реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое положение сотрудников внутренних дел

реферат
p align="left">Проверка документов. При проверке документов сотрудники милиции устанавливают личность гражданина или должностного лица, принадлежность документа предъявителю и его подлинность. Поскольку проверка документов затрагивает сферу прав и личных интересов граждан, то она не может производиться без достаточных к тому оснований, которые определяются действующим законодательством. В нем, в частности, указывается, что сотрудники милиции имеют право требовать предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих личность, у лиц, подозреваемых в совершении преступления или опасного правонарушения, нарушителей общественного порядка, при составлении протокола об административном правонарушении, а также при проверке соблюдения паспортных правил. Кроме документов, удостоверяющих личность, сотрудники милиции имеют право проверять также другие официальные документы, необходимые для поверки соблюдения правовых норм, надзор и контроль за выполнением который возложен на милицию. Сотрудники милиции могут останавливать транспортные средства и проверять у водителей удостоверения на право управления, документ на перевозимый груз, путевые листы и др.

Особое значение имеет проверка документов у лиц без определенного места жительства и занятий. Нередко среди бродяг (бомжей) встречаются разыскиваемые преступники. Следовательно, проверка документов является важной административно-правовой мерой борьбы с правонарушениями Она, с одной стороны, применяется как мера предупреждения противоправных действий, а с другой - является составной частью пресечения правонарушений и обеспечения привлечения виновных к ответственности.

Личный досмотр и досмотр вещей. Его сущность заключается в личном досмотре гражданина (проверке наличных предметов в карманах одежды) и досмотре вещей (ручной клади, багажа и других предметов). Эта мера применяется в отношении пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни, здоровья пассажиров и экипажей. Она производиться при наличии достаточных оснований подозревать пассажиров в намерении незаконно провезти оружие, боеприпасы, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся вещества, другие вещества и опасные грузы и предметы. Личный досмотр, а также досмотр вещей допускаются и в случаях, прямо предусмотренных законодательством, для пресечения неправомерных действий, составления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Личный досмотр производится сотрудниками милиции одного пола с досматриваемыми, в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуть досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Административный надзор. Сотрудники милиции осуществляют надзор и контроль за исполнением гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и иными юридическими лицами различных правил поведения в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Целью надзора является предупреждение правонарушений благодаря непосредственному наблюдению за исполнением установленных правил физическими и юридическими лицами, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции милиции. Например, надзор за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системы, правил паспортно-регистрационной системы, нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых публичных и иных мероприятий.

Кроме предусмотренных мер предупреждения, сотрудники милиции в установленном порядке могут производить закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов или прекращение (ограничение) движения в связи с авариями, ремонтов дорог и т.п. при проведении демонстраций, шествий, митингов, спортивных соревнований. Сотрудники милиции запрещают гражданам, не участвующим в мероприятии, проход (проезд) далее установленных границ, временно прекращают или ограничивают движение транспорта и пешеходов. Важное предупредительное значение имеет рассматриваемая мера при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, землетрясениях и т.п.). В этих случаях прекращение (ограничение) движения - действенное средство обеспечения личной и общественной безопасности. Например, получив сообщение о пожаре, сотрудники милиции, спасая людей и имущество, выявляя причины загорания, при необходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на прилегающих улицах (участках) движение транспорта и пешеходов, не допускают в район пожара посторонних лиц.

Сотрудники милиции принимают и другие предусмотренные законодательством меры административного предупреждения.

Меры пресечения и административно-процессуального обеспечения. К мерам пресечения и административно-процессуального обеспечения относятся способы и средства принудительного воздействия, которые сотрудники милиции применяют для прекращения противоправного деяния и предотвращения его вредных последствий, а также для обеспечения последующего привлечения виновного к ответственности. К ним, в частности, относятся: требование прекратить правонарушение; доставление и задержание граждан; изъятие вещей и документов; применение специальных средств, оружия и др.

Требование прекратить правонарушение. Оно состоит в указании нарушителю на соблюдение им правил, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность, и требовании немедленного прекращения правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции. Такое требование сотрудника милиции является обязательным для всех. Невыполнение или отказ от выполнения требования, если исчерпаны меры убеждения, может повлечь применение мер принуждения в тех пределах, в каких это требуется для выполнения возложенных на милицию обязанностей, в том числе может повлечь административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством.

Доставление и задержание граждан. Сущность доставления и задержания граждан заключается во временном ограничении личной свободы граждан, применяемом в интересах обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью. Поскольку неприкосновенность личности гарантирована Конституцией России, доставление и задержание производятся в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Так, доставление правонарушителя производится в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным. Нарушитель может быть доставлен в милицию или иной орган (служебное помещение). Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. Сотрудники милиции имеют право задерживать на срок до трех часов, если иной срок не установлен законом, лиц, доставленных за совершение административного правонарушения, для установления личности правонарушителя и составления протокола, а также задерживать (в случае отсутствия военных патрулей) военнослужащих, злостно нарушающих общественный порядок, и передавать их военным комендантам или командирам воинских частей, об административном задержании составляется протокол.

Изъятие вещей и документов. Сотрудники милиции при пресечении правонарушений и привлечении и виновного к ответственности изымают у нарушителя предметы (вещи), явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом противоправного деяния. Например: холодное, огнестрельное оружие и патроны, обнаруженные у граждан, не имеющих разрешения на владение ими; наркотические средства, поддельные документы и т.п.

Изъятые вещи и документы хранятся в органах внутренних дел впредь до рассмотрения дела о правонарушении. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело о правонарушении, решает вопрос и об изъятых вещах и документах: конфискует или возвращает владельцу либо уничтожает их, если они не представляют ценности, а при возмездном изъятии вещей, последние реализуют в установленном порядке. Вырученные от реализации деньги за вычетом расходов, связанных с продажей вещей, выдаются бывшему их владельцу.

Изъятие вещей и документов оформляются специальным протоколом, либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Применение физической силы, специальных средств и оружия. Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений; задержания лиц, их совершивших; преодоления противодействия законным требованиям, если другие способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. Сотрудники милиции при выполнении служебных обязанностей имеют право применять специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, для принудительной остановки транспорта, водометы, другие специальные средства, использовать служебных собак и лошадей, бронемашины и иные транспортные средства.

Специальные средства применяются в целях: отражения нападения на граждан, сотрудников милиции, иных лиц. выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также для освобождения заложников; пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие государственным и общественным органам, предприятиям, учреждениям, организациям, а также гражданам, для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств, задержание правонарушителей, их доставления в милицию или иное служебное помещение, конвоирования и охраны задержанных, подвергнутых административному аресту, заключенных под стражу лиц, если они отказывают неповиновение или сопротивление сотрудникам милиции, иным лицам, выполняющим служебные обязанности или служебный долг по охране служебного порядка и борьбе с преступностью, либо имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих сотрудникам милиции осуществлять возложенные на них законом обязанности.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном нападении или вооруженном нападении, нападением с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из под стражи с оружием, либо с использованием транспортных средств, побеге лиц, находящихся под стражей, из транспортных средств во время их движения, а также для освобождения заложников. Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения. Сотрудники милиции имеют право использовать оружие в следующих случаях: для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель ставит под реальную угрозу жизнь и здоровье граждан и не подчиняется неоднократным требованиям сотрудников милиции остановиться, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан; для подачи сигнала тревоги или вызова помощи; для предупреждения намерения применить оружие.

О каждом случае применения оружия составляется рапорт, который в течение 24 часов представляется начальнику органа внутренних дел.

После каждого случая применения оружия рассматривается вопрос о правомерности или неправомерности его применения. Неправомерное применение оружия преступно и влечет суровое наказание виновных. Вместе с тем сотрудник, не использовавшийся оружием в ситуации, определенной законом, не выполнивший свой служебный долг, проявивший бездействие, подлежит дисциплинарной или уголовной ответственности.

Точное знание закона, условий правомерности и порядка применения оружия является важнейшей обязанностью сотрудника милиции, ибо оно позволяет исключить нарушения законности при применении такой крайней меры воздействия, как оружие.

Административные взыскания. В соответствии с действующим законодательством сотрудники милиции имеют право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и выносить постановления, в том числе и о наложении административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.

Правомочия сотрудников милиции по наложению административных взысканий определены законодательством об административных правонарушениях.

Право на вход в жилые и служебные помещения. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам неприкосновенность жилища: никто не может без законных оснований войти в него против воли проживающих там лиц. Согласно законодательству, регулирующему деятельность милиции, ее сотрудники могут беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершенно или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, зпизоотиях и массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.

Сотрудникам милиции предоставлено право:

а) подвергать граждан в случаях и порядке, установленных законом, приводу в милицию, доставлять их в медицинские учреждения;

б) производить фотографирование, звуко-. кино- и видеосъемку, дактилоскопирование и регистрацию лиц:

задержанных по подозрению в совершении преступлений или занятии бродяжничеством;

заключенных под стражу;

обвиняемых в совершении умышленных преступлений;

подвергнутых административному аресту;

подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности;

в) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления, предупреждения, пресечения преступлений, розыска лиц, совершивших преступления, обеспечения предварительного следствия и дознания фактическими данными, которые в установленном порядке могут признаны доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в случаях и порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации от 5 июля 1995 г. "Об оперативно- розыскной деятельности";

г) использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащим дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;

д) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;

е) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, а также лиц, без вести пропавших.

Сотрудники милиции наделены соответствующими полномочиями по осуществлению уголовно-процессуальных действий. Их уголовно-процессуальные действия состоят: в осуществлении производства дознания в пределах определенной законом компетенции по уголовным делам; производстве неотложных следственных действий по делам; производстве неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно; в выполнении поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий. Уголовно-процессуальные действия сотрудников милиции регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.

Поводом к возбуждению уголовного дела служат сведения, поступившие от граждан, органов и организаций, о подготавливаемом или совершенном преступлении. Уголовное дело может быть также возбуждено по признакам преступления, непосредственно обнаруженным органом дознания (милицией).

Таковы основные обязанности и права сотрудников милиции-оперуполномоченных уголовного розыска, оперативных сотрудников ведущих борьбу с преступностью в сфере экономики, сотрудников административных служб милиции. Эти права и обязанности сотрудников аппаратов и служб милиции детализируются и конкретизируются в ведомственных нормативных актах МВД России; в приказах, уставах, положениях, должностных инструкциях и других актах.

Важная роль в укреплении правопорядка, в деле борьбы с преступностью принадлежит следователям органов внутренних дел, наделенными соответствующими полномочиями. Обязанности и права следователей органов внутренних дел определены Уголовно-процессуальным кодексом.

Заключение

Обеспечивая безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественную безопасность, осуществляя надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правил общественного порядка и общественной безопасности, предупреждая и пресекая правонарушения и привлекая виновных к ответственности за совершение противоправных действий, милиция тем самым укрепляет законность и правопорядок. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом

Список используемой литературы:

Конституция Российской Федерации.

Закон РСФСР 1991 г."О милиции".

3. Приказ МВД РФ №1038 от 14.12.1999 г. «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ».

4. Введение в юридическую специальность: - Учебное пособие под редакцией доктора юридических наук А.П.Коренева.- М. МЮИ МВД России, изд.Щит, 1999.

5. Упоров И.В. Профессия-юрист.- Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1999г.

6. Профессия - юрист, справочник для абитуриентов и студентов учебных заведений юридического профиля. Издательство “Ось - 89 г.”.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.