реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое обеспечение защиты прав потребителей в Украине

реферат

Правовое обеспечение защиты прав потребителей в Украине

Правовое обеспечение защиты прав потребителей в Украине.

Основным законодательным актом, которым регулируется защита прав потребителей в Украине, является основании Закона Украины «О защите прав потребителей» № 1023 от 15.12.93. (последние изменения внесены 10.01.2002.)

Потребителем, права которого защищаются на основании Закона Украины “О защите прав потребителей” (далее Закон), является только гражданин (физическое лицо), который приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых нужд. Закон регулирует отношения потребителя с предприятием, учреждением, организацией и гражданином-предпринимателем, которые изготавливают или продают товары, выполняют работы или предоставляют услуги, независимо от форм собственности и организационных форм предпринимательства. На отношения по изготовлению и продаже товаров, выполнению работ или предоставлению услуг гражданином, который не является предпринимателем, а также в случае приобретения товаров, пользования услугами гражданином только для предпринимательской деятельности или предприятиями, учреждениями, организациями действие этого Закона не распространяется. Таким образом, потребитель только физическое лицо, не юридическое лицо и не гражданин-предприниматель.

Кроме этого, необходимо определить момент, с которого простой прохожий становиться потребителем, т.е. момент возникновения намерения что-то приобрести или заказать, непосредственно момент приобретения (заказа) или использование товара (работы, услуги). Также немаловажно, что действие этого Закона не распространяется на случаи приобретения Вами товара (работы, услуги) у обычного стихийного торговца или у гражданина у магазина, если только он не является юридическим лицом или частным предпринимателем и в этот момент выступает в роли такового.

Субъект второй - изготовитель, исполнитель или продавец.

Изготовитель - это предприятие, учреждение, организация или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации.

Исполнитель - предприятие, учреждение, организация или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги.

Продавец - предприятие, учреждение, организация или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи.

Между потребителем и исполнителем (продавцом) заключается определенный договор - устное либо письменное соглашение о качестве, сроках, цене и других условиях, согласно которым осуществляется купля-продажа, работы или услуги. Письменное соглашение может оформляться квитанцией, товарным либо кассовым чеком или другим документом. Из-за чего же у сторон возникает спор? А спор, в основном, возникает из-за обнаружения недостатков либо существенных недостатков.

Недостатком, на основании Закона “О защите прав потребителей”, считается отдельное несоответствие товара (работы, услуги) требованиям нормативных документов, условиям договора или предъявляемым к нему требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом).

Существенный недостаток - недостаток, который делает не-возможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, или не может быть устранен в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени, либо он делает товар (работу, услугу) отличным от предусмотренного в договоре, либо проявляется вновь после его устранения.

Определив стороны и причины возможных противоречий рассмотрим общюю систему прав потребителя. Итак, потребители, находящиеся на территории Украины, во время приобретения, заказа или использования товаров (ра-бот, услуг) для удовлетворения своих бытовых нужд имеют право на гарантированный уровень потребления, который обеспечивается стимулированием производства товаров, выполнения ра-бот и оказания услуг. Этот способ обеспечения уровня потребления выглядит несколько заоблачным, так как существующее экономическое положение говорит само за себя и поэтому, пока нельзя сказать, что государство так уж сильно стимулирует производство, сферу выполнения работ или оказания услуг.

Вторым способом обеспечения этого гарантированного уровня потребления является введением в случае необходимости нормированного рас-пределения товаров, если нет гарантий их свободного приоб-ретения каждым потребителем. Иначе говоря, если что-то станет дефицитом, то государство обязуется обеспечить всех талонами на этот дефицит и каждый получит равную с другим долю этого товара.

И третье - это введение компенсационных выплат, различных видов пособий и льгот гражданам. Эти льготы могут выражаться во внеочередном обслуживании участников ВОВ, а так же для некоторых категорий граждан в специализированных отделах могут реализовываться товары по льготным ценам, со скидкой и т. д.

Обеспечивает защиту прав потребителей государство, которое обеспечивает гражданам защиту их интере-сов как потребителей, предоставляет возможность свободного выбора товаров (работ, услуг), получение знаний и квалифи-кации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования товаров (работ, услуг) в соответствии с их потребностями. Так же государство гарантирует приобретение или получение иными законными способами товаров (работ, услуг) в объемах, обеспечивающих уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жиз-недеятельности. Все эти блага обеспечивают компетентные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Однако можно заметить, что все эти органы недостаточно рьяно исполняют свои функции, так как на рынке достаточно велик процент некачественных товаров (работ, услуг).

Законом предусмотрено право потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг). Это значит, что потребитель имеет право требовать от продавца (изго-товителя, исполнителя), чтобы качество приобретенного им товара (выполненной работы, оказанной услуги) отвечало требованиям нормативных документов, условиям договора, информации о товаре (работе, услуге), предоставляе-мой продавцом (изготовителем, исполнителем), а продавец (изготовитель, исполнитель), в свою очередь, обязан передать товар (работу, услугу), отвечающий этим требованиям. Требования к товару (работе, услуге) относительно его безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей природной среды устанавливаются нор-мативными документами, а в отношении отдельных групп товаров (работ, услуг) указанные требования устанавливаются законодательными актами Украины. На товары, ввозимые на территорию Украины, должен быть предусмотрен действующим законодательством доку-мент, подтверждающий их надлежащее качество.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возмож-ность использования товара (результатов выполненной рабо-ты) по назначению в течение срока его службы, предусмот-ренного нормативным документом или установленного им по договоренности с потребителем, а в случае отсутствия таких сроков - в течение 10 лет. Так же изготовитель обязан обеспечить техническое обслужива-ние и гарантийный ремонт товара, а также выпуск и поставку для предприятий, осуществляющих техническое обслужива-ние и ремонт, в необходимых объемах и ассортименте запас-ных частей в течение всего срока его производства, а после снятия с производства - в течение срока службы, а в случае отсутствия такого срока - в течение 10 лет.

Кроме этого согласно статьи 13 Закона изготовитель (исполнитель) обеспечивает нормальную работу (применение, использование) товара (работы, услуги), в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока, установленного законодательством, а в случае его отсутствия - договором. Гарантийные сроки на комплектующие изделия должны быть не меньше гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено законодательством или догово-ром.

Поскольку по содержанию ст. 13 Закон изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить в течение гарантийного срока нормальную работу товара, в том числе комплектующих изделий, то специальная установка (подключение или сборка), техническое обслуживание (наладка и др.), ремонт в этот период должны производиться без дополнительной оплаты.

Гарантийный срок должен указываться в паспорте на товар (работу, услугу) либо на этикетке или в любом другом документе, прилагаемом к товару (работе, услуге).

Для медикаментов, пищевых продуктов, изделий бытовой химии, парфюмерно-косметических и других товаров, потре-бительские свойства которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей природной среды, устанавливается срок годнос-ти, который указывается на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к ним при продаже, и который считается гарантийным сроком. Срок годности исчисляется от даты изготовления, которая также должна быть указана на этикетке или в других документах, и определяется или временем, в течение которого товар пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Продажа товаров, срок годности которых истек, запрещается.

На сезонные товары (одежду, меховые изделия и другие) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего, сезона, устанавливаемого Кабинетом Министров Украины. Одежда, меховые и иные изделия :

весенне-летнего ассортимента - с 1 апреля

осенне-зимнего ассортимента - с 1 октября

Обувь:

зимнего ассортимента - с 15 ноября по 15 марта

весенне-осеннего ассортимента - с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября

летнего ассортимента - с 15 мая по 15 сентября

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда время заключения товаров (работ, услуг), на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель имеет право предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) соответствующие тре-бования, если недостатки обнаружены в течение шести меся-цев, а в отношении недвижимого имущества - не позднее трех лет со дня передачи их потребителю. Т. е. нет товаров (работ, услуг) на которые не устанавливается гарантийный срок, это срок устанавливает закон.

При выполнении гарантийных ремонтов гарантийный срок увеличивается на время нахождения товара (работы, услуг) в ремонте. Указанное время исчисляется со дня, когда потребитель обратился с требованием об устранении недостатков.

При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена.

Потребитель (статья 14 Закона) при обнаружении недостатков либо фаль-сификации товара в течение гарантийного или иных сроков, установленных обязательными для сторон правилами либо договором, имеет право по своему выбору требовать от про-давца или изготовителя:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом;

б) замены на аналогичный товар надлежащего качества;

в) соразмерного уменьшения его покупной цены;

г) замены на такой же товар другой модели с соответству-ющим перерасчетом покупной цены;

д ) расторжения договора и возмещения понесенных им убытков.

При этом нужно помнить, что обязательно должно быть соблюдение гарантийного или иных сроков, установленных обязательными правилами либо договором, либо для предъявления этих требований должна присутствовать фальсификация товара. Согласно этого удовлетворяются требования потребителя в отношении товаров, срок гарантии на которые не истек, а в отношении непродовольственных товаров, бывших в использовании и реализованных через различные комисси-онные торговые предприятия, вышеуказанные требования потребителя, удовлетворяются с согласия продавца.

Так же для предъявления этих требований не обязательно, чтобы товар был полностью непригоден к эксплуатации, достаточно наличие недостатков, т. е. отдельного несоответствия товара требованиям нормативных документов, условиям до-говоров или предъявляемым к нему требованиям.

Такие требования могут заявлять потребители, которые имеют на товары квитанции, товарные или кассовые чеки или другие письменные документы, а относительно товаров, на которые установлены гарантийные сроки - технические паспорта или документы, их заменяющие. При продаже товара продавец обязан выдать потребителю квитанцию, товарный либо кассовый чек или иной письмен-ный документ, удостоверяющий факт покупки.

Однако, поскольку в системе розничной торговли договор купли-продажи, как правило, совпадает с его выполнением, на него не распространяются требования относительно обязательной письменной формы. Поэтому утрата указанных документов, неполучение их при приобретении товара или невозможность их восстановления не лишает потребителя права доказывать факт купли-продажи с помощью свидетелей. Но это, в данном случае, не самый лучший способ доказывания, т. к. противоположная сторона так же может сослаться на такое же колличество свидетелей, которые с не меньшим рвением будут доказывать обратное. Поэтому, приобретая товары, особенно дорогостоящие, целесообразно брать и сохранять, на определенное время, кассовые чеки или другие документы. Ведь гораздо проще взять чек и наклеить его на технический паспорт и хранить на долгую память, чем потом, в случае возникновения спора, срывать с работы в судебное заседание своих друзей, убеждать их в правильности своих действий и т. д.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.