реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правительство Российской Федерации: порядок формирования и состав

реферат
раво Президента Российской Федерации предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации - независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску. Правовая логика статьи 111 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с ее статьями 83 (пункт "а"), 84 (пункт "б") и 103 (пункт "а" части 1), заключается в том, чтобы в условиях разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции Российской Федерации) не допускать их противоборства, которое не согласуется с тем, что единственным источником, из которого они проистекают, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации (преамбула, статья 3, части 1 и 2).

Указанными принципиальными положениями, лежащими в основе организации власти в демократическом правовом государстве, обусловлена также и необходимость получения согласия Государственной Думы на назначение предложенной Президентом Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. При этом, определяя условия и порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, Конституция Российской Федерации предусматривает способы преодоления возможных разногласий ветвей власти, с тем чтобы не допустить затягивания формирования и вследствие этого - блокирования деятельности Правительства Российской Федерации как одного из институциональных элементов конституционного строя Российской Федерации (статья 11, часть 1).

Из части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими конституционными положениями, касающимися статуса главы государства, следует, что выбор представляемой Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации является прерогативой Президента Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, не ограничивая данное право, позволяет Президенту Российской Федерации самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение об одном и том же кандидате дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

В свою очередь Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства Российской Федерации, давая согласие или отказывая в согласии на назначение предложенной кандидатуры. При этом из Конституции Российской Федерации не вытекает возможность юридических ограничений названных правомочий участников данного процесса. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 52 ст. 6447.

Основания прекращения полномочий Председателя Правительства РФ. Освобождает от должности (как и назначает на должность) Председателя Правительства только Президент РФ. Закон предусматривает всего два основания прекращения полномочий председателя Правительства: его собственное желание и невозможность исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий. Собственное желание Председатель Правительства изъявляет в форме заявления об отставке. Невозможность исполнения полномочий может быть вызвана различными причинами - тяжелая или продолжительная болезнь, смерть, наличие фактов, компрометирующих Председателя Правительства, ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

О прекращении полномочий председателя Правительства Президент РФ обязательно должен уведомить Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Такое уведомление должно быть произведено без излишних отлагательств в день принятия решения.

Поскольку члены Правительства, назначаются на должность и освобождаются от должности по предложению Председателя Правительства, то прекращение полномочий (освобождение от должности) Председателя Правительства влечет отставку всего Правительства.

Председатель Правительства РФ не может абсолютно постоянно и беспрерывно исполнять свои обязанности. Как и любой живой человек, он может заболеть, он нуждается в отпуске. На практике могут возникнуть и иные ситуации, когда для временного исполнения обязанностей Председателя Правительства необходим другой человек. Статья 11 ФЗ «О Правительстве РФ» определяет способ выхода из таких ситуаций.

Основания замещения Председателя Правительства иным лицом: временное отсутствие Председателя Правительства и освобождение его от должности. В обоих случаях обязанности Председателя Правительства будет исполнять его заместитель.

Временное отсутствие Председателя Правительства. Причины такого отсутствия могут быть разными: болезнь, отпуск и т.д. Определение конкретного заместителя, призванного исполнять обязанности Председателя Правительства в случае его временного отсутствия, должно производиться в соответствии с распределением обязанностей между заместителями, составленным в письменной форме. На настоящий момент действует Распределение обязанностей между заместителями Председателя Правительства Российской Федерации (утв. Правительством РФ 1 июня 2000 г. N 1801п-П17). Распределение обязанностей между Председателем Правительства Российской Федерации и его заместителями (утв. Правительством РФ) // Российская газета. N 191, 08.10.1998

Порядок определения кандидатуры заместителя, исполняющего обязанности Председателя Правительства в период с момента освобождения от должности прежнего Председателя Правительства до назначения нового Председателя. Конкретную кандидатуру назначает Президент. Он ограничен в выборе только кандидатурами заместителей прежнего Председателя Правительства. По тексту данной статьи, назначение Исполняющего обязанности Председателя Правительства является правом Президента. Если же Президент не назначает Исполняющего обязанности, то Президент может воспользоваться предоставленными ему п. "б" ст. 83 Конституции РФ полномочиями самостоятельно председательствовать на заседаниях Правительства. Исполняющий обязанности Председателя Правительства не может быть назначен на постоянной основе. Законом установлен максимальный срок в 2 месяца.

Заместителей председателя Правительства и федеральных министров может назначать на должность только Президент Российской Федерации, однако выбор Президентом осуществляется из кандидатур, предложенных Председателем Правительства РФ.

Относительно освобождения от должности указанных лиц, закон определяет всего два основания: предложение Председателя Правительства об освобождении от должности конкретного заместителя Председателя или федерального министра или согласие президента с поданным данными лицами заявлением об отставке. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" - ООО "Новая правовая культура", 2007 г. - С. 44-47.

2.2 Ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации

Ограничения можно разделить на несколько групп:

запрет на совмещение должностей;

запрет на занятие определенной деятельностью;

запрет на получение материального вознаграждения от третьих лиц;

запрет на использование служебного положения в личных целях.

Данные ограничения необходимы для обеспечения объективного, профессионального подхода членов Правительства к своей деятельности.

Запрет на занятие должностей членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов выборных органов местного самоуправления, установленный в комментируемой статье напрямую связан с принципом разделения властей. Законодательная и исполнительная ветви власти должны быть независимыми. Занятие же лицом, представляющим одну ветвь власти, должности в рамках другой ветви власти полностью устраняет возможность независимости.

В целях обеспечения объективности принимаемых решений и эффективного выполнения своей деятельности, запрещает членам Правительства занимать иные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. При отсутствии такого запрета могла бы сложиться абсурдная ситуация.

Предпринимательской деятельностью, занятие которой запрещает часть третья статьи 11 ФЗ «О Правительстве РФ», является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.).

Статья 11 ФЗ «О Правительстве РФ» запрещает не только личное занятие предпринимательской деятельностью, но и осуществление ее через доверенных лиц. Поэтому следует признать порочной сложившуюся практику, при которой само должностное лицо только внешне соблюдает букву закона, но, на самом деле, за него предпринимательскую деятельность ведет его супруг, иной родственник или друг.

Члены правительства так же не могут участвовать в управлении хозяйствующим субъектом вне зависимости от его организационно-правовой формы. В понятие "хозяйствующий субъект" входят юридические лица, предприниматели без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Предприниматель без образования юридического лица может осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации в качестве такового.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 30.10.2009) О крестьянском (фермерском) хозяйстве // Парламентская газета. N 109, 18.06.2003., представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Для обеспечения беспристрастности при осуществлении членами Правительства своей профессиональной деятельности, при вступлении в должность они должны передавать в доверительное управление принадлежащие им доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций. Под доверительным управлением следует понимать самостоятельную деятельность управляющего по наиболее эффективному осуществлению от своего имени правомочий собственника и (или) иных прав другого лица (учредителя управления) в интересах последнего или указанного им лица (выгодоприобретателя). На доли (вклады) подразделяется уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. У акционерного общества, при этом, уставный капитал разделен на определенное число акций.

Порядок передачи долей (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций в доверительное управление, а так же осуществления самого доверительного управления установлен Главой 53 ГК. Доверительное управление имуществом члена Правительства продолжается все время пребывания его в составе Правительства Российской Федерации. Гарантом сохранности переданных в доверительное управление долей, (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций, выступает государство.

Поскольку все способы незаконного извлечения дохода в одной норме перечислить практически невозможно, комментируемый закон устанавливает общий запрет на занятие какой-либо иной оплачиваемой деятельностью. Из этого правила есть всего лишь несколько исключений: Член Правительства может заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.

Член правительства не имеет права быть поверенным или представителем третьих лиц в органах государственной власти. Представительство, по смыслу Гражданского кодекса представляет собой основанное на законе, доверенности или акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления осуществление одним лицом (представителем) от имени и в интересах другого лица юридических действий. Поверенным именуется сторона в договоре поручения, которая обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия

Разрешение на представительство интересов другого лица членом Правительства означало бы возможность использования своего служебного положения в интересах частных лиц.

Устанавливая запрет на использование в неслужебных целях информации, средств материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенных только для служебной деятельности законодатель стремится к устранению корыстной заинтересованности в занятии поста члена Правительства, воспрепятствованию злоупотреблениям должностным положением.

По мнению ряда авторов, под указанный запрет подпадают также: использование на службе, но вне служебной необходимости, не по назначению, без соблюдения правил эксплуатации оргтехники, средств коммуникации; использование средств, выделенных на официальные расходы в личных целях.

Зачастую гонорары за публикации и выступления являются замаскированной формой дачи взятки. Поэтому законодатель включил получение гонораров за публикации и выступления в качестве члена Правительства Российской Федерации в число иных запретов.

По аналогичным причинам члену Правительства запрещено принимать вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха, подарки, не предусмотренные федеральным законом ссуды от физических и юридических лиц. Такой широкий спектр возможных "подношений" предусмотрен во избежание попадания члена Правительства в зависимость от каких-либо организаций, граждан, группировок, влияния эмоций, чувств в отношении дарителя на принимаемые решения.

Следует согласиться с авторами комментария к закону "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", полагающими, что вознаграждения считаются принятыми в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность лица, его принимающего;

вознаграждение вручено по месту службы или во время участия гражданского служащего в мероприятиях, в которых он представляет соответствующий государственный орган;

даритель прямо или косвенно заинтересован в управленческом решении, действии по реализации гражданским служащим своих должностных полномочий, либо в отсутствии такого действия, и при этом принявший вознаграждение в силу своей должности непосредственно осуществляет полномочия государственного органа или непосредственно участвует в осуществлении или в подготовке осуществления указанных полномочий.

Следует учитывать, что ст. 575 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 08.05.2010) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410. допускает обычные подарки, то есть подарки, цена которых не превышает установленных законом 5 минимальных размеров оплаты труда.

Часть 9 статьи 11 ФЗ «О Правительстве РФ» запрещает членам Правительства принимать без разрешения Президента почетные и специальные звания иностранных государств, иностранные награды и иные знаки отличия. Бесконтрольное получение иностранных наград дало бы возможность иностранным государствам с помощью такого "рычага воздействия" добиваться выгодных им решений и вызывало бы сомнения в деятельности членов Правительства на благо страны.

Члены Правительства не имеют права, при выезде в служебные командировки за пределы Российской Федерации, пользоваться непредусмотренными законом источниками финансовых средств. Расходы данных должностных лиц не могут погашаться за счет посторонних физических или юридических лиц. Члены Правительства имеют право пользоваться только командировочными средствами, выделенными в соответствии с законодательством. Кроме того, не возможно запретить членам правительства пользоваться личными сбережениями (хотя в такую бескорыстность слабо верится). Исключением из данного правила могут служить только предусмотренные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации командировки "за счет принимающей стороны" или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями. В последней ситуации Российские члены Правительства могут пользоваться в служебных командировках средствами, предоставленными иностранным государствам. А должностные лица этого государства, в свою очередь, направляются в служебную командировку в Россию, и командировочные расходы оплачиваются за счет российских средств. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2006.

Заключение

Федеральный конституционный закон (в действ. ред.) на основе норм Конституции РФ провозглашает, что "Правительство Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации... Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации" (ст. 1); "Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти" (ст. 32) и т.д. Ни в самой Конституции Российской Федерации, ни в Федеральном конституционном законе "О Правительстве РФ" не имеется норм, прямо указывающих на то, что Правительство РФ входит в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Список использованных источников и литературы

Нормативные и иные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с изм. от 30.12.2008). // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008) О Правительстве Российской Федерации // Российская газета. N 245, 23.12.1997.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 08.05.2010) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

5. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 30.10.2009) О крестьянском (фермерском) хозяйстве // Парламентская газета. N 109, 18.06.2003.

6. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 30.11.2009) О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации // Российская газета. N 119, 08.06.2004.

7. Распределение обязанностей между Председателем Правительства Российской Федерации и его заместителями (утв. Правительством РФ) // Российская газета. N 191, 08.10.1998.

Литература

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательство: Норма, 2003.

9. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России ООО «Профобразование», - 2003.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. Л.А. Окунькова, М.: Издательство БЕК, 2006.

11. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. /Отв. ред. В.А. Четвернин. - М. 1997.

12. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. "Издательство Института проблем риска", 2006.

13. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" - ООО "Новая правовая культура", 2007 г.

14. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2006.

15. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федерации: конституционная проблема взаимоотношений. В кн.: Труды Московской государственной юридической академии № 4. - М., 2004.

Судебная практика

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 52 ст. 6447.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.