реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы

реферат
p align="left">2) использование единой терминологии, ясность и доступность юридических норм, что имеет немаловажное значение не только с позиции законодательной техники, но и также правоприменительной деятельности;

3) постоянное повышение качества процесса обновления правовой базы, регулирующей исследуемую нами сферу общественных отношений.

Данные положения тем более актуальны в отношении прав и свобод осужденных к лишению свободы, потому как нами уже были вскрыты значительные пробелы и противоречия, негативно влияющие на процесс их реализации. В целях повышения юридической гарантированности осуществления лицами рассматриваемой категории своих прав и свобод необходим незамедлительный пересмотр действующей в данной сфере правоотношений законодательной базы с последующим устранением выявленных недостатков.

К следующему виду гарантий реализации прав осужденных к лишению свободы мы отнесли правоприменительную деятельность государственных органов, в том числе и администрации исправительного учреждения, представляющую собой осуществление ими властных полномочий по осуществлению правовых норм применительно к конкретным случаям. Из курса общей теории государства и права известно, что правоприменение является особой формой реализации права и подразделяется на несколько видов (исполнительная, контрольно-надзорная и другие виды деятельности). С позиций исследуемого аспекта проблемы нас интересует, прежде всего, исполнительная форма правоприменения.

Исполнительная деятельность государственных органов по осуществлению прав и свобод осужденных является неотъемлемым элементом их юридической гарантированности, т.к. зачастую от ее своевременности и квалифицированности зависит реализация того или иного права лиц рассматриваемой категории. Теоретический анализ позволил выделить нам три основных вида деятельности компетентных органов, в которых проявляется данная форма:

1) содействие в осуществлении лицами рассматриваемой категории своих прав и свобод (например, издание приказа об увольнении с работы в случае желания осужденного к лишению свободы, достигшего необходимого возраста, реализовать право на пенсионное обеспечение);

2) посредничество (разрешение администрации исправительного учреждения на занятие предпринимательской деятельностью на его территории и др.);

3) контроль за реализацией прав осужденными к лишению свободы (например, деятельность администрации исправительного учреждения по контролю за их телефонными переговорами).

Названные формы проявления правоприменительной деятельности достаточно полно характеризуют указанную юридическую гарантию, однако следует отметить, что отсутствие у данной деятельности по реализации прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, таких свойств, как своевременность и соответствие предписаниям правовых норм, может повлечь за собой их необоснованное ущемление. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Е.В. Аграновской, считающей, что действия законодателя должны быть направлены не на расширение сферы правового регулирования правоприменительной деятельности по реализации прав и свобод граждан, а на повышение качественного состояния уровня ее осуществления.

Специфическим видом юридических гарантий прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, являются процессуальные формы их реализации. Это означает, что процедура осуществления того или иного права происходит в порядке, устанавливаемом юридическими нормами. Процессуальная форма служит средством успешной и надежной реализации лицом, содержащимся в исправительном учреждении, своих прав и свобод и одновременно является связующим звеном между другими юридическими гарантиями.

Проведенный нами анализ действующего законодательства, касающегося сферы юридического гарантирования процесса реализации осужденными к лишению свободы своих прав, дает веские основания согласиться с точкой зрения И.В. Ростовщикова, полагающего, что в данных обстоятельствах поведение управомоченного субъекта может подчиняться двум правилам:

1) самостоятельное определение порядка пользования правом (например, свободой слова и др.), когда законодатель не находит целесообразным урегулирование правоотношений данного вида. В этом случае осужденный к лишению свободы выбирает из массы не запрещенных законодательством способов реализации своего права такой, который, на его взгляд, является наиболее приемлемым и в полной мере отражает его интересы;

2) следование четкой процедуре, закрепленной в правовых актах (реализация осужденными к лишению свободы права на занятие предпринимательской деятельностью). В этом случае согласованность задается законом через систему юридических фактов (составов), которые и вызывают соответствующие действия, направленные на достижение наиболее полного и точного осуществления рассматриваемой категорией лиц своего права. Реализуя на практике предписания законодателя, осужденные к лишению свободы преследуют ту же цель, что и при первом способе, - достижение своих интересов, но при помощи средств и в порядке, четко регламентированном рамками закона.

Специфичность обозначенных нами гарантий реализации прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, во многом объясняется исключительностью их правового положения. Несмотря на значительную оторванность от общества, правомерная деятельность осужденных к лишению свободы должна быть подкреплена соответствующими условиями по осуществлению своих жизненных интересов. Данные условия, как представляется, носят двухуровенный характер: 1) общеправовой - когда они являются обычными юридическими средствами, обеспечивающими реализацию своих прав и свобод любым человеком и 2) специальный - присущий только осужденным к лишению свободы. Его наличие не надо рассматривать в качестве самостоятельной группы гарантий, а следует считать особой формой проявления общеправовых гарантий, преломленных под углом специфичности правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Исходя из этого, мы предлагаем выделять следующие характерные черты данного вида гарантий:

1) относятся только к рассматриваемой нами категории лиц (не могут применяться к законопослушным гражданам);

2) опосредованы наличием правовых норм, закрепляющих особенности субъективных прав осужденных к лишению свободы (например, права на осуществление предпринимательской деятельности);

3) служат средствами обеспечения правомерной реализации указанных прав и свобод (например, такой вид рассматриваемых гарантий, как правоприменительная деятельность администрации исправительного учреждения создает реальную основу для осуществления некоторых прав осужденных к лишению свободы - приказ о приеме на работу способствует реализации ими положений действующего законодательства, определяющего права в сфере трудовой деятельности).

Естественно, что указанные признаки концентрируют в себе лишь основные правовые черты специальных юридических гарантий лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по реализации прав и свобод, в полной же мере они проявляются лишь в процессе непосредственного осуществления последних, наполняя их при этом конкретно-юридическим содержанием.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что значение гарантий реализации прав осужденных к лишению свободы. заключается не только в том, что они создают благоприятную среду осуществления прав и свобод рассматриваемой категории лиц, но и в том, что они также являются своеобразными предпосылками существования другого вида юридических гарантий - гарантий защиты.

Понятие и виды гарантий защиты прав и свобод осужденных к лишению свободы

Даже наличие самого демократичного законодательства, характеризующегося широким перечнем предоставляемых гражданам прав и свобод, в том числе и подкрепленных соответствующими условиями, обеспечивающими их полную и эффективную реализацию, будет являться простой формальностью в том случае, если мы не сможем обеспечить их защиту в случае нарушения. Это, в свою очередь, предполагает необходимость теоретической разработки проблем, связанных с выделением среди юридических гарантий такой категории, как средства и механизмы, или, по-другому, гарантии защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Указанные гарантии являются второй основной формой юридических гарантий прав и свобод рассматриваемой нами категории лиц. Их наличие в структуре правового положения обусловлено необходимостью обеспечения возможности осужденным обратиться в государственные органы и общественне организации, найти там необходимую защиту своих прав и свобод, а также восстановить их в случае нарушения. Причем основанием подачи жалоб осужденными к лишению свободы может служить не только нарушение законности со стороны соответствующих субъектов правоотношений, но и несоблюдение ими норм морали.

Проведенные автором исследования свидетельствуют о том, что гарантии защиты являются весьма специфичной категорией в юриспруденции, обладающей неоднозначностью форм своего проявления и многоаспектностью влияния на правовое положение рассматриваемой нами группы лиц. Это, в свою очередь, предполагает обращение к вопросам выделения самостоятельных видов этого структурного элемента юридических гарантий и раскрытия их сущности.

Проблема гарантий защиты прав и свобод в научной литературе имеет достаточно однозначное решение, характеризующееся схожестью позиций различных ученых. Как правило, авторы придерживаются традиционной схемы, называя общеизвестные виды юридической защиты - прокурорский надзор, судебную защиту, обращение в специализированные органы, или пытаются расширить рассматриваемое понятие, включая в него некоторые иные категории. Так, по мнению С.А. Волкова, помимо вышеназванных к гарантиям средств защиты прав и свобод следует также относить парламентский и президентский контроль. Указанные и подобные им точки зрения, несомненно, достаточно полно характеризуют виды юридической защиты, однако к их недостаткам можно отнести отсутствие определенной системности, позволяющей комплексно рассматривать исследуемую нами проблему.

На наш взгляд, гарантии защиты прав и свобод осужденных следует рассматривать как единую двухуровневую систему: 1) средства национальной юрисдикции, включающие в себя государственные и общественные механизмы защиты и 2) средства международно-правовой защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Учитывая специфику их правового положения, несколько отличного от законопослушных граждан, попытаемся исследовать предложенную нами систему более подробно.

К гарантиям государственной защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, мы предлагаем относить: ведомственный контроль, контроль государственных органов и органов местного самоуправления, прокурорский надзор и судебную защиту. Указанный перечень не является исчерпывающим; мы не стали включать в него основополагающие средства охраны и защиты прав и свобод любого человека (например, парламентский контроль или надзор Конституционного суда РФ), т.к. они достаточно полно освещаются в юридической литературе. В этой связи представляется целесообразным подробнее остановиться на средствах юридической защиты прав и свобод рассматриваемой категории лиц, которые определяются особенностями их правового положения.

Первым и наиболее традиционным, ввиду его широкой распространенности, следует назвать ведомственный контроль, который представляет собой деятельность вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы по проверке состояния законности в исправительном учреждения. Сферы осуществления ведомственного контроля весьма обширны и могут носить достаточно специфичный характер (проверки финансово-хозяйственной деятельности администрации и др.). Однако нас интересует лишь одна, но, пожалуй, самая значимая по степени важности сторона его содержания - защита прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В данном случае органы Министерства юстиции выступают в качестве инстанции, которая не только осуществляет контроль за субъектами правоотношений в сфере, очерченной рамками их компетенции, но и обеспечивает законность в своем ведомстве.

Формы осуществления этой деятельности весьма различны. К ним мы отнесли следующие:

1) непосредственное выявление нарушений прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В качестве способов осуществления такой деятельности могут выступать осмотры, опросы, принятие жалоб от осужденных к лишению свободы на ущемление своих прав;

2) изучение на соответствие действующему законодательству локальных нормативных актов и актов правоприменения, затрагивающих сферу реализации указанными лицами своих прав и свобод. В случае обнаружения несоответствия данных актов требованиям норм вышестоящего законодательства, связанного с регулированием правового положения осужденных к лишению свободы, они подлежат немедленной отмене.

Следующим видом юридических гарантий защиты прав осужденных к лишению свободы является контроль государственных органов и органов местного самоуправления, специфика которого отражена в ст.19 УИК РФ. Согласно ее нормам, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказание. Далее там указано, что порядок осуществления такого контроля регулируется законодательством РФ. Однако каких-либо конкретных норм или даже ссылок, относящихся к данному виду юридических гарантий прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, мы не нашли абсолютно ни в одном нормативно-правовом акте. Представляется, что данный пробел необходимо незамедлительно устраненить путем внесения дополнений в действующее законодательство. На наш взгляд, указанный вид контроля целесообразно закрепить аналогично с ведомственным, но с одной разницей - в случае установления фактов нарушения прав и свобод осужденных по результатам проверок в соответствующие инстанции (вышестоящие органы, прокуратуру и т.д.) должны направляться все полученные в их ходе материалы. Это позволит значительно повысить качество нормативного регулирования компетенции государственных органов в этой сфере деятельности, создаст основу механизма эффективной реализации их полномочий по охране прав и свобод, позволит усилить их правозащитные функции.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.