реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Понятийное содержание термина "государства" в социо-культурном аспекте

реферат
p align="left">Соотнося государственную (публичную) власть как признак государства с суверенитетом -- другим его признаком, можно сказать, что в реальной действительности первая является не только своеобразным индикатором, показателем существования и функционирования последнего, но и своеобразным механизмом его внешнего проявления и практического осуществления. Суверенитет как неотъемлемый признак или свойство государства разносторонне проявляется и практически реализуется не иначе, как через государственную власть.

Полная государственная власть создает реальные предпосылки для соответствующего полного обеспечения и реализации государственного суверенитета -- верховенства государства, реализуемого через его власть внутри страны и его независимости во вне. Ограниченный же характер государственной власти позволяет создать лишь некоторые ограниченные возможности и предпосылки для осуществления государственного суверенитета.

Иными словами, степень практической реализации государственного суверенитета находится в прямой зависимости от уровня реальной обеспеченности государственной власти соответствующими прерогативами, от степени полноты и реальности государственной власти. Чем выше степень полноты и реальности государственной власти, тем выше уровень реальных возможностей для осуществления государственного суверенитета, и наоборот. Снижение степени полноты и реальности государственной власти, выхолащивание ее содержания в практическом плане означает уменьшение возможностей для полной реализации государственного суверенитета, выхолащивание его фактического, материального содержания.

Следуя тезису Г. Еллинека о том, что «суверенитет есть свойство и притом такое, которое не может быть ни увеличено, ни умалено», свойство, которое «логически представляет превосходную степень», означающую, что суверенитет «не поддается раздроблению и терпит рядом с собою только однородные величины того же вида» Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 364., можно сказать, что при сохранении в неизменном виде своего юридического содержания (совокупности суверенных прав и свобод государства Международное право. С. 88.), а точнее своей юридической (политико-правовой) формы, суверенитет государства в процессе изменения -- наполнения реальными прерогативами или, наоборот, выхолащивания -- государственной власти соответственно изменяет свое фактическое, материальное содержание. Крайними пределами данного процесса являются, с одной стороны, наполнение всех ветвей государственной власти, а вместе с тем и государственного суверенитета реальным политико-правовым и материальным содержанием. Это нормальное состояние государственной власти и, соответственно, государственного суверенитета. А с другой -- их полное выхолащивание, сведение государственной власти и государственного суверенитета лишь к их политико-юридической форме и к аналогичному -- формально-юридическому содержанию.

Разумеется, формально юридический аспект государственного суверенитета, также как и государственной власти, имеет важное, а в ряде случаев, связанных, например, с борьбой народов за свою независимость, -- решающее значение. В этом смысле его нельзя недооценивать. Однако в процессе повседневной жизни и деятельности государства доминирующую роль в содержании государственного суверенитета неизменно играет все же его практический, материальный аспект. Утрата государственным суверенитетом последнего фактически означает, что данный государственный феномен, проявляющийся в виде верховенства государства внутри страны и его независимости вовне, потерял свою практическую значимость и превратился из реального государственного суверенитета в формальный.

Ограничение или даже полное лишение материального аспекта в содержании государственного суверенитета, однако, не означает прекращения его существования. Речь идет лишь о сокращении материальных и иных возможностей его проявления и осуществления, но не об исчезновении или формально-юридическом ограничении государственного суверенитета как такового. Последний как свойство, признак, принцип, наконец, как главная предпосылка международной правосубъектности государств при этом не только сохраняется, но и при возникновении соответствующих условий вновь активно проявляется и укрепляется. Это происходит в силу того, что в повседневной действительности реальный государственный суверенитет, будучи по своей природе и характеру формально-юридическим феноменом, одновременно является и материальным феноменом. Относительно самостоятельная и более стабильная формально-юридическая сторона государственного суверенитета в реальной действительности неизбежно дополняется его более подвижной и изменчивой материальной стороной. Только в этом случае можно говорить о реальном, полнокровном, а не об «урезанном» государственном суверенитете, сводящемся фактически к какой-либо одной из его сторон.

Заключение

В дипломной работе была рассмотрена тема «Определение и признаки государства». Освещались вопросы, касающиеся понятия государства, этапов развития государства, затронуты основные признаки правового государства.

Государство является продуктом развития общества и с момента своего возникновения развивается вместе с ним. По мере усложнения процессов общественного развития совершенствуется и государство. Однако понятие государства в теоретической литературе по сей день является сложным и многоаспектным.

В древнюю эпоху понятие государство отождествлялось со всем гражданским обществом, со всеми существенными сторонами общественной жизни. Но уже в то время философы и юристы определяли государство как союз людей, граждан, объединенных на началах общей пользы и права. Данный подход к понятию государства нашел свое подтверждение и развитие в Средние века, и Новое время. Так, Г. Гроций определял государство как совершенный союз свободных людей, созданный для охраны права и общей пользы.

К определению государства как союза, объединения людей, выполняющих общие задачи и функции, вернулись русские дореволюционные юристы. Хотя в новых исторических условиях был несколько изменен подход. Здесь главный упор делается на рассмотрение государства как организации власти и подчинения на основе правовых норм и законов. Л. Гумплович определял государство как естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного порядка. Н. М. Коркунов под государством понимал общественный союз людей с предварительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства. В этот же период немецкий государствовед Г. Еллинек рассматривал государство как корпорацию народа, которая занимает определенную территорию и обладает первичной верховной властью.

В марксистско-ленинской литературе понятие государства часто отождествлялось с его классовой сущностью, делался упор на его принудительную силу. Государство рассматривалось как политическая организация экономически господствующего класса, диктатура рабочего класса (социалистическое государство), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим веления обязательную силу.

В современной общетеоретической литературе существенно изменились взгляды и подходы на определение понятия государства. Государство рассматривается в контексте теорий правового государства, разделения властей. В основных законах большинства развитых стран мира современное государство закрепляется как социальное и как правовое, как ассоциация всех граждан и действующая в интересах всего населения, руководствуясь, прежде всего, законами. Следовательно, государство является суверенной политической организацией, обладающей специальным аппаратом и действующей в рамках права.

В многочисленных приведенных взглядах на государство часто повторялись общие характерные черты или признаки, которые присущи государству как особой организации или ассоциации граждан.

Основные признаки государства, отличающие его от других учреждений и организаций классового общества, позволяют понять его сущность и назначение в различных формациях.

Важнейший признак государства - наличие особого аппарата политической публичной власти. Государственная власть характеризуется осуществлением, как функций управления, так и функций принуждения, причем, соотношение насильственных действий и управленческих функций прямым образом зависит от различных факторов. Это и существующая общественная формация, исторический тип государства, конкретный этап его развития. Это и определенная, конкретная форма правления, ее разновидность, политический и государственный режим, как совокупность методов и способов осуществления власти.

Именно для реализации управленческих и принудительных функций государство изначально располагало и располагает специальным аппаратом, государственным механизмом. Одним из важнейших принципов организации и деятельности современного государственного механизма является принцип разделения властей.

Так же важное значение имеет суверенитет. Согласно сложившемуся в научной литературе мнению суверенитет государства представляет собой, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, общественных органов и организаций. В суверенитете государства выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

Вопросы, касающиеся понятия, сущности и содержания государства, весьма сложны и далеко не ординарны. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления, с другой - неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми. Таким образом, государство -- результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

Государство -- это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации / СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000.

2. Алексеев Н. Русский народ и государство. М., 1998.

3. Алексеев С. С. Государство и право. М., 2000.

4. Алиев М. Государство как институт согласия // Федерализм. 1998. № 4.

5. Аннерс Э. История европейского права. М., 2001.

6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003.

7. Бутенко А. П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России. М.: Магистр, 1997 .

8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999.

9. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли / Политология. Курс лекций. М., 1997.

10. Гражданское право. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П.Сергеева, ч.1. СПб., 2002.

11. Гроций Г. О праве войны и мира // История политических и правовых учений: Хрестоматия / Сост. В. Ячевский. Воронеж, 2000.

12. Деев Н.Н. Государство и право. М., 1996.

13. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. М.,1997.

14. Иванец Г.И., Червонюк В.И. Глоболизация, государство, право./ Государство и право. 2003,№8.

15. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М. 2002.

16. Коваленко А.И. Теория государства и права. М., 1999.

17. Комаров С.А. Общая теория государства и права. / Учебник. М., 2000.

18. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - 4е изд., переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2001 .

19. Комаров С.А., Комарова Т.Л. Обществознание. М., 2000.

20. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.

21. Коновалов В.А. Совершенствование государственного аппарата в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. М., 2000.

22. Конституции государств Европейского Союза. М., 1999.

23. Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 2000. М., 2001.

24. Лазарев В.В. Теория права и государства, М. Новый юрист, 2001.

25. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2002.

26. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2000.

27. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, 1999.

28. Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности: Учеб. пос. М., 1998.

29. Никитин А.Ф. Права человека: Учебное пособие для средней школы. М., 2003.

30. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.,2000.

31. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 2001.

32. Основы государства и права / Под ред. С.А. Комарова. М., 2003.

33. Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н. М.,1999.

34. Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 2001.

35. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996.

36. Словарь терминов по теории государства и права. Москва, 2001.

37. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1999.

38. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Марченко М.Н., 1998 г.

39. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003.

40. Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России», М: Проспект, 2000.

41. Тихомиров Ю. А. Функционирование государства: диалектика классовых и общественных дел // Маркс и современная политическая теория. М., 1985.

42. Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты. М., 1999.

43. Фадеева Т. ЕС: многонациональное государство или Европа регионов?// Федерализм. 1996. № 2.

44. Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. М., 2003.

45. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, М.: Гардарика, 1996 г.

46. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2000.

47. Чиркин В.Е. Государствоведение, Учебник для вузов, М.: Юрист, 1999.

48. Явич Л. С. О философии права на XXI век // Правоведение. 2000. № 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.