p align="left">№41. Основные принципы судоустройства и судопроизводства по реформе 1864г Прежнее судопроизводство хар-ось инквизиционной формой процесса, теорией формальных док-в, множественностью органов, обладающих суд полномочиями, закрытостью суд процесса, сословностью. Правовую основу реформы составили: учреждения суд установлений, устав уг судопроизводства, устав гр судопр, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Реформа провозгласила след принципы: 1)независимость суда 2) все сословность суда 3) устность и властность суд процесса 4) = всех перед судом 5)несменяемость судей и следователей 6) рассмотрение дел сч участием присяжных заседателей 7) выборность судей и присяжных заседателей 8)установление прокурорского надзора 9) введение института присяжных поверенных. 10) право на защиту и участи адвокатов 11) призумция невиновности 12) соотношение тяжести преступления и наказания. №42. Военная реформа 1874 Была утверждена всеобщая воинская повинность для лиц муж. пола достигшие 20-летнего возраста, призывались по жребию. Срок службы - шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет и на флоте соответственно семь и три года. Освобождение подлежали: 1 единственный сын и кормилиц, 2 братья военнослужащих, 3 духовенство, 4 народы средней Азии и 5 крайнего севера. Офицерские кадры: готовились в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях, предпочтение в поступлении в них отдавалось дворянству. Эта реформа ускорила ломку сословного строя, способствовало развитию ж/д, и содействовало распространения грамотности. Изменение норм в этот период преследовало цели дальнейшего укрепления феодально-крепостн-го строя. Цель - создание регулярной армии с обученным личным составом. Современным оружием, квалифицированными кадрами офицеров. №43. Городская и земская реформа 2/2 19в В 1864 было издано положение о губернских и уездных земских учреждениях. В губерниях и уездах создавались земства (выборные органы из представителей всех сословий). Из-за высокого имущественного ценза там преобладали помещики. Сфера их деятельности ограничивалась вопросами местного значения. Находились под контролем центральной местной власти. Выборы в уездные земские собрания проводились на 3 избират съездах (по куриям): 1)уездные землевладельцы 2) гор избиратели (купцы 3 гильдий) 4) и выборные от сельских обществ, крестьяне. На уездном земском собрании избирались в уездную земскую управу (исполнгит орган) и депутатов в губернское земское собрание, которое избирало губернскую земскую управу. Уездные и губернские предводители дворянства возглавляли управы, избирались на 3 года. Председатель земской управы утверждался губернатором. Председатель губернской земской управы - министром ВД. Городовое положение 1870 создало в городах всесословные органы - гор думы, на 4г. они избирались по куриям, в соответствии с имущ цензом. Главную роль в них играла крупная буржуазия, под строгим контролем правит админ. Гор дума избирала гор управу (исполнит орган), состоявшую из гор главы и членов. Гор глава являлся председателем и гор думы и гор управы. Члены гор думы назывались гластными, она ведала вопросами гор хоз-ва, образования и здравоохран. №44. “Охранит монархия ” Александра 3 (общая хар-ка контрреформ) Цель политики: укрепление самодержавия и бюрократии, восстановление привилегий помещичьего дворянства, отказ от реформ, подавление и ликвидация инакомыслия, рев организаций. Власть и самоуправления: 1) 1881 - принятие положения о сохранении гос безопасности, согласно которому губернатор получил права: объявлять чрезвычайное положение, арестовывать подозрительных лиц без суда, ссылать их на срок до 5 лет, придавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств и гор дум. 2) 1889 - закон о земских участковых начальниках. Они назначались министром ВД, практически заменяли мировой суд крестьян. 3) 1890 - изменение избират системы: увеличение гласных от помещиков. Гласные от кр утверждались губернатором. 4) 1892г - городовые положение сократило число избирателей в 3-4 раза путём повышения ценза. Просвещение и печать: право МВД и синода закрывать любое издание, усиление цензуры, закрытие либеральных изданий, ликвидация автономии университетов, русификация образования и печати в национальных окраинах. 1887 - циркуляр о кухаркиных детях - запрет приёма в гимназии детей мелкой буржуазии. Аграрная полит: 1881 - снижение выкупных платежей, с требованием обязательности выкупа крестьянами наделов у помещиков. Для этого в 1882 открыт кр банк. 1886 - отмена подушной подати за счёт перевода гос кр на выкуп. Укрепление общины, усиление налогового давления. Промыш полит: кризис начала 80 привёл к массовому увольнению, снижению зарплаты на 40-50% , использование системы штрафов и вычетов. 1880-1884 - 95 стачек. 1885 - Морозовская стачка. Александр 3 пошёл на регламентацию отношений рабочих и фабрикантов, введена уг ответственность за участи в стачках, обязали предпринимателей заносить рабоч книжку условия найма, выплачивать зарплату только деньгами, ограничить штрафы. В условиях становления рынка соц противоречия обострялись. №45. Наследственное право Р на рубеже 19-20вв При отсутствие завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону. Супруги получали 7 долю, сестры при братьях 14 часть недвижимого и 8 часть движимого имущества. Усыновлённые наследователи получали только благоприобретённое имущество, незаконнорожденные вовсе устранялись от наследства. Ближайшие родственники устраняли от наследства последующих, нисходящие - боковых, 1-ые находящие (дети) - вторых (внуков). Имущество кр двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю - лица, приписанные к сельскому общесту. К наследованию в кр семьях допускались посторонние лица, ставшие членами кр двора: усыновлённые, приёмыши и незаконнорожденные дети. Дочери допускались к наследству в равной степени, если выходили замуж за примака ( жених входил в семью невесты.. Раздел кр двора мог производиться только с согласием большинства сельского об-ва.. в 1886 законодатель существенно ограничил разделы кр хоз-в. №46. Уг право на рубеже 19-20 в Преступления: тяжкие (см казнь, каторга, поселение), преступление (за которые могли назначаться заключения в крепость, тюрьму, исправит дом), проступки (арест, штраф). Закон предусматривал случаем, когда ответственность за убийство и иные преступления искл: если совершивший деяние действовал во исполнение закона или приказа, с дозволения власти или осуществляя проф обязанности, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны. Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, умыш преступления - на хладнокровные или в состоянии аффекта, наказывалась неосторожная вина уложение предусматривало 3 типа неосторожности: тяжёлое , среднее, лёгкое. Предусматривалось наказание за голый умысел в разряде гос преступлений, за угрозу (даже нереальную) поджога. Виды соучастия по уложению 1885: 1) скоп, включавший главных виновников и участников и образовывавшийся в момент совершения преступного деяния. 2)сговор, в котором участвовали зачинщики, сообщники, подстрекатели, пособники. 3)шайку, состоявшую из главных виновных, сообщников и пособников. Прикосновенность: попустители, укрыватели и недоносители. Наказание: главное см казнь, поселение, заключение, арест, штраф. 2) дополнительное лишение особенных прав, звания, титулов, семейных прав, избирательных, право заниматься опред деятельностью, конфискацией имущества, помещения в работный дом. 3) заменяющее - принудит лечение, опека. В 1903 г вступило в силу новое уг уложение, которое состояло из 37 глав и 687 ст. число составов преступлений было сокращено до 615. В новом уложении чётко различались общая и особенная части. В общей части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Общая часть содержала следующие главы: 1)о преступлениях и преступниках вообще 2)о наказаниях 3) об определении наказания по преступлениям. 4)о смягчении и отмене наказаний. 5)о пространстве действий постановлений настоящего уложения. Уложение давало формальное опред преступления: (деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания.). Уложение принимало 3-х членное деление: тяжкое преступление, преступление, проступок. Субъектом преступления было лицо, достигшее 10 возраста, вменяемое и физическое. Новое уложение в отличие от старого не делило умысел на задание обдуманный и внезапно возникший. Система наказаний была упрощена, все наказания делились на гл, дополнит, и заменяющие. В уложении предусматривались 8 родов главных и дополнит наказаний. См казнь совершалась через повешенье, публично, и не применялось к лицам моложе 17 и старше 70 лет. приговорённые к см казни лишались всех прав состояния и иных прав. Особенная часть уложения состояла из 36 глав, большинство которых включали нормы, предусматривающие ответственность за религ, гос, и должностные преступления. №47. Изменение гос строя в ходе революции 1905 -1907г Система представ. учреждений вводилась в Р. рядом гос. актов, начиная с Манифеста 6авг. 1905г и кончая основными гос. законами 23 апр. 1906г. 17окт. 05г -Манифест об усовершенствовании гос. порядка (1)свобода совести..2)привлеч. к выборам широких слоев населения. 3)обязат. порядок утверждения Думой всех издаваемых законов). После разгрома воор. восстания в М. издается указ от 11дек. 05г Об изменении положения о выборах в Думу-расширен круг избирателей (м. старше 25л. кроме солдат, студентов. поденных рабочих и части кочевников). Не прямое и неравное для курий. Депутаты избирались избирательными собраниями (выборщики от каждой губернии и крупных городов). 20фев. 1906г Учреждение Гос. думы. в кт опред. ее компетенция: разработка З. и обсуждение, утвержд. бюджета. На 5лет избиралась. Отстранял деп-ов Сенатом. Досрочно распустить Думу мог имп-р. Одновременно принято положение о Гос. совете, кт стал верхней палатой (=права Думе). Все законопроекты д. утверждать после Думы Сенат, а потом имп-р. Пред-ль и вицепред-ль Совета назначались ежегодно имп-ром. 23апр. 06г -Основные гос. законы (их изменить мог только имп-р). В гл1.: Имп-ру Всерос-му принадл. верх. самодержавная власть. Июнь 12г-законы о соц. страховании рабочих. По иниц. прав-ва Дума приняла законы О введении земского самоуправления в юж. и зап. губерниях. но оппозиция Совета. Июнь 12г Дума и Совет законопроект О преобразовании суда в сельских местностях (суд. власть от зем. начальников -мировым судьям. кт избирались зем. собраниями). №48. Столыпинская аграрная реформа Аграрная реформа цели: успокоить Россию избежать новой революции расширить соц-ную опору власти, обеспечит продвижение страны по пути капиталистихоз-ва России в руках министра финансов и финансирование всех гос-ных расходов через Министерство финансов. Гос-ный бюджет вычислялся Мин-вом финансов а рассм-ся и утверждался Гос-ным советом. Старые подати - подушная и винные откупа -были заменены поземельным налогом и акцизами (на табак, соль, вино, сахар), что привело к росту доходной части гос-го бюджета. В 1860 г. был создан Гос-ный банк, а также сеть коммерческих банков. Направления в аграрных реформах: разрушение общины сверху и вывод крестьян на отруба и хутора, поощрение переселения крестьян из Центр-ной России на окраины, реорганизация Крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель судебные палаты. Возглавлял судебную систему Сената. Он яв-ся кассационной инстанцией для всех судов и мог рассм-вать особо важные дела в качестве первой инстанции. Действовали так же военные и создавались коммерческие суды для промышленности и торговли. №49. Изменение гос строя Р в ходе Февральской революции Осенью временное (соц по составу), осуществила наиболее важные преобразования в системе органов власти и управления. В мае была упразднена назначаемая часть членов гос совета. В октябре распущены выборные члены гос совета, тогда-де распущенна и сама гос дума, пытавшаяся оказывать влияние на пра-во. Остатки высших органо старой власти исчезли окончательно. Временное пра-во было сформировано 3 марта 1917г. Однако кризисы в пра-ве привели к переформированию его состава: 1 коалиционное пра-во было образованно 5 мая, 2-ое 24 июля, 3-е 25 сентября 1917г. За время своей деятельности временное пра-во влюч в свой состав ряд вновь образованных ведомств: мин труда, главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы соц страхования. Мин продовольствия, унаследовавшее задачи мин земледелия, мин гос призрения, принявшее на себя функции благотворит органов. В августе 1917г вместо Синода создано мин по делам вероисповеданий, действовавшее в рамках правового статуса церковных организаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|