя последний кроме проверки веса брутто и количества мест может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте. Приемка продукции, поступившей в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте, производится, как правило, на складе конечного получателя. Покупатели - базы, оптовые и розничные торговые предприятия, переотправляющие продукцию в таре и упаковке изготовителя или первоначального отправителя, должны производить приемку тарных мест в случаях, предусмотренных договором, а также при несоответствии фактического веса брутто весу брутто, указанному в сопроводительных документах. Если продукция поступила в поврежденной таре, приемка продукции по количеству тарных единиц в каждом тарном месте производится получателями в соответствии с Инструкцией № П-6. Приемка продукции производится в следующие сроки: а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре, - в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров; б) продукции, поступившей в исправной таре: o по весу брутто и количеству мест в сроки, указанные в подпункте "а" п. 9 Инструкции П-6; o по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов с момента получения продукции при доставке продукции поставщиком или при вывозе ее получателем со склада поставщика и во всех остальных случаях - с момента выдачи груза органом транспорта. В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 40 дней с момента поступления на склад получателя. Приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов с момента поступления их на склад получателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|