реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правоохранительные органы

реферат
/b>Некоторыми руководителями республик в составе Российской Федерации высказывалось мнение об отнесении районных судов к системе судов субъектов Федерации. В этом случае районный суд должен был формироваться по принципу, установленному ч.8 ст.13 Закона РФ о судебной системе, т.е. в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Как известно, в настоящее время судьи назначаются Президентом Российской Федерации.

1. Какой порядок формирования районного суда Вам представляется наилучшим? Можно ли считать назначение судей Президентом РФ гарантией независимости судей? Учел ли законодатель мнение субъектов Федерации? Если да, то как? Удалось ли создать суды, полностью независимые от местной администрации?

Районный суд - это суд основного звена, рассматривающий наибольшее количество гражданских и уголовных дел в соответствии с предоставленной законодательством компетенцией, рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд - это непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов. В случаях, предусмотренных законодательными актами, районный суд или судья рассматривают дела об административных правонарушениях.

Районные (городские) народные суды избираются в составе народного судьи (народных судей) и народных заседателей.

При избрании двух и более судей районного суда утверждается председатель соответствующего районного суда из числа поставленных на должность судей.

Высказываются различные точки зрения о численном составе районного суда, статусе судей и самого районного суда.

2. Рассмотрите существующие точки зрения, сравните их с буквой закона и сформулируйте собственное мнение по поводу следующих вопросов:

кто должен определять численный состав районного суда;

Структура и штатная численность аппарата районного (городского) суда устанавливаются соответственно должностным лицом министерства юстиции субъекта РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

могут ли быть заместители у председателей районного суда;

В случае временного отсутствия председателя суда его обязанности исполняет заместитель председателя или по его поручению один из судей этого суда.

В односоставных районных судах, где работает один судья, при временном его отсутствии исполнение обязанностей председателя суда возлагается на судью ближайшего районного или приравненного к нему суда решением председателя вышестоящего суда.

Заместитель председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий председателя районного суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленных председателем суда.

может ли быть приравнен к районному суду Зеленоградский окружной (городской) суд Москвы;

тождествен ли судебный район административному району.

Ответы обоснуйте.

Во время научно-практической конференции в Российской правовой академии юрист Петров высказал мнение, что районный суд продолжает оставаться судом первой инстанции. Однако юрист Сидоров поправил его, указав на то, что районный суд «одновременно становится и судом второй инстанции».

3. Как Вы считаете, кто из них прав? Свой вывод поясните. Все ли гражданские и уголовные дела подсудны районным судам?

Полномочия районного суда заключаются в том, что он правомочен рассматривать и разрешать гражданские уголовные дела.

В соответствии с УПК РФ районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, которые относятся к подсудности мирового судьи, верховному суду субъекта РФ, Верховному Суду РФ.

В соответствии с ГК РФ к полномочиям суда относятся рассмотрение и разрешение:

1) исковых дел с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дел, разрешаемых в порядке приказного производства;

3) дел, возникающих из публичных правоотношений, и дел особого производства;

4) дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

5) дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

По мнению Ю.И. Стецовского, «подсудность и другие проблемы военных судов решаются по старым лекалам». Когда в 1991 г. в проекте Конституции СССР было установлено рассмотрение военными судами лишь дел о военных преступлениях, последовали возражения начальника Управления военных судов генерал-лейтенанта А. Муранова. Он счел неприемлемым проект об исключении из подсудности военных судов дел по обвинению военнослужащих в совершении общеуголовных преступлений. Военные суды, по его мнению, должны рассматривать отнесенные к их компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Хотя в Конституции СССР провозглашались принципы равноправия граждан и национального языка судопроизводства, А. Муранов предлагал рассматривать дела в военных судах только на русском языке. Председатель Военной коллегии Н.А. Петухов заявил, что военный суд должен превратиться в самостоятельный независимый орган с подсудностью, обеспечивающей реализацию конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Но как быть с равно - правием, когда на скамье подсудимых рядом с военнослужащими сидят гражданские лица, а то и несовершеннолетние? В том же регионе они могли бы реализовать свое конституционное право на суд присяжных, но для них это исключено: дело рассматривает военный суд.

4. Рассмотрите эти мнения, выскажите собственную точку зрения. Сравните ст.46, 47 и 56 Конституции РФ и п.3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 октября 1996 г. № 10 (см.: Сборник постановлений Пленума Верховного суда РФ. 1961-1996. М.: Юрид. лит., 1997. С.151) и дайте оценку реальному положению дел в этой области.

Служащий (вольнонаемный) Вооруженных сил РФ Р.С. Храмов совершил кражу у гражданина М.П. Васильева.

5. Какой суд будет рассматривать данное уголовное дело? Рассмотрите все возможные варианты.

6. Как Вы считаете, вправе ли председатель военного суда высказывать свое мнение о замещении вакансий на должности судей? Если да, то в какой форме? Что по поводу этого устанавливает законодательство?

Председатель военного суда контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от долж-ти работников аппарата суда

7. Как Вы считаете, может ли Верховный суд Российской Федерации выступить в качестве суда первой инстанции? Если да, то будут ли такие случаи исключением из правил? Дайте краткую характеристику подсудности Верховного суда.

Верховный суд Российской Федерации явл-ся высшим судебным органом по гражд., угол., админ. и иным делам, подсудным делам общей юрисдикции, осуществляет в предусм-х федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деят-тью и дает разъяснение по вопросам судебной практики (ст.126 Конст. РФ)

Верховный суд Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; изучает и обобщает суд. практику, анализ-т суд. статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства России, возникающим при рассмотрении судебных дел и др.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела: 1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

5) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ.

Некоторые юристы высказывают мнение о том, что постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации посягают на процессуальную независимость нижестоящих судов и судей, поскольку в них содержатся определенные указания судьям на применение конкретных норм закона, что, в конечном счете ограничивает самостоятельность судов в принятии того или иного решения. Другие юристы считают такие рассуждения ошибочными и подрывающими единство судебной системы.

8. Изучите правовой статус и основные задачи Пленума Верховного суда Российской Федерации и оцените вышеуказанные мнения юристов. (В качестве примера к выводам можно рассмотреть, например, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» или какое-либо иное постановление)

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя, его заместителей и членов Верховного Суда РФ.

В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального Прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства; при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивает сообщения председателей Верховных Судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

3) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

4) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание РФ в порядке осуществления законодательной инициативы и о толковании законов РФ;

5) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий; 6{рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ;

7) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Главная задача Пленума Верховного Суда РФ - дача разъяснений по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения закона при осуществлении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Генерального прокурора РФ или министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже 1 раза в 4 месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный Прокурор РФ и Министр юстиции РФ уведомляются не позднее чем за 30 дней до заседания.

На Пленуме решаются и другие вопросы: о законодательной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и другому законодательству.

Пленум утверждает судебные составы коллегий и секретаря Пленума, Научно-консультационный совет при Верховном Суде РФ. Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Генеральному Прокурору РФ и министру юстиции РФ не позднее, чем за 10 дней до заседания. Заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при наличии не менее двух третей его состава.

Юрист Н. высказал мнение, что судья Д. должен понести ответственность за ненадлежащее или некачественное исполнение возложенных на него функций. Его оппонент, юрист В., на это возразил: «В ст.10 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено: «Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления».

9. Кто из них прав? Свой вывод аргументируйте.

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не м/б привлечен к какой-либо ответст-ти за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если т/о вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена вина судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Законодательство предусматривает возможность привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка. Привлечение к дисциплинарной ответственности и наложение дисциплинарного взыскания в соответствии с п.8 ч.2 ст. 19 ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» осуществляются квалификационной коллегией судей.

Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка.

Поводом для рассмотрения на заседании квалификационной коллегии судей вопроса о прекращении полномочий судьи является представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества.

Квалификационная коллегия судей рассматривает вопрос о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка по представлению председателя соответствующего суда либо обращения органа судейского сообщества.

Жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, в случае принятия решения об их проверке квалификационной коллегией судей вместе с результатами проверки доводятся до сведения председателя соответствующего или вышестоящего суда и соответствующего совета судей для принятия ими решения о внесении представления V или обращения в квалификационную коллегию судей о необходимости прекращения полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка или об отказе в этом.

Квалификационная коллегия судей может самостоятельно проверить поступившую к ней жалобу о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Поводом для рассмотрения материала о дисциплинарной ответственности судьи на заседании квалификационной коллегии судей является представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества, материалы по результатам проверки в этом случае доводятся до сведения этих должностных лиц или органа.

Порядок работы квалификационной коллегии судей с поступившими жалобами и обращениями не нарушает прав заявителя на обращение в орган судейского сообщества с жалобами и сообщениями о совершении судьей дисциплинарного проступка. Если жалобы и сообщения не содержат сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка, в том числе поданы в связи с несогласием с принятыми судебными актами, то они возвращаются заявителю без рассмотрения на основании письменного сообщения председателя квалификационной коллегии судей или члена коллегии по его поручению.

По результатам рассмотрения представления или обращения вправе прекратить полномочия судьи, а при отсутствии достаточных для этого оснований, но при доказанности совершения дисциплинарного проступка - наложить дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.

Разработчики концепции судебной реформы отбросили идею участия народа в отправлении правосудия в форме народных заседателей. Авторы концепции весьма скептически оценили достоинства правосудия, где все вопросы профессиональные судьи решают совместно с представителями народа, поскольку многими исследователями этой проблемы отмечалась склонность граждан, не сведущих в тонкостях юриспруденции, присоединяться к мнению профессионалов. Поэтому в концепции отмечались достоинства суда присяжных. Критики суда присяжных, опираясь на российский и зарубежный опыт суда присяжных, отмечают ряд его слабых сторон.

10. Рассмотрите эти противоположные позиции, выявите и оцените достоинства и недостатки института народных заседателей, суда присяжных, сходства и различия процессуального статуса народных заседателей и присяжных

Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке.

Производство по уголовному делу, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Если подсудимый не заявил ходатайства о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда.

В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее 20, а также указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание.

Постанозление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным.

Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Суд присяжных заседателей формируется из граждан РФ, включенных в списки присяжных заседателей и призванных в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Краевая, областная, районная, городская администрация ежегодно составляет общие и запасной списки присяжных заседателей, включая в них необходимое для нормальной работы краевого, областного суда число граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области.

Число включаемых в общие списки присяжных заседателей края, области граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области, должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города края, области. Число граждан, включаемых в запасной список присяжных заседателей, определяется главой краевой, областной администрации в размере не более одной четвертой всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки.

Сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей определяются главой краевой, областной администрации.

Суд присяжных заседателей отвечает на следующие вопросы: 1 {доказано ли, что деяние имело место;

2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Суд присяжных заседателей при обсуждении поставленных перед ним вопросов должен стремиться к принятию единодушных решений:

1) обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из вышеуказанных вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей;

2) оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее 6 присяжных заседателей.

Одни юристы считают, что государственная защита судей и присяжных заседателей в России уже поставлена на уровень, не уступающий некоторым развитым странам, и существуют даже несколько видов государственной защиты и различные меры безопасности. Другие заявляют, что действенной государственной защиты судей и присяжных в Российской Федерации вообще не существует.

11. Каково Ваше мнение на этот счет? Приведите аргументы. Как Вы считаете, какие виды государственной защиты и меры безопасности имеют в виду юристы?

Независимость судей - иммунитет, при котором судьям предоставляется возможность пользоваться таким кругом прав и гарантий различного характера, при котором обеспечивается наибольшая независимость от каких-либо органов власти лиц, заинтересованных в исходе дела, находящегося в производстве судьи.

Независимость судей обеспечивается:

установленной законом особой процедурой, посредством которой осуществляется правосудие. Не допускается вмешательство кого-либо в деятельность судьи. Попытка вмешательства в процесс осуществления правосудия пресекается посредством уголовного, административного законодательства;

правилами о несменяемости судей - полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком, за исключением некоторых случаев;

конкретным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи. Определяет, что полномочия судьи могут быть приостановлены на основании решения квалификационной комиссии при наличии таких обстоятельств, как: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти РФ или субъекта РФ и избрание его в эти органы власти. Деятельность судьи прекращается по письменному заявлению об отставке; при неспособности по состоянию здоровья или по инымуважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи; прекращении гражданства РФ; занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи, и др.;

4) институтом отставки судей. Отставка судьи - это почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

5) неприкосновенностью судьи - неприкосновенностью личности, неприкосновенностью занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции, неприкосновенностью семьи судьи. Также неприкосновенность судьи предполагает невозможность привлечения судьи к дисциплинарной или административной ответственности. Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта;

6) материальным и социальным обеспечением судей и членов его семьи, в соответствии с чем предусматриваются повышенные должностные оклады, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, ученую степень и т.д.

Известно, что функция организационного обеспечения судебной деятельности в России в разные периоды времени возлагалась то на органы Министерства юстиции, то на вышестоящие суды. Причем именовалась эта функция несколько иначе, чем сейчас, - «организационное руководство» или «организационное управление судебной деятельностью».

12. Рассмотрите вышеуказанные различия и определите сущность трансформации понятия «организационное руководство» в понятие «организационное обеспечение судебной деятельности». Зачем это понадобилось?

13. Как Вы относитесь к идее создания в рамках судебной системы автономного органа управления? Почему он необходим? Есть ли такой орган в сегодняшней России?

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.