реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Право как мера свободы личности

реферат
. Определенность. Правовые нормы отличает особый юриди-ческий язык, особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъяв-ляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, долж-ного и запрещенного поведения, подробно расписывать возмож-ные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения. При этом закон должен быть кратким.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для вос-приятия, понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на «среднего» американца, немца, россиянина.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и при-менение права всеми участниками правоотношений. Неопреде-ленность содержания правовой нормы, напротив, допускает воз-можность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конф-ликтам. «Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требо-ваниям, то очевидно, что первым условием упорядоченной жизни является определенность этих требований. Всякая неясность про-тиворечит самому понятию правопорядка и ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, что исполнять и к чему приспособляться ... Индивид, поставленный лицом к лицу с об-ществом, государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точно указано, чего от него хотят, и какие рамки ему ставят». [4]

5. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компе-тенции издают нормативные акты. Некоторые государственные органы, например представительные, специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон некую согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрирован-ия воля населения. При этом следует помнить, что право и зако-нодательство -- не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

6. Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным при-нуждением, своеобразным «легализованным насилием». В случае нарушения правовых норм, добровольного неисполнения юриди-ческих обязанностей и запретов применяются государственные

санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение права ластиками правоотношений, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые кон-фликты и гарантирующим каждому защиту его нарушенных прав и свобод.

7. Системность. Право представляет собой не случайную сово-купность, а стройную, целостную систему норм -- организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимо-связанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непро-тиворечивостью.

Право, как и государство, характеризуется двойственной при-родой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой -- долговременные интересы всего об-щества.

Социальная составляющая. Социальные группировки, находя-щиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощным средством форми-рования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.

Общесоциальная составляющая. В любом государстве право яв-ляется не только узкоклассовым инструментом, но и выражением компромисса между различными социальными группами, прояв-лением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическое сложение ин-дивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.

В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредствен-ной демократии и выборные органы государственной власти.

Таким образом, право (как и государство) одновременно вы-полняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества.

Сущность современного права -- объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интере-сов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства. [3]

Что касается функций права, то под ними понимают вытека-ющие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права -- регулятивную и ох-ранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упоря-дочение общественных отношений, установление правил пове-дения людей.

Охранительная функция направлена на защиту, охрану наибо-лее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнитель-ные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологи-ческую, информационную и др. [5]

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности -- это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы -- гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п. [6]

В определении правового статуса личности имеют значе-ние не только закрепленный за человеком фактический объ-ем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуще-ствляется их использование.

Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.

Итак, принципы правового статуса личности -- это при-знаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.

В Конституции закреплены следующие принципы право-вого статуса личности, непосредственно связанные с основ-ными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип характеризующий правовой статус личности.

Равенство всех перед законом и судом означает, что за-кон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посто-ронними соображениями, и не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающего-ся за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия, например недееспособность, состояние в граждан-стве, возраст и пр.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означа-ет, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по ка-ким-либо основаниям, зависящим от естественных особенно-стей личности и ее социального статуса. Конституция фик-сирует широкий, причем не закрытый, перечень таких осно-ваний.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен-ного и должностного положения, места жительства, отноше-ния к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство прав, свобод и обязанностей человека и граж-данина -- равноправие -- Конституция понимает как равен-ство возможностей, а не как фактическое равенство, кото-рое в жизни недостижимо.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах -- и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционно-го строя, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в Российской Федерации призна-ются и гарантируются права и свободы человека и гражда-нина.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.