|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Правовое положение юридических лиц с иностранными инвестициями в РФ
|
|
|
принципе инвестиционные гарантии обеспечиваются в рамках внутреннего правового порядка. Но это внутренний порядок государства инвестора, а не порядок государства, на территории которого осуществляются инвестиции. Однако государство инвестора и государство, на территории которого осуществляются инвестиции, имеют разные точки зрения на инвестиционные гарантии. Первое государство, экспортер инвестиций, благосклонно относится к механизмам внутреннего права, так как использование своих внутренних гарантий позволяет ему получить наибольшие уступки в области статуса и защиты инвестиций со стороны государства, на территории которого они осуществляются; второе государство, импортер инвестиций, благосклонно к механизмам международного права, потому что использование международных гарантий дает ему возможность уменьшить уступки в области статуса и защиты инвестиций - уступки, которые стремится получить государство инвестора.Глава 2. Понятие и формы юридического лица с иностранными инвестициями2.1. Понятие и признаки юридического лица с иностранными инвестициямиПризнаками юридического лица с иностранными инвестициями являются неотъемлемые свойства, присущие коммерческой организации с иностранными инвестициями, каждое из которых необходимо, чтобы данная организация могла быть признана субъектом права.В связи приведенным определением выделяют следующие признаки юридического лица с иностранными инвестициями:1. Извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности юридического лица, включая распределение полученной прибыли среди участников юридического лица с иностранными инвестициями;2. Осуществление коммерческой деятельности в установленной гражданским законодательством организационно-правовой форме с момента государственной регистрации в качестве юридического лица и получения при необходимости разрешения на осуществление отдельных видов коммерческой деятельности - лицензии;3. Участие в юридическом лице в качестве члена иностранного инвестора в соответствии с инвестиционным законодательством России (при условии, что иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанного юридического лица);4. Наличие органов управления юридического лица, единая структура которых формируется совместно как иностранными инвесторами, так и отечественными участниками на основании учредительных документов;5. Наличие уставного (складочного, паевого) капитала, фонда - то есть минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица с иностранными инвестициями;6. Наличие обособленного имущества на балансе юридического лица с иностранными инвестициями. Учредители (участники) юридического лица с иностранными инвестициями обладают обязательственными правами требования на переданное организации имущество Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М., 2008. С. 221..7. Самостоятельная ответственность юридического лица с иностранными инвестициями по обязательствам, связанным с коммерческой деятельностью, включая выступление в гражданском обороте от собственного имени.2.2. Формы юридического лица с иностранными инвестициямиИностранный инвестор свободен в выборе способов (форм) осуществления инвестиций на территории РФ. Он вправе самостоятельно осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ, выступая от собственного имени, действовать через российские юридические лица, создаваемые им либо с его участием. Ничто не мешает иностранному инвестору совмещать самостоятельное выступление и участие в юридических лицах российского права Доронин Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2007. С. 38..Какие факторы должны быть учтены иностранным инвестором в процессе выбора способа (формы) инвестирования в российскую экономику? Перечислим некоторые из них.Что касается мер ограничительных, то, в первую очередь, должны быть внимательно изучены установленные законодательством РФ запреты на непосредственное участие иностранных инвесторов в определенных видах деятельности на территории РФ. В таком случае единственным возможным способом осуществления инвестиций в данных видах деятельности является участие в российском юридическом лице в качестве учредителей (участников, акционеров, товарищей, вкладчиков) Москалев М.А. Правовая сущность инвестиционной деятельности частных иностранных инвесторов как формы финансовых отношений. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 3.. Во-вторых, следует учесть и содержащиеся в российском законодательстве ограничения предельного размера (доли) участия иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале российских юридических лиц. В отдельных же случаях закон совмещает указанные выше два вида ограничений. К примеру, согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в РФ" Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 56. страховщиками вправе выступать юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ. Допуск к непосредственному осуществлению данного вида деятельности иностранными юридическими лицами запрещен. В то же время, как следует из п. 3 ст. 6 данного закона страховые организации, имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 %, не могут осуществлять в РФ страхование объектов личного страхования, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.Значительный интерес для иностранного инвестора должны представлять меры стимулирующего характера, среди которых -- льготы по уплате таможенных пошли ни налогов, предоставляемые при формировании уставного капитала российских организаций с иностранными инвестициями. На сегодняшний день имеется достаточно обширная судебная практика по данному вопросу, требующая отдельного рассмотрения.Вне всякого сомнения, одним из важнейших факторов, способных повлиять на решение иностранного инвестора о возможности и форме капиталовложений в экономику РФ, выступает порядок налогообложения иностранных инвесторов, предоставляемые правовые гарантии по использованию получаемых в результате инвестиционной деятельности доходов, в том числе условия их вывоза.Содержание этих, а также иных факторов (объем гражданской правоспособности, особенности управления и контроля за эффективностью капиталовложений и т. д.), должны быть всесторонне изучены иностранным инвестором, прежде чем принимать решение об инвестировании средств на территории РФ, равно как и на территории любого другого иностранного государства.Судебная практика представляет немало примеров принятия судебных решений в защиту иностранных инвесторов. Приведем лишь один из них.Закрытому акционерному обществу "Гэмфилв", акционерами которого являются два иностранных физических лица, было отказано в участии в аукционе по приватизации государственного имущества. В качестве одного из оснований отказа указано на тот факт, что представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ.Как следует из решения арбитражного суда г. Москвы от 10 февраля 2005 г. Решение арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-6060/03-53-62 от 10 февраля 2005 г. // СПС Консультант Плюс., оставленного без изменения в данной части судом апелляционной и кассационной инстанций, доводы ответчика об отказе в участии в аукционе по данному основанию являются необоснованными. В силу ст. 5 Федерального закона РФ № 178-ФЗ от 30 ноября 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 251. покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые юридические и физические лица. Ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий юридических и физических лиц устанавливаются федеральными законами. Закон об инвестициях, на который в своих возражениях ссылаются третьи лица, не содержит ограничений на участие иностранных инвесторов в приватизации. Равно как отсутствуют ограничения на участие в приватизации и организаций с иностранными инвестициями.Предусмотренный Законом об инвестициях национальный режим деятельности иностранных инвесторов в РФ действует в качестве общего правового режима, за изъятиями стимулирующего и ограничительного характера. Если первые направлены на установление более благоприятного правового положения иностранных инвесторов по сравнению с инвесторами российскими, то вторые -- напротив, имеют своим назначением установление определенных ограничений в правовом положении иностранных инвесторов, "ухудшающих" их правовое положение.Глава 3. Порядок создания и прекращения юридических лиц с иностранными инвестициями в РФ3.1. Государственная регистрация юридических лиц с иностранными инвестициями в РФФормы деятельности иностранных инвесторов на территории России предусмотрены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса России. Иностранный инвестор может создать юридическое лицо, как путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с российским партнером), так и приобрести доли (акции) в уже действующей российской фирме.Введение единого порядка создания юридических лиц предусматривается п. 1 ст. 51 ГК РФ, согласно которой юридические лица подлежат регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц. В п. 1 Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872. установлено, что МНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.В п. 2 ст. 20 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" установлено, что "юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".Таким образом, государственная регистрация юридических лиц с иностранными инвестициями осуществляется в регистрирующем (налоговом) органе по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431. является специальным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, реорганизацией, ликвидацией, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в число документов, которые должны быть поданы при регистрации юридического лица, а равно и иностранного юридического лица включены:а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;д) документ об уплате государственной пошлины. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем вхождения иностранных учредителей в состав учредителей ранее зарегистрированной российской организации.Как следует из п. 6 ст. 4 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".При вхождении в состав участников коммерческой организации иностранного инвестора в сведения о российской организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), вносятся изменения. Для этого в налоговый орган представляется заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и документ об уплате государственной пошлины.
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|