. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.Статья 631. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.Тема 2. Гарантии законности и обеспечение прав граждан в деятельности милицииПонятие и принципы законности. Международно-правовые акты о свободах и правах человека.Деятельность милиции по соблюдению прав, свобод и обязанностей граждан РФВиды и формы контроля, осуществляемого за деятельностью милиции.Надзор за законностью деятельности милиции.Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции.Ответственность сотрудников милиции за нарушение законности.Ответственность сотрудников милиции за совершение противоправных деяний: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность. Законность (лат. aequitas) -- один из основных правовых признаков и принципов правового государства, выражающий режим реального действия права в государстве, то есть, буквально понимая, когда все действия совершаются согласно нормативно-правовому акту, то есть закону или подзаконному правовому акту. Иногда законность отождествляют с признаком верховенства закона, согласно которому государственные органы и должностные лица, а также граждане должны неукоснительно исполнять закон, другие правовые акты и судебные решения. Таким образом, законность выступает в трёх значениях: 1. как метод государственной власти; 2. как принцип права; 3. как общественно-политический режим. Формы законности· Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям. · Верховенство основного закона - иерархия законов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции). · Неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов всеми членами общества и государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь. · Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами. Функции милицииВ «Законе о милиции» указаны следующие функции милиции: обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; применение оружия, физической силы и спецсредств допускается только в особых случаях, указанных в законе. Также в законе «О милиции» говорится о равных правах человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Внутренняя организация.Милиция подразделяется на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Отличия между ними заключаются в функциях, управлении и финансировании: численность для первой из них определяется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, для второй -- Правительством РФ. В основные функции милиции общественной безопасности входят обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности и общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых видов преступлений, розыск лиц. Оказывает содействие криминальной милиции. В состав милиции общественной безопасности входят подразделения дознания, участковых уполномоченных милиции, по делам несовершеннолетних, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, исполнения административного законодательства, патрульно-постовая служба, органы вневедомственной охраны, отряды милиции особого назначения и государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по большей части тяжких и особо тяжких, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, лиц без вести пропавших. Органы криминальной милиции осуществляют борьбу с организованной преступностью. Милиция общественной безопасности и криминальная милиция являются органами дознания. В обеих категориях могут существовать отдельные подразделения милиции для охраны особо важных и режимных объектов, закрытых административно-территориальных образованиях, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления: · Министерство внутренних дел -- центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе -- Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности -- генерал-полковник -- генерал армии. · Департамент -- подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел. · Главное управление внутренних дел (ГУВД) -- осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями -- подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУВД стоят над управлениями (УВД) или отделами внутренних дел. В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления внутренних дел (ГУВД г. Москвы, ГУВД Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУВД. Руководитель ГУВД, как правило, имеет воинское (специальное) звание генерал-лейтенант -- генерал-полковник. · Управление внутренних дел (УВД) -- орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУВД, но выше отделов внутренних дел. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему УВД или ГУВД: например УВД по Новомосковскому району Тульской области, УВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко -- генерал-лейтенант). Если УВД входит в состав вышестоящего УВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД -- полковник. · Отдел внутренних дел (ОВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется УВД, бывает: территориальное (ОВД района, города областного подчинения: РОВД или ГОВД), в этом случае осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории; функциональное: например отдел уголовного розыска УВД. · Отделение внутренних дел или Отделение милиции (ОМ) -- территориальное (реже -- функциональное) подразделение внутри отдела или управления внутренних дел. · Министерство внутренних дел по субъекту Российской Федерации -- осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается ГУВД или УВД. В состав милиции входят также отряды милиции особого назначения и специальные отряды быстрого реагирования.Преступность среди сотрудников милицииРоссийская милиция, как и большинство силовых ведомств России, не обходится без фактов произвола над личностью и организациями и случаев коррупции. По данным пресс-службы департамента собственной безопасности МВД России, число преступлений, совершённых сотрудниками милиции, в 2005 году составило почти 45 тысяч.[6] Насилие:Пытки.Пытки в России запрещены законом (Статья 21 Конституции Российской Федерации, ст. 117 УК РФ). Однако по данным на 1999 год, избиения и пытки, совершаемые сотрудниками милиции имели массовый характер (по разным оценкам, до 50 %--80 % подозреваемых). Насилие при задержании6 апреля 2006 года три милиционера избили в Москве 12-летнего мальчика, после чего тот был госпитализирован в НИИ неотложной детской хирургии. По свидетельствам матери: «Избивали жестоко руками, ногами. Прежде чем надеть на него наручники, его повалили. Один милиционер держал, другие наносили удары», после чего они угрожали задушить Никиту и закопать его на ближайшем стадионе. «И никто тебя искать не будет», -- пообещали хранители порядка. Чтобы скрыть правонарушения милиции начальник ОВД предлагал взятку родителям ребёнка, но те отказались и подали на милиционеров в суд. Взяточничество.Мнение о взяточничестве в органах милиции широко распространено среди граждан России. Источником слухов о сильной коррумпированности органов милиции являются небольшое количество судебных процессов по факту злоупотребления сотрудниками милиции своими полномочиями на фоне высокого уровня коррупции на постсоветском пространстве в целом. Среди сотрудников МВД бытует мнение, что в действительности коррупция среди сотрудников милиции явление не настолько распространённое, как принято считать. Некоторые из них считают, что у большинства сотрудников милиции отсутствуют достаточные полномочия, чтобы принудить кого-либо к даче взятки. Данное мнение основано на том, что факт получения взятки якобы представляет большую опасность для сотрудника милиции, т. к. якобы очень велик риск быть привлеченным к ответственности. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" Раздел VIII Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милицииСтатья 37. Контроль за деятельностью милиции Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях. Статья 38. Надзор за законностью деятельности милиции Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Статья 39. Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд. Статья 40. Ответственность сотрудников милиции За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|