p align="left">01 сентября 2009 года Дмитрий Медведев подписал Указ об учреждении должности уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ и назначил на нее Алексея Голованя. Для выполнения возложенных на него обязанностей Уполномоченному предоставляется ряд прав, в том числе право запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти необходимые сведения и материалы, беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными органами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц, направлять в федеральные органы исполнительной власти обращения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и интересов ребенка. Брынцева Г., Уполномочен любить // Российская газета, 2009, № 4995(171). - С.1. Право на социальное обеспечение. В каждом государстве есть люди, которые в силу болезни или старости, а также по причине других обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование сами. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы и поэтому создает государственную систему по их обеспечению материальными благами за счет общества. Для этого каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Право на жилище. Закрепление права на жилье - одно из самых необходимых жизненных благ, основа нормальной жизнедеятельности гражданина. Каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Действующая Конституция РФ предоставляет право на медицинскую помощь государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Статья 41 Конституции закрепляет финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Право на благоприятную окружающую среду. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на образование. Данное право имеет большое значение в жизни людей. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Свобода творчества. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Данная свобода, закрепленная в ст.44 Основного Закона РФ, означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан. Право на участие в культурной жизни. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Это означает право граждан на свободное посещение театров, художественных выставок, музеев. Как и свобода творчества, право на участие в культурной жизни закреплено в Основах законодательства о культуре, где сказано, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его происхождения, пола, расы и т.д. 1.3 Основные принципы прав человека Рассмотренные права и свободы человека базируются на следующих основных принципах: 1. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством; 2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства; 3. Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам; 4. В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; 5. Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией; 6. Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления; 7. Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых); 8. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой; 9. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Лукашева Е.А. Права человека. Учебник для вузов. - М.: изд - во Норма-Инфра-М. 1999. С. 215. ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Наиболее актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения. Надлежащее их решение имеет важное значение, как для формирования доктрины российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики. 2.1 Основные проблемы, связанные с реализацией прав человека Ш. Монтескье в своем знаменитом трактате “О духе законов” говорит: “Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”. Монтескье Ш.Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. М.: изд-во Мысль, 1999. С. 591. Данное утверждение весьма красноречиво формулирует основные проблемы, связанные с правами человека - определение пределов прав и способы ограничения прав человека, ибо свобода человека есть свобода только до тех пределов, пока она не посягает на законные права и свободы других, на признанные и законные ценности общества. В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией. Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека естественными (догосударственными или внегосударственными), с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам - с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав, других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений (определение пределов) прав - объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности - с другой. Цель ограничений - достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц. Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальному праву предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей. Для каждого современного государства характерна своя определенная система социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и целей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Л.Д. Воеводин в связи с этим пишет: "...пределы осуществления прав и свобод можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий". Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М.: изд - во Норма, 2006. С 29. В этом смысле пределы реализации прав, закрепленных в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство. При этом целью ограничений является достижение гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя общества. В соответствии с нормами Международного пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах участвующие в Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе. Шестаков Л.Н Указ.соч. С.84. 2.2 Способы ограничения прав человека Ограничения - меры, направленные на реализацию позитивных прав и свобод человека и гражданина, исключающие нелегитимные способы их реализации. Ограничения есть форма реализации позитивных действий и исключение действий негативных. Ограничения можно классифицировать на экономические, политические, социальные, правовые. Исходя из формы права, закрепляющей ограничение можно выделить конституционно-правовые ограничения, ограничения, устанавливаемые законами, подзаконными актами, судебными решениями. По субъекту: ограничения прав физических и юридических лиц, а также общие (действующие для всех лиц) и индивидуальные (для конкретных лиц). По времени действия: постоянного или временного характера (на конкретный срок или в чрезвычайных условиях). В зависимости от правового статуса ограничения прав: иностранцев; государственных служащих; должностных лиц и т.п. Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб.: изд-во Юридический центр Пресс, 1996. С.56. По форме выражения способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть следующими: а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет); б) запрет на реализацию права в целом (абсолютный запрет); в) вмешательство в право уполномоченными государственными органами (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности); г) обязанность; д) ответственность. 2.3 Основания ограничения прав человека В философско-правовом смысле общие основания ограничения прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов реализации человеком прав и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства. Пользование правами всегда сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|