реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Порядок и условия заключения брака

реферат
p align="left">Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Брак - институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм.

Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.

Для современной России характерны деформации семьи и брака как общественных институтов. Если в советские времена представление о семье как о ячейке общества, вне которой человек является социально ущербным, было преобладающим, то теперь отношение прямо противоположно.

Как следствие вышеизложенных обстоятельств многие наши сограждане перестали воспринимать семью и брак как важные ценности и жизненный приоритет. Если в 50-е и 70-е гг. прошлого века на 100 браков приходилось соответственно 7 и 15 разводов [19], то в 2007 г. на каждые четыре зарегистрированных брака приходилось три развода.

Брак уже не представляет собой для мужчины и женщины ни социальную, ни правовую значимость. Опять-таки по данным социологических исследований, все большее число мужчин и женщин предпочитают не регистрировать свои отношения, выбирая новые формы сожительства: "гостевой брак", "партнерский брак" и др. По данным последней переписи населения, 50% российских женщин не замужем, причем из каждой тысячи 175 никогда не состояли в браке. Из 34 млн. супружеских пар в России у 3,4 млн. (9,8%) брак не был зарегистрирован. [19]

С точки зрения государственно-правового регулирования брачно-семейных отношений современная ситуация может быть охарактеризована как противоречие публичных и частных интересов.

С одной стороны, отдельные индивидуумы выражают свой интерес, совместно проживая с лицами того же пола, называя это сожительство браком; признают такое явление, как многоженство (многомужество); предпочитают проживать в незарегистрированном браке и т.п. С другой стороны, государство и общество не признают подобные социальные изменения имеющими право на существование как не соответствующие установленному законодателем "стандарту" брачно-семейных отношений.

Такая ситуация характерна не только для нашего государства. Отдельные страны восприняли подобные элементы "модернизации" семьи и брака: признаются однополые браки и даже разрешается усыновление такими супругами детей; применяется процедура регистрации заключения и расторжения брака по Интернету и т.п.

Российское законодательство, продолжая следовать установленным традициям, императивно регламентирует отношения, связанные с оформлением брачно-семейных связей. Необходимо выяснить в связи с этим, насколько возможно и целесообразно установление государством формы брачно-семейных отношений, как при этом соотносятся интересы публичного содержания с частными интересами мужчины и женщины.

Значительное внимание публичному интересу в регулировании отношений между супругами уделял дореволюционный русский цивилист И.А. Покровский. Он писал: "Государство взяло на себя ту роль, которую раньше играла церковь. Не интересы супругов как частных лиц, как некоторых "самоценностей" стоят при юридической нормировке брака на первом месте, а интересы чего-то, вне их находящегося. Если церковь охраняла брак как религиозное таинство во имя высших трансцендентных благ, то теперь государство охраняет его как некоторое социальное учреждение во имя таких или иных земных интересов общественности... Брак... есть некоторый от воли супругов независимый нравственный и юридический порядок... Замена церкви государством ничего не изменила по существу: ныне святость брака провозглашается в интересах государства". [20]

Взаимодействие интересов супругов и интересов государства, по мнению И.А. Покровского, проявляется в выполнении мужчиной и женщиной особого социального предназначения. "От воли частных лиц зависит вступить или не вступить в брак, но раз они вступили, они уже не принадлежат себе, так как должны выполнять теперь некоторую социальную функцию". [20]

Необходимо отметить, что Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, установлено в п.1 ст. 7, что «Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также и защита семьи. В пункте 2 этой же статьи Конституции сказано, « В российской Федерации …….. обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,……. Развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [1]

Статьей 72 Конституции предусмотрено, что семейное законодательство находится «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Семейное законодательство состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. В статье 2 Семейного Кодекса говорится о том, что семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признание брака недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), между другими родственниками и иными лицами, также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Законодатель установил, что к названным в ст. 2 Семейного Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, урегулированным семенным законодательством (ст. 3 Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семенных отношений.

В случае если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

Чтобы охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака, определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака, необходимо проследить исторические типы браков.

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

- групповой брак - брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

- полигиния - один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам) - полиандрия - одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

- моногамия - один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

- Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко. [32]

Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.

Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущество выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы - рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками”, которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение невест, нередко чисто символическое. При похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи. Например, у древних галлов этим занимались женщины - родственницы жениха. Батаки с Суматры обязательно оставляли в доме похищенной знак - одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после умыкания обычно сводилось к выплате выкупа и чисто символическому бою за честь похищенной невесты и ее родителей.

Особой разновидностью платного брака считается священный брак. В своей книге “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-змея.

Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Это разнообразные сказки о том, как некий город или поселение находилось во власти многоголового змея или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в жены молодых девушек, пока не появлялся герой, не освобождал девицу и город. Цель священного бракосочетания - откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, получить помощь в охоте или спасти племя от какой-либо беды.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена.

Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли - продажи.

Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака - выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. В формализованном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания проходила публично.

Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания:

1. принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак,

2. выбор брачного партнера, заключение брачного контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака - калымный брак. Калым - выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее - родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махр - брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.