p align="left">Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений - Департаментом по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан. Субъекты предпринимательской деятельности имеют право не выполнять требования контролирующих и правоохранительных органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки. Результаты проверок оформляются актом (справкой), один экземпляр которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности. При выполнении субъектами предпринимательства предписаний контролирующих органов по результатам проверок, а также добровольном возмещении ущерба в установленные сроки и в полном объеме, включая уплату пени, к ним не применяются финансовые санкции. Проверка деятельности субъектов предпринимательской деятельности осуществляется должностными лицами контролирующих и правоохранительных органов. Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности субъектов предпринимательской деятельности осуществляется при наличии у этих лиц выписки из плана проведения проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов, копии приказа контролирующего органа о проведении проверки с указанием состава проверяющих должностных лиц и сроков ее проведения, удостоверения личности проверяющих должностных лиц. При проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства должностные лица контролирующих и правоохранительных органов производят запись в книге регистрации проверок в порядке, установленном законодательством. В случаях, предусмотренных законодательством, к субъектам предпринимательства применяются меры, ограничивающие их деятельность. При этом следующие меры правового воздействия применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке: прекращение деятельности; приостановление деятельности, за исключением случаев приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения; приостановление операций по счетам в банках, за исключением выявленных случаев легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансирования терроризма; применение финансовых санкций, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также случаев признания субъектом предпринимательства вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты сумм финансовых санкций обращение в доход государства предметов правонарушений; приостановление на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия и аннулирование лицензии (разрешения) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности (за исключением лицензий, выдаваемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан. Органы государственного управления в пределах своей компетенции: осуществляют мониторинг за соблюдением законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности и развитием предпринимательской деятельности, изучение имеющихся проблем и внесение предложений по совершенствованию нормативных актов, направленных на укрепление правовых гарантий предпринимательства; обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в доступе к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам; оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в реализации их продукции на внешнем и внутреннем рынках; организуют информационную и разъяснительную работу среди субъектов предпринимательской деятельности, развитие системы консалтинговых, лизинговых, страховых и иных услуг; оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров; осуществляют иную деятельность, направленную на поддержание предпринимательства. Органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции: разрабатывают и реализуют территориальные программы развития предпринимательства; устанавливают дополнительные гарантии и меры защиты деятельности субъектов предпринимательства; устанавливают льготы по местным налогам в соответствии с законодательством; осуществляют иную деятельность, направленную на поддержание предпринимательства. Государственное стимулирование предпринимательской деятельности осуществляется путем: создания условий для привлечения в сферу предпринимательства инвестиций (в том числе иностранных), современных технологий и оборудования, а также для развития институтов рыночной инфраструктуры; принятия мер по расширению участия субъектов предпринимательской деятельности в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности; обеспечения субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их эффективной деятельности; создания необходимых условий для зооветеринарного обслуживания; устанавливают льготы по местным налогам в соответствии с законодательством. Государственное стимулирование предпринимательской деятельности может осуществляться и иными способами в соответствии с законодательством. В целях поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности могут создаваться фонды в порядке, установленном законодательством. Субъекты малого и частного предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, не более чем в два раза превышающем нормы для соответствующих основных фондов. Субъекты малого и частного предпринимательства имеют право списывать до пятидесяти процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет, на которые произведены амортизационные отчисления. В случае ликвидации малого или частного предприятия до истечения двух лет с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной (ускоренной) амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли малого или частного предприятия. Льготные тарифы по энергоносителям, установленные для сельскохозяйственных товаропроизводителей, распространяются на субъекты малого и частного предпринимательства, расположенные и осуществляющие свою деятельность в сельской местности. Государство обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности в сельской местности, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством. Мировой финансово-экономический кризис ныне является одной из актуальных проблем, стоящих в центре внимания мировой общественности. В деле поиска путей решения и предотвращения этой актуальной проблемы в нашей стране под руководством главы нашего государства осуществляется ряд позитивных работ. Это также признают известные ученые-экономисты мира. В частности, в ноябре и декабре 2008 года в целях предотвращения финансово-экономического кризиса были приняты 1 указ Президента страны, 1 постановление Кабинета Министров, а в 2009 году - 6 постановлений Президента и 1 постановление Кабинета Министров. Данные законодательные документы служат прочной правовой основой на пути защиты, поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности в нашей стране в условиях кризиса. В книге Президента страны “Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана” также детально изложены коренные суть и значение антикризисных мер, приоритетные задачи, намеченные в разработанной в нашей стране Антикризисной программе мер на 2009-2012 годы. Также в книге отмечено, что в 2009 году приоритетной остается задача дальнейшего ускоренного развития сферы услуг и малого бизнеса как важнейшего фактора обеспечения занятости, повышения качества жизни населения. Исходя из этой точки зрения, следует отметить, что мобильный характер малого бизнеса, его способность относительно легко приспосабливаться к изменениям конъюнктуры рынка и запросов потребителей, делает его незаменимым инструментом создания новых рабочих мест и повышения доходов населения в период мирового экономического кризиса. Действительно, в 2009 году как никогда остро стоит задача по дальнейшей поддержке малого бизнеса. Так как создание новых рабочих мест в малом бизнесе имеет важное значение в экономическом развитии страны. По этой причине в Антикризисной программе особое внимание уделено стимулированию развития малого бизнеса. Эти меры включают как налоговые и кредитные льготы, так и дальнейшее углубление институциональных реформ в целях создания более благоприятного бизнес-климата для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. В частности, предусмотрено двукратное увеличение ресурсной базы Фонда льготного кредитования для поддержки вновь создаваемых малых и частных предприятий, продлен срок действия предоставленных льгот, увеличен максимальный срок выдачи кредитов под пополнение оборотных средств с 12 до 18 месяцев. С 1 января текущего года ставки единого налогового платежа для малых предприятий, работающих в сфере промышленности, снижены с 8 до 7 процентов, а микрофирмы и малые предприятия, оказывающие финансовые, бытовые и прочие услуги, освобождены сроком на 3 года от уплаты единого налогового платежа. При этом дивиденды учредителей микрофирм и малых предприятий, негосударственных хозяйствующих субъектов в части средств, направляемых на инвестиции и расчеты за ранее полученные кредиты, освобождены от налогообложения сроком на 5 лет. Следует особо отметить, что Антикризисной программой предусмотрено также сокращение в 2009 году количества проверок хозяйствующих субъектов еще не менее чем на 30 процентов. Известно, что в целях стимулирования развития предпринимательства и обеспечения его надежной защиты 15 мая 2009 года было принято постановление Президента страны “О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности” под №1112, в соответствии с которым субъектам предпринимательства предоставлены ряд дополнительных льгот и преференций. В частности, снижены стоимости разработки архитектурно-планировочных заданий и экспертизы проектной документации объектов предпринимательства. Пошлины за государственную регистрацию юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью снижены с 5 до 2 минимальных размеров заработной платы, платы за открытие счетов в банках субъектами предпринимательства - с 1 до 0,5 минимального размера заработной платы, а в сельской местности - до 0,1 минимального размера заработной платы. Также намечено, что при заключении малым предприятием трудовых договоров с гражданами, работающими на дому (надомниками), в количестве, превышающем установленный законодательством предельный норматив численности работников не более, чем на 30 процентов, за ним сохраняются предусмотренные для малых предприятий гарантии, льготы и преференции. Необходимо отметить, что в нашей стране наряду с принятием законодательных актов в деле развития, поддержки предпринимательства, обеспечения их надежной правовой защиты, на соответствующие государственные органы возложена задача по осуществлению контроля за правильным и полным исполнением данных законодательных актов. В частности, согласно постановлению Кабинета Министров от 17 февраля 2000 года “Об активизации деятельности Республиканского координационного совета по стимулированию развития малого и частного предпринимательства», эта задача возложена на Министерство юстиции. Также в соответствии с вышеназванным постановлением Президента страны под №1112 на Генеральную прокуратуру, Министерство юстиции, Государственный комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства, Торгово-промышленную палату Республики Узбекистан возложена задача по обеспечению на систематической основе проведения мониторинга за соблюдением органами государственного управления и государственной власти на местах установленных законодательством прав субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Список литературы 1. Закон РУз 25.05.2000 г. № 69-II О гарантиях свободы предпринимательской деятельности 2. Каримов И.А. “Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана” Т. 2009 г. 3. Дойников И. В. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие. -- М.: Нолидж, Брандес, 1998 4. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право. Т. 1. Общие положения. Курс лекций. -- М.: ВЕК, 1994
Страницы: 1, 2
|