реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий

реферат
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного тем же Законом на дату государственной реги-страции предприятия минимального размера уставного фонда и в тече-ние трех месяцев их стоимость не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник должен принять решение о лик-видации или реорганизации предприятия.

Стоимость чистых активов государственного или муниципального
предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми акта-ми РФ.

Если в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 15, собственник имущества в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восста-новлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муници-пального предприятия, кредиторы вправе потребовать от этого предпри-ятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмеще-ния причиненных им убытков.

В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предпри-ятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему креди-торов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридца-ти дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать пре-кращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального, предприятия и возмещения им убытков.

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном п. 4 ст. 15.

За счет чистой прибыли унитарное предприятие может создавать резервный и иные фонды. Использование предприятием средств, зачис-ленных в указанные фонды, определяется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом предприятия. Представляется, что порядок формирования и направления использования средств указанных фондов могут быть определены внутренними (локальными) нормативными актами.

Поскольку унитарные предприятия не являются собственниками принадлежащего им имущества, существуют значительные особенности, связанные с распоряжением имуществом.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом о государственных и муниципальных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Такое предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недви-жимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды, кото-рой определены уставом предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры просто-ра товарищества. Уставом предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответственно уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществлять без согласия собственника имущества этого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. Оно вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника имущества, только в пределах, не лишающих его возмож-ности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом предприятия. Деятельность казенного предприятия осущест-вляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества предприятия (ст. 17, 18 Закона о государст-венных и муниципальных предприятиях).

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечис-ляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его рас-поряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в по-рядке, размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Россий-ской Федерации или органами местного самоуправления.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяет-ся Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного само-управления.

Деятельность государственных унитарных предприятий планирует-ся. Минэкономразвития России при разработке прогноза социально-эко-номического развития Российской Федерации включает в раздел «Про-ектировки развития государственного сектора экономики Российской Федерации» показатели развития государственных унитарных предпри-ятий. Федеральные органы исполнительной власти, на которые возложе-ны координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), осуществляют с привлечением при необ-ходимости Минфина России и иных ведомств утверждение по согласова-нию с Минэкономразвития России показателей экономической эффек-тивности деятельности федеральных государственных унитарных пред-приятий, определение размера (доли) их прибыли, подлежащей перечис-лению в федеральный бюджет.

Производственно-хозяйственная деятельность унитарного предприятия осуществляется в соответствии с планом (программой) его финансово-хозяйственной деятельности. Взаимоотношения предпри-ятия с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продук-ции (работ, услуг) строятся на договорной основе.

Предприятие разрабатывает по согласованию с уполномоченным ор-ганом план развития предприятия, предусматривающий:

· мероприятия, необходимые для обеспечения его устойчивой работы по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйст-венной деятельности;

· задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;

· задания по созданию и освоению новых видов продукции;

· задания по подготовке и переподготовке кадров;

· условия реализации плана развития предприятия, в том числе фи-нансовые затраты и источники их покрытия.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за выполнением плана. Предприятие ежеквартально представляет уполномоченному ор-гану статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме о выполнении плана и о выпуске продукции.(работ, услуг).

Эффективность деятельности предприятия и его управления во многом зависит от руководителя. Действующее законодательство оп-ределяет порядок назначения руководителей федеральных государствен-ных унитарных предприятий, который предусматривает проведение конкурса на замещение должности руководителя федерального государст-венного унитарного предприятия, заключение контракта с руководите-лем и регулярное проведение аттестации руководителей1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный ди-ректор) является его единоличным исполнительным органом. Он назна-чается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен собственнику.

1 Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспе-чению государственного управления экономикой»; постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения контрактов и аттестат: федеральных государственных унитарных предприятий»: распоряжение Министерства государственного имущества РФ от 16 февраля 2000 г. № 189-р «Об утверждении примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия» (с изм. от 9 июня 2000 г.).

Руководитель действует от имени унитарного предприятия без дове-ренности, в том числе представляет его интересы, совершает в установ-ленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выда-ет доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение реше-ний собственника имущества этого предприятия.

Руководитель не вправе быть учредителем (участником) юридическо-го лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятель-ностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предприни-мательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой орга-низации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности Данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества предприятия.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.). Уставом унитарного предприятия долж-ны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция (ст. 21 Закона о государственных и муниципальных предприятиях).

В Законе о государственных и муниципальных предприятиях (ст. 22,1 23) установлены последствия совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок.

Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установлен-ном законом порядке ответственность за убытки, причиненные предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных предприятию, к его руководителю.

Повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом предполагает предоставление собственнику имущест-ва в лице его органов определенного объема прав в отношении предприятия. В соответствии с Законом о государственном и муниципальном предпри-ятии (ст. 20) собственник имущества такого предприятия, в частности:

· принимает решение о создании унитарного предприятия;

· определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

· определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

· утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав в новой редакции;

· принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного
предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;

· формирует уставный фонд государственного или муниципального
предприятия;

· назначает на должность руководителя унитарного предприятия,
заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудо-вого права нормативными правовыми актами;

· согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного
предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового
договора;

· утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного пред-приятия;

· дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в слу-чаях, установленных федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение
иных сделок;

· осуществляет контроль за использованием по назначению и со-хранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

Помимо указанных правомочий, собственник имущества казенного предприятия вправе:

· изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или
используемое не по назначению имущество;

· доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения
заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

3. Процедура ликвидации унитарного предприятия

В порядке, установленном в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 96, решения о ликвидации унитарного предприятия принимаются Правительством Российской Федерации.

Органом, проводящим процедуру ликвидации унитарного пред-приятия в соответствии с общим порядком, предусмотренным ст. 62 ГК РФ, является ликвидационная комиссия, к которой переходят фун-кции и права органов ликвидируемого предприятия. Ликвидацион-ная комиссия создается учредителем или органом, принявшим ре-шение о ликвидации юридического лица, по согласованию с орга-ном юстиции на основании распоряжения, в котором указываются порядок и сроки ликвидации предприятия.

Высший Арбитражный Суд РФ придерживается точки зрения, в соответствии с которой ликвидация юридического лица, прове-денная с нарушением предусмотренного гражданским законода-тельством порядка, может быть признана незаконной даже после ис-ключения его из Единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, исполнение в строгом соответствии с законом всех требований, предъявляемых при ликвидации унитарных предприятии, позволяет избежать негативных последствий незаконной ликвидации.

В работе ликвидационной комиссии могут, принимать участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств, финансовых органов, органов исполнительной власти и другие специалисты. Полномочия ликвидационных комиссий прекращаются с момента исключения пред-приятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

Основная задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы завершить деятельность унитарного предприятия в установ-ленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов и собственника его имущества. Во исполнение этой задачи ликвидацион-ная комиссия:

· письменно сообщает в орган государственной регистрации и лицензирования о том, что государственное унитарное предприя-тие находится в процессе ликвидации;

· помещает в средствах массовой информации сведения о ликви-дации государственного унитарного предприятия, порядке и сроке заявления требований кредиторами унитарного предприятия (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);

· направляет извещения в налоговую инспекцию, в банк, во вне-бюджетные фонды, в соответствующий центр занятости с прило-жением списка работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией;

· проводит работу по выявлению всех кредиторов и дебиторов юридического лица и персонально в письменном виде уведомляет их о ликвидации, принимает меры к получению дебиторской задол-женности.

Очень важным этапом работы ликвидационной комиссии явля-ется составление промежуточного и ликвидационного балансов.

Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества лик-видируемого предприятия на момент принятия решения о ликвида-ции и консолидирует соответствующие данные, на базе которых лик-видационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после прекращения всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии с тре-бованиями п. 7 ст. 63 ГК РФ. Именно на этапе составления промежуточного баланса должно быть выяснено, хватает ли этих активов для покрытия всех долгов.

Если при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась недостаточность имущества ликвидируемого лица для удовлетворения всех требований кредиторов, то в силу п. 4 ст. 61|ГК РФ дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ о признании его несостоятельным
(банкротом).

Составленные ликвидационной комиссией промежуточный и окончательный ликвидационные балансы представляются на утвер-ждение Минимуществу России и органу исполнительной власти, осуществляющему руководство в соответствующей отрасли. Статья 63 ГК РФ предусматривает обязательное согласование промежуточно-го ликвидационного баланса органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Кроме того, в этой статье указано, что ликвидационная комиссия:

· осуществляет продажу имущества унитарного предприятия с публичных торгов в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требовании кредиторов, а также выплачивает денежные суммы кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ;

· направляет после завершения процедуры ликвидации в орган «юстиции пакет документов, необходимых для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, получает соответствующее информационное письмо и уведомляет о ликвидации государственные органы статистики и другие органы в соответствии с действующим законодательством;

· осуществляет другие юридические действия в строгом соответ-ствии сост. 61-64 ГКРФ.

Имуществом ликвидированного федерального унитарного пред-приятия, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов, распоряжается Минимущество России в соответствии с российским законодательством как имуществом казны, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или уставом унитарного предприятия. Имущество ликвидированного предприятия получает статус имущества казны. После этого оно по решению собственника может быть закреплено за другим унитарным предприятием или учреждением либо реализовано в порядке приватизации,

Ликвидация унитарного предприятия может быть также проведена по основаниям, предусмотренным ст. 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица» ГК РФ.

Если унитарное предприятие не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнит обязанность по уплате обязательных платежей и при этом соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, то соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ < несостоятельности (банкротстве)» такое предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда. Признание государственного унитарного предприятия банкротом в судебном порядке влечет его ликвидацию. Однако положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве обязательно должен участвовать представитель собственника имущества должника -- унитарного предприятия. В качестве такого представителя могут выступа ФСФО России, Минимущество России, иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган.

Согласно названному Федеральному закону в отношении унитарного предприятия-должника арбитражным судом может быть введено внешнее управление. Статьей 69 этого Закона установлено, что с момента введения внешнего управления:

руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника -- унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Федеральным законом к другим лицам (органам). Эти полномочия внешнего управляющего включают в себя и право распоряжаться имуществом должника без каких-либо ограничений.

Ограничения полномочий, установленные для руководителя орга-низации-должника, на управляющего не распространяются.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 7 августа 1997 г. № 20 «Обзор практики применения арбит-ражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» разъяснил, что при определении полномочий арбитражного управля-ющего по распоряжению имуществом должника -- государственного или муниципального предприятия не применяются ограничения, пре-дусмотренные п. 2 ст. 295 ГК РФ. Таким образом, при распоряжении арбитражным (внешним) управляющим недвижимым, имуществом унитарного предприятия не требуется согласия собственника (представителя собственника -- Минимущества России).

На практике часто возникает вопрос: прекращаются ли на период введения внешнего управления полномочия собственника (учредителя) унитарного предприятия в части внесения изменений в устав? Представляется, что внесение изменений в устав возможно и в период внешнего управления унитарного предприятия, тем более что такие изменения могут потребоваться, например, для определения в уставе новых видов деятельности, которые могут привести к восста-новлению платежеспособности предприятия. Такие изменения должны готовиться унитарным предприятием под руководством внеш-него управляющего и утверждаться в общем порядке по согласованию с Минимуществом России органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие. В данном случае речь идет о специальных полномочиях учредителя, которые не могут быть пе-реданы внешнему управляющему.

Решением суда о ликвидации унитарного предприятия на его учредителей либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридичес-кого лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Руководитель должника -- унитарного предприятия вправе обра-титься в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что оно будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Руководитель унитарного предприятия обязан обратиться с заявлением о признании банкротом в арбитражный суд в случаях:

· когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника -- унитарного предприятия в полном объеме перед другими кредиторами;

· когда федеральным органом по управлению имуществом принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании унитарного предприятия банкротом;

· в иных случаях, предусмотренных федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Унитарное предприятие может принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной внесудебной ликвидации только совместно с кредиторами (п. 2 ст. 65 ГК РФ). При этом руководитель должника -- государственного унитарного предприятия может добровольно объявить о банкротстве должника только при условии получения письменного согласия всех его кредиторов.

В добровольном объявлении о банкротстве должника -- унитарного предприятиям его ликвидации, которое публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», указывается срок для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления. Руководитель должника -- унитарного предприятия обязан рассмотреть требования кредиторов и приступить к расчетам с кредиторами, в порядке, предусмотренном законом.

Ликвидация унитарного предприятия считается завершенной, юридическое лицо -- прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация государственного унитарного предприятия влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Литература:

1. Предпринимательское право Р.Ф. Под ред. Е.П. Губина, М: Юристь, 2003г.

2. Комментарий к законодательству о федеральных государственных унитарных предприятиях. Под ред. Ю.П. Орловского, Н.А. Ушаковой, - М: Юстицинформ, 2001г.

3. Гражданский кодекс Р.Ф.(ч.1)

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.