Право и правопонимание
125 Тема № 1. Современные концепции правопонимания Право - это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой. На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения - нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей. Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права. Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе - это власть рода в целом, а не отдельных его членов. Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода. На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов - субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей. Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства. Конечно, наличие несвободных людей (объектов права и государства) не является их обязательным признаком. Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования. Виды норм права Существует множество признаков для классификации норм права. Наиболее интересные из них: отраслевой, признак определенности, признак санкций, признак юридической силы. По отраслевому признаку нормы права делятся на нормы уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного права и т.д. В связи с изменением системы правоотношений в государстве происходит и изменение правовых норм, появляются новые отрасли права (например, в России в последние 10 лет появились такие отрасли как коммерческое право, патентное право, информационное право), следовательно, появляются новые юридические нормы. По степени категоричности нормы делятся на императивные и диспозитивные. «Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?) либо если им предоставлено право конкретизировать будущие права и обязанности, такие нормы относятся к диспозитивным; если и основания правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом - нормы относятся к императивным». Например, норма, утверждающая, что если договором найма жилого помещения не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи, а норма, выраженная в ст.671, о том, что наймодатель обязуется по договору найма предоставить жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем, является императивной. Выделяются из общего множества бланкетные и отсылочные нормы. Бланкетные нормы имеют переменную диспозицию. Пример - ст.144 КЗоТ РФ: на администрацию предприятия возлагается проведение инструктажа по технике безопасности. Правила техники безопасности меняются в зависимости от типа производства и используемых технологий. Отсылочные нормы указывают на другие нормы права, как на условие своего действия. Например, согласно ст.689 ч.2 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ст.607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 ГК РФ. По юридической силе нормы делятся на нормы законов и нормы подзаконных актов. Существует множество других классификаций. Особый интерес вызывает классификация по признаку происхождения нормы права, которая основывается на способах формирования социальных норм. Нормы юридические как и нормы социальные могут формироваться либо в виде дозволений, выражающихся «преимущественно в субъективных правах на собственное активное поведение»., либо в виде запретов - воздержаний от неугодного для интересов государства поведения. Дозволения и запреты находятся друг с другом в системной взаимосвязи, определяющей принципы развития всей системы права. Эти принципы основываются на схеме «разрешено - запрещено». что разрешено - то не запрещено. Абсолютный принцип, распространяемый на все без исключения нормы права для всех субъектов. что не запрещено - то разрешено. Этот принцип применим к нормам права, регулирующим поведение только части субъектов правоотношений, а именно - граждан. Например, что касается коммерческих организаций, то они могут создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК РФ. что не разрешено - то запрещено. Данный принцип относится к нормам права, регулирующим деятельность органов государственной власти и должностных лиц. Например, согласно Конституции Правительство РФ не может издавать законы - нет такого разрешения, прописанного в Конституции, однако нет и запрета. что запрещено - то не разрешено. Это абсолютный принцип относящийся ко всем нормам права и ко всем субъектам также как и принцип что разрешено - то не запрещено. Понятие административного правоотношения Любая отрасль украинского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы Украины. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п. Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся: - права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти; - всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями); - административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон; - если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством; - разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке. - административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. В принципе подобная картина наблюдается во всех случаях использования правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только административно-правовые отношения воспринимаются как «властеотношения». Управление органически сочетается с властью. В широком социальном смысле оно осуществляется и в процессе законодательства (законодательная власть). Все ветви единой государственной власти «властвуют», т.е. в чисто юридическом смысле они столь же авторитарны, как и в сфере государственного управления. Если быть последовательным, то следует признать, что не только административно-правовые отношения являются властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-правовые, и природоохранительные, и уголовно процессуальные, и трудовые, и т.п. Значит, суть проблемы заключается не в безапелляционности однобокой характеристики административно-правовых отношений, а в констатации присущих им как разновидности властеотношений вообще особенностей. Властная природа права предопределяет наличие определенной степени властности и в любом виде регулируемых правовых отношений. В подтверждение такого вывода можно сослаться на то, что когда был, подвергнут критике так называемый «административно-командный» стиль управления, то в виду имелось не только административно-правовое регулирование, но и гражданско-правовое, хозяйственно-правовое и т.п. Власть осуществляется в различных вариантах правового регулирования. Это значит, что в любом случае нормативного установления запретов, дозволений или же прямых предписаний, независимо от конкретного вида правовых норм, последние служат юридической основой возникновения властеотношений. Поскольку названные варианты правового регулирования (метод) характерны, хотя и в различной степени, для гражданского, финансового, трудового, земельного, уголовного, конституционного и иных отраслей права, общественные отношения, регулируемые ими наряду с управленческими, носят на себе определенный отпечаток властности. Отсюда - соответствующая степень неравенства, которое обычно приписывается только административным правоотношениям. Административно-правовые отношения о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые до своему содержанию направлены, прежде всего, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Конечно, нельзя забывать, что любой вариант социального управления, в конечном счете, есть организующая деятельность, ибо «организация» есть устройство, упорядочение, объединение в единое целое. Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. Организующе воздействуют на собственную внутреннюю жизнь и общественные объединения через свои органы управления. Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей, что прямо вытекает из его природы и социального назначения. Поэтому часто его называют «непосредственно организующей» деятельностью государства. Это означает, что организация в государственно-управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах. Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен особый процессуальный порядок (исковое производство не установлен для разрешения возможных административно-правовых споров). Как правило, такого рода споры разрешаются в административном, т.е. во внесудебном порядке. Это означает, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности. Суть его - в принятии исполнительным полномочным органом (должностным лицом) юридически-властного решения по предмету спора, каковым является законность оспариваемого решения или действия, породивших спорную ситуацию. Что касается конкретной характеристики административно-правовых отношений, то в этом вопросе нет единого мнения. В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений. Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения: 1) возникают в процессе государственного управления;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|