ем не менее обратимся к законодательству РФ. Согласно ч. 4 ст. 104 УИК РФ работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ.Заметим, что в законе речь идет лишь о предоставлении отпусков работающим осужденным, а вот для такой категории осужденных, как студенты, законодатель аналогичного права не предусмотрел. Отпуск отбывающим наказание в местах лишения свободы по действующему законодательству предоставляется в связи с различными обстоятельствами, но сдача госэкзаменов к их числу до сих пор не относится.В связи с этим, дабы уравнять в правах работающих и обучающихся, считаем необходимым дополнить ч. 1 ст. 97 УИК РФ п. "в" следующего содержания: "длительные на время сдачи государственных экзаменов для студентов, обучающихся в средних и высших учебных заведениях, не имеющих взысканий, но не более чем на срок, предусмотренный ч. 4 ст. 104 УИК РФ"[15].Опыт колонии в Ульяновской области по предоставлению осужденным возможности получения высшего образования заинтересовал не только сотрудников других территориальных управлений ФСИН России, но и работников зарубежных тюрем. О нем говорили в 2005 году на международной конференции в Болгарии, где собрались представители УИС европейских стран для обсуждения проблем социальной адаптации лиц, лишенных свободы. Имела место необычная для УИС ситуация, когда осужденный, у которого закончился срок лишения свободы, попросил оставить его еще на месяц в колонии, чтобы сдать экзамены за очередной курс обучения[14].Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы изменился подход руководства к исполнению наказания в виде лишения свободы. Сейчас особое внимание уделяется гуманизации условий отбывания наказания, однако еще многое предстоит сделать, чтобы осужденные к лишению свободы могли в полном объеме реализовывать свое право на получение образования, и многое, конечно, зависит от четкой позиции законодателя.Осужденные к лишению свободы, не имеющие профессии (специальности), по которой они могут работать в исправительном учреждении, обязаны получить начальное профессиональное образование или пройти профессиональную подготовку по специальности, по которой они смогут работать и после освобождения. Осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, мужчины в возрасте старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получить соответствующую подготовку по их желанию.Свобода творчества. Поддержание творческой инициативы осужденных призвано содействовать организации их досуга. Им гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.В условиях изоляции от общества осужденные могут в свободное от работы время заниматься каким-либо мастерством, творческой деятельностью.Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне созданы основы правового положения статуса личности осужденных, соответствующие международным стандартам. Осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, находятся под правовой и социальной защитой Российского государства. Кроме того, Российская Федерация берет на себя обязанность уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящихся под юрисдикцией государства.2.2 Правоограничения общегражданского статуса осужденныхВ кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.А.В. Бриллиантов и С.И. Курганов под правовым положением (статусом) осужденных понимают совокупность прав, законных интересов и обязанностей, которыми осужденные наделяются (приобретают) как субъекты уголовно-исполнительных и иных правоотношений[14].Профессор А.С. Михлин под правовым статусом осужденных понимает комплексный межотраслевой правовой институт, который представляет собой урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания[35].А.И. Зубков полагает, что правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законом интересы)[21].По мнению В.И. Селиверстова, правовой статус лиц, отбывающих наказание, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида[44].А.А. Рябинин указывает, что правовое положение осужденных - это совокупность обязанностей и прав осужденных во время отбывания наказания[41].На наш взгляд, наиболее полно и точно определение правового положения осужденного дано профессором В.И. Селиверстовым, который выделяет такие основные черты правового положения осужденных, как регулирование указанного правового положения различными отраслями права, а также полагает, что содержанием правового статуса является совокупность прав, законных интересов и обязанностей, указав и временной промежуток, на который оно распространяется, - время отбывания наказания в виде лишения свободы.Общепринято выделение трех видов правового статуса личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус определенной категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина.Правовое положение осужденных к лишению свободы представляет собой разновидность специального правового статуса.Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменять его.Исходя из этого в Федеральном законе Российской Федерации от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 20 названного акта отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.Сохранение гражданства означает, что осужденный к уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации.Кроме того, сохранение гражданства имеет важное морально-политическое значение. Государство не отказывается от своих осужденных граждан, не мстит осужденным, оно уважает и охраняет их права, свободы и законные интересы так же, как и законопослушных граждан (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).Вместе с тем осужденные к лишению свободы ограничены в пользовании некоторыми правами и свободами, присущими общему правовому статусу, т.е. у осужденных к лишению свободы имеются правоограничения общегражданского статуса.Сущность правового ограничения состоит в побуждении осужденных к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживании социально вредного поведения - с другой[35].Другими словами, осужденный к лишению свободы претерпевает неблагоприятные последствия совершенного им преступления, которые выражаются не только в ограничениях гарантированного Конституцией права на свободу передвижения и выбора места жительства, но и других прав и свобод, реализация которых невозможна при исполнении наказания в виде лишения свободы.Пределы ограничения прав человека и гражданина согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, который может их ограничить только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Так как наказание в виде лишения свободы назначается за деяния, опасные для личности, общества и государства, в целях защиты общества от преступных посягательств лицо, осужденное к лишению свободы, согласно вышеназванной норме ограничивается в ряде гарантированных Конституцией прав и свобод.Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.Из всего сказанного очевидно гуманное отношение государства к наказанию и правонарушителю. За наказанием стоит не отмщение осужденному за причиненный обществу и отдельным гражданам вред, а стремление восстановить социальную справедливость, исправить его и не допустить совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами. В этой связи и необходимо применение к осужденному комплекса предусмотренных законом лишений и ограничений его прав и свобод, что приводит к несовпадению правового положения лиц, отбывающих наказания, и свободных граждан[41].Рассмотрим правоограничения общегражданского статуса осужденных к лишению свободы более детально.Прежде всего, Конституция гарантирует личные права и свободы гражданина, которые призваны обеспечить защиту личной (частной жизни) человека. Осужденные лишаются многих личных прав, например права на свободу передвижения, выбора места жительства и выезда за пределы РФ (ст. 27 Конституции РФ). Это вполне объяснимо, учитывая специфику наказания. Осужденные лишены права на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, подвергаются обыску, а их вещи - досмотру (ч. 5 ст. 82 УИК РФ). Осужденные лишены права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ)[14]. В исправительных учреждениях осужденные содержатся в условиях постоянного надзора и контроля, в том числе с использованием технических средств (ч. 1 ст. 82, ст. 83 УИК РФ), посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру (ч. 4 ст. 90 УИК РФ), получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция (кроме заявлений в контролирующие органы) подвергаются цензуре (ч. 2 ст. 91 УИК РФ), телефонные разговоры осужденных контролируются персоналом исправительного учреждения (ч. 5 ст. 92 УИК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что осужденные к лишению свободы лишены значительной части личных прав и свобод, что связано со спецификой данного вида наказания.Политические права и свободы призваны обеспечить участие гражданина в политической и общественной жизни страны. В наибольшей степени осужденные поражаются именно в политических правах. Косвенные ограничения существуют на производство и распространение информации, поскольку компьютеры, аудио- и видеозаписывающая аппаратура, пишущие машинки и множительные аппараты относятся к числу запрещенных предметов. Осужденные существенно ограничены в праве на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Осужденные не имеют права на создание политических партий, религиозных объединений, профессиональных союзов и т.д. Но в исправительных учреждениях могут создаваться кружки по интересам (спортивные, филателистические и т.д.), самодеятельные организации осужденных как органы ограниченного самоуправления. Все эти объединения работают под контролем администрации исправительного учреждения и не могут рассматриваться как общественные объединения в полном смысле этого слова (они не подлежат регистрации, у них нет устава, нет постоянного членства и т.д.).Осужденные полностью лишаются права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31 Конституции РФ). Проведение собраний и митингов может квалифицироваться как групповое неповиновение (ст. 116 УИК РФ) или массовые беспорядки (ст. 85 УИК РФ) со всеми вытекающими последствиями. Осужденные лишены права на участие граждан в управлении делами государства, закрепленного в ст. 32 Конституции РФ, - они лишены активного и пассивного избирательного права, лишены доступа к государственной службе, не могут участвовать в отправлении правосудия.Как представляется, лишение некоторых политических прав осужденных к наказанию в виде лишения свободы не вызвано спецификой наказания в виде лишения свободы (например, право избирать). Здесь в большей мере проявляется карательный потенциал наказания.Социально-экономические права и свободы призваны обеспечить удовлетворение основных материальных и духовных потребностей человека. В условиях лишения свободы, где ограничены ресурсы, возможность реализации социально-экономических прав приобретает особое значение.Осужденные имеют право на образование (ст. 43 Конституции РФ, ст. 112 УИК РФ). Но они не могут продолжить обучение в тех заведениях, где учились до осуждения.Право на защиту материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) имеет определенные ограничения. Осужденные к лишению свободы лишены возможности заниматься воспитанием своих детей. Вместе с тем осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста (ст. 177 УИК РФ), но не всем, эта отсрочка не предоставляется женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Осужденные женщины могут помещать своих детей в дома ребенка при исправительных учреждениях и проживать совместно с ними, но только до достижения детьми возраста трех лет (ст. 100 УИК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|