p align="left">Соотнося государственную (публичную) власть как признак государства с суверенитетом -- другим его признаком, можно сказать, что в реальной действительности первая является не только своеобразным индикатором, показателем существования и функционирования последнего, но и своеобразным механизмом его внешнего проявления и практического осуществления. Суверенитет как неотъемлемый признак или свойство государства разносторонне проявляется и практически реализуется не иначе, как через государственную власть. Полная государственная власть создает реальные предпосылки для соответствующего полного обеспечения и реализации государственного суверенитета -- верховенства государства, реализуемого через его власть внутри страны и его независимости во вне. Ограниченный же характер государственной власти позволяет создать лишь некоторые ограниченные возможности и предпосылки для осуществления государственного суверенитета. Иными словами, степень практической реализации государственного суверенитета находится в прямой зависимости от уровня реальной обеспеченности государственной власти соответствующими прерогативами, от степени полноты и реальности государственной власти. Чем выше степень полноты и реальности государственной власти, тем выше уровень реальных возможностей для осуществления государственного суверенитета, и наоборот. Снижение степени полноты и реальности государственной власти, выхолащивание ее содержания в практическом плане означает уменьшение возможностей для полной реализации государственного суверенитета, выхолащивание его фактического, материального содержания. Следуя тезису Г. Еллинека о том, что «суверенитет есть свойство и притом такое, которое не может быть ни увеличено, ни умалено», свойство, которое «логически представляет превосходную степень», означающую, что суверенитет «не поддается раздроблению и терпит рядом с собою только однородные величины того же вида» Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 364., можно сказать, что при сохранении в неизменном виде своего юридического содержания (совокупности суверенных прав и свобод государства Международное право. С. 88.), а точнее своей юридической (политико-правовой) формы, суверенитет государства в процессе изменения -- наполнения реальными прерогативами или, наоборот, выхолащивания -- государственной власти соответственно изменяет свое фактическое, материальное содержание. Крайними пределами данного процесса являются, с одной стороны, наполнение всех ветвей государственной власти, а вместе с тем и государственного суверенитета реальным политико-правовым и материальным содержанием. Это нормальное состояние государственной власти и, соответственно, государственного суверенитета. А с другой -- их полное выхолащивание, сведение государственной власти и государственного суверенитета лишь к их политико-юридической форме и к аналогичному -- формально-юридическому содержанию. Разумеется, формально юридический аспект государственного суверенитета, также как и государственной власти, имеет важное, а в ряде случаев, связанных, например, с борьбой народов за свою независимость, -- решающее значение. В этом смысле его нельзя недооценивать. Однако в процессе повседневной жизни и деятельности государства доминирующую роль в содержании государственного суверенитета неизменно играет все же его практический, материальный аспект. Утрата государственным суверенитетом последнего фактически означает, что данный государственный феномен, проявляющийся в виде верховенства государства внутри страны и его независимости вовне, потерял свою практическую значимость и превратился из реального государственного суверенитета в формальный. Ограничение или даже полное лишение материального аспекта в содержании государственного суверенитета, однако, не означает прекращения его существования. Речь идет лишь о сокращении материальных и иных возможностей его проявления и осуществления, но не об исчезновении или формально-юридическом ограничении государственного суверенитета как такового. Последний как свойство, признак, принцип, наконец, как главная предпосылка международной правосубъектности государств при этом не только сохраняется, но и при возникновении соответствующих условий вновь активно проявляется и укрепляется. Это происходит в силу того, что в повседневной действительности реальный государственный суверенитет, будучи по своей природе и характеру формально-юридическим феноменом, одновременно является и материальным феноменом. Относительно самостоятельная и более стабильная формально-юридическая сторона государственного суверенитета в реальной действительности неизбежно дополняется его более подвижной и изменчивой материальной стороной. Только в этом случае можно говорить о реальном, полнокровном, а не об «урезанном» государственном суверенитете, сводящемся фактически к какой-либо одной из его сторон. Заключение В дипломной работе была рассмотрена тема «Определение и признаки государства». Освещались вопросы, касающиеся понятия государства, этапов развития государства, затронуты основные признаки правового государства. Государство является продуктом развития общества и с момента своего возникновения развивается вместе с ним. По мере усложнения процессов общественного развития совершенствуется и государство. Однако понятие государства в теоретической литературе по сей день является сложным и многоаспектным. В древнюю эпоху понятие государство отождествлялось со всем гражданским обществом, со всеми существенными сторонами общественной жизни. Но уже в то время философы и юристы определяли государство как союз людей, граждан, объединенных на началах общей пользы и права. Данный подход к понятию государства нашел свое подтверждение и развитие в Средние века, и Новое время. Так, Г. Гроций определял государство как совершенный союз свободных людей, созданный для охраны права и общей пользы. К определению государства как союза, объединения людей, выполняющих общие задачи и функции, вернулись русские дореволюционные юристы. Хотя в новых исторических условиях был несколько изменен подход. Здесь главный упор делается на рассмотрение государства как организации власти и подчинения на основе правовых норм и законов. Л. Гумплович определял государство как естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного порядка. Н. М. Коркунов под государством понимал общественный союз людей с предварительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства. В этот же период немецкий государствовед Г. Еллинек рассматривал государство как корпорацию народа, которая занимает определенную территорию и обладает первичной верховной властью. В марксистско-ленинской литературе понятие государства часто отождествлялось с его классовой сущностью, делался упор на его принудительную силу. Государство рассматривалось как политическая организация экономически господствующего класса, диктатура рабочего класса (социалистическое государство), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим веления обязательную силу. В современной общетеоретической литературе существенно изменились взгляды и подходы на определение понятия государства. Государство рассматривается в контексте теорий правового государства, разделения властей. В основных законах большинства развитых стран мира современное государство закрепляется как социальное и как правовое, как ассоциация всех граждан и действующая в интересах всего населения, руководствуясь, прежде всего, законами. Следовательно, государство является суверенной политической организацией, обладающей специальным аппаратом и действующей в рамках права. В многочисленных приведенных взглядах на государство часто повторялись общие характерные черты или признаки, которые присущи государству как особой организации или ассоциации граждан. Основные признаки государства, отличающие его от других учреждений и организаций классового общества, позволяют понять его сущность и назначение в различных формациях. Важнейший признак государства - наличие особого аппарата политической публичной власти. Государственная власть характеризуется осуществлением, как функций управления, так и функций принуждения, причем, соотношение насильственных действий и управленческих функций прямым образом зависит от различных факторов. Это и существующая общественная формация, исторический тип государства, конкретный этап его развития. Это и определенная, конкретная форма правления, ее разновидность, политический и государственный режим, как совокупность методов и способов осуществления власти. Именно для реализации управленческих и принудительных функций государство изначально располагало и располагает специальным аппаратом, государственным механизмом. Одним из важнейших принципов организации и деятельности современного государственного механизма является принцип разделения властей. Так же важное значение имеет суверенитет. Согласно сложившемуся в научной литературе мнению суверенитет государства представляет собой, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, общественных органов и организаций. В суверенитете государства выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Вопросы, касающиеся понятия, сущности и содержания государства, весьма сложны и далеко не ординарны. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления, с другой - неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми. Таким образом, государство -- результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. Государство -- это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации / СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. 2. Алексеев Н. Русский народ и государство. М., 1998. 3. Алексеев С. С. Государство и право. М., 2000. 4. Алиев М. Государство как институт согласия // Федерализм. 1998. № 4. 5. Аннерс Э. История европейского права. М., 2001. 6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. 7. Бутенко А. П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России. М.: Магистр, 1997 . 8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999. 9. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли / Политология. Курс лекций. М., 1997. 10. Гражданское право. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П.Сергеева, ч.1. СПб., 2002. 11. Гроций Г. О праве войны и мира // История политических и правовых учений: Хрестоматия / Сост. В. Ячевский. Воронеж, 2000. 12. Деев Н.Н. Государство и право. М., 1996. 13. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. М.,1997. 14. Иванец Г.И., Червонюк В.И. Глоболизация, государство, право./ Государство и право. 2003,№8. 15. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М. 2002. 16. Коваленко А.И. Теория государства и права. М., 1999. 17. Комаров С.А. Общая теория государства и права. / Учебник. М., 2000. 18. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - 4е изд., переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2001 . 19. Комаров С.А., Комарова Т.Л. Обществознание. М., 2000. 20. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. 21. Коновалов В.А. Совершенствование государственного аппарата в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. М., 2000. 22. Конституции государств Европейского Союза. М., 1999. 23. Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 2000. М., 2001. 24. Лазарев В.В. Теория права и государства, М. Новый юрист, 2001. 25. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2002. 26. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2000. 27. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, 1999. 28. Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности: Учеб. пос. М., 1998. 29. Никитин А.Ф. Права человека: Учебное пособие для средней школы. М., 2003. 30. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.,2000. 31. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 2001. 32. Основы государства и права / Под ред. С.А. Комарова. М., 2003. 33. Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н. М.,1999. 34. Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 2001. 35. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. 36. Словарь терминов по теории государства и права. Москва, 2001. 37. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1999. 38. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Марченко М.Н., 1998 г. 39. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. 40. Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России», М: Проспект, 2000. 41. Тихомиров Ю. А. Функционирование государства: диалектика классовых и общественных дел // Маркс и современная политическая теория. М., 1985. 42. Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты. М., 1999. 43. Фадеева Т. ЕС: многонациональное государство или Европа регионов?// Федерализм. 1996. № 2. 44. Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. М., 2003. 45. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, М.: Гардарика, 1996 г. 46. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2000. 47. Чиркин В.Е. Государствоведение, Учебник для вузов, М.: Юрист, 1999. 48. Явич Л. С. О философии права на XXI век // Правоведение. 2000. № 4.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|