b>§ 1.2 Правовое положение отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской ФедерацииПроблема беженцев - это одна из проблем практически любого современного государства. Основным фактором существования данной проблемы является решение внутригосударственных и международных конфликтов с помощью силы. На появление беженцев влияет внутренняя ситуация в государстве: соперничество различных группировок в борьбе за власть; приход к власти лиц и организаций, устанавливающих авторитарный режим. На международном уровне влияние оказывают: войны между государствами, когда граждане вынуждены, спасая свои жизни, бежать в третьи государства.Правовую основу конституционно-правового статуса беженцев в России составляют Конституция Российской Федерации, а также Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ). См: Российская газета от 25 июля 2008 года № 158Исходя из принципа признания общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленного п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, к правовой основе конституционно-правового статуса беженцев можно также отнести ряд документов из международного права. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года См: Всеобщая декларация прав человека // Российская газета от 10 декабря 1998 года; Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года См: Конвенция о статусе беженцев // Бюллетень международных договоров от 1 ноября 1993 года № 9; Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года См: Протокол, касающийся статуса беженцев // Бюллетень международных договоров от 1 ноября 1993 года № 9 и другие.Перед определением статуса беженца необходимо определить понятие термина "беженец".Определение понятия "беженец" в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года "О статусе беженцев" и протоколе к ней от 1967 года, касающейся статуса беженцев. Между данными документами существует расхождение. Так ст.1 Конвенции содержит временные ограничения - применяется в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Протокол 1967 года устраняет это ограничение и распространяется на любые события произошедшие, как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникает проблема беженцев.Россия присоединилась к этим документам и взяла на себя обязательства по исполнению данных документов. Исходя из п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации и ч.3 п.1 ст.18 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах", эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов. См: Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и беженцах. М.: Юридическая Литература. 1998. С. 98Российское законодательство исходя из своих требований, предъявляемых к беженцам, с учетом норм международного права, под термином "беженец" понимает "лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительство в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений". См: пп. 4 п.1 ст.1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 425Сразу следует сделать оговорку касаемо круга субъектов, которые не могу подходить под это понятие. Так п.2 ст.2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" закрепляет положение о том, что действие данного Закона "не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". То есть лицо, покинувшее территорию своего государства по экономическим соображениям, не может быть признано беженцем на территории России.Говоря о статусе беженцев также надо отметить, что положение о беженцах не распространяется также на лиц: См: п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 4251) в отношении которых имеются серьёзные основания предполагать, что они совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;2) которые совершили тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как они были допущены на территорию России в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженцами;3) которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединённых Наций;4) за которыми, компетентные власти государства, в котором они проживали, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;5) которые в настоящее время пользуются защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединённых Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев.Признание лица беженцем определяется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О беженцах". Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста 18 лет. Признание беженцем лица, не достигшего 18 лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, осуществляется с учётом интересов лица после получения сведений о его родителях и опекунах.Лицо, ходатайствующее о признании беженцем, и находящееся на территории Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. См: ч. 2 п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 425Ходатайство лица желающего получить статус беженца, регистрируется Федеральной миграционной службой России, и с этого момента лицо приобретает ряд прав (получение услуг переводчика, денежного пособия, питания и пользование коммунальными услугами, получения направления в центр временного размещения, медицинскую и лекарственную помощь) и несёт обязанности (соблюдение Конституции, соблюдение порядка проживания и выполнение установленных требования санитарно-гигиенических норм в центре временного размещения, прохождение обязательного медицинского освидетельствования, общение о себе достоверных сведений).Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом выдаётся удостоверение установленной формы. См: ч. 1 п. 7 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 425 Форма данного удостоверения устанавливается правительством Российской Федерации. См: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 года № 1227 «Об удостоверении беженца» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 декабря 1995 года № 51, ст. 5070При получении удостоверения национальный (гражданский) паспорт и другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении на срок признания его беженцем. Лицо признаётся беженцем на срок до 3-х лет. При сохранении обстоятельств, вследствие которых лицо покинуло государство гражданской принадлежности, срок признания беженцем продлевается лицу на каждый последующий год.Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" устанавливает широкий круг прав и обязанностей данной категории лиц.Лица, признанные беженцами сохраняют право на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации о своём положении.В случае нахождения лица, признанного беженцем, вне пределов России, он получает содействие российской стороны в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации. В любом случае беженец получает содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания. См: Вынужденные мигранты и государство / Под ред. Ястребовой А.Ю. М., 1998. С. 44До убытия к новому месту пребывания, беженец имеет прав на получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения, а также на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения своей безопасности.Беженец имеет право на пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, См: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» // Российская газета от 28 апреля 2001 года № 84 из фонда жилья для временного поселения. Это право утрачивается с момента приобретения, получения, найма другого жилья.Наравне с гражданами Российской Федерации, беженец имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи, если иное не установлено международными договорами.Российская сторона оказывает содействие в направлении на профессиональное обучение или трудоустройство наравне с гражданами Российской Федерации. Беженец имеет право на работу по найму или предпринимательскую деятельность.Закон "О беженцах" также говорит о том, что они имеют ряд экономических и социальных прав наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством и международными договорами. В частности, это права: на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или трудоустройство; на работу по найму или предпринимательскую деятельность; на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение; на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. См: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 251-252.Беженец имеет право на содействие Федеральной миграционной службы в получении сведений о своих родственниках, проживающих в государстве его принадлежности (его прежнего обычного местожительства), а также право на обращение в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации.Согласно Закону "О беженцах", беженец имеет право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации. Находясь в России, беженец обладает правом на участие в общественной деятельности наравне с гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.За беженцем сохраняется право на добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), а также на выезд на место жительство в иностранное государство.Перечень прав беженца не является исчерпывающим. Закон Российской Федерации "О беженцах" говорит о том, что они могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации. См: Тоцкий Н.Н. Введение в миграционное право / Отв. ред. Н.А. Михалёва. М., 1999. С. 65Наряду с правами, у беженца существует и ряд обязанностей. Так лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.Своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в этих центрах.Беженцы обязаны сообщить в течение 7 дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведений об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации.Беженец обязан сообщить о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации, либо о намерении выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации. При перемене места пребывания на территории Российской Федерации, сняться с учёта по месту старого пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учёт в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|