p align="left">Все сказанное, естественно, роднит, но не сводит, как уже отмечалось, таможенное право к сущности и проблематике административного, финансового и налогового права. Это все же разные области научного знания и исследования. Например, было показано, что административное право изучает совокупность административных норм, регулирующих сферу административной деятельности, и оно касается только отдельных проблем таможенно-правового регулирования общественных отношений (скажем, административный статус работников таможенных органов, виды административной ответственности и др.). Финансовое право исследует комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач, функций в каждый данный период развития (скажем, взаимоотношения таможенных органов в связи с направлением денежных средств в бюджет). Предметом налогового права являются имущественные отношения, возникающие между плательщиками налогов и сборов и государственными налоговыми органами. Сущность этих отношений проявляется в том, что в соответствии с налоговым законодательством у налогоплательщика изымается в государственный бюджет определенная часть имущества в денежной форме. Однако, названные отрасли права близки по предмету и особенностям регулирования к таможенному праву. Это касается в первую очередь административного и финансового права. Возьмем, к примеру, последнее. Как было замечено выше, таможенная пошлина как в таможенном, так и финансовом праве - это вид обязательного платежа, который предназначен для формирования вместе с другими налогами доходной части государственного бюджета. В статье 18 ТК - таможенная пошлина рассматривается как платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза, но ограничится таким формальным отнесением таможенной пошлины к группе налогов было бы не верно. Несмотря на наличие общих проблем, не исключается известная самостоятельность, меняющая объем понятия в зависимости от конъюнктуры. Государство устанавливает налоги и пошлины для собственных нужд, для обеспечения собственной жизнедеятельности. Чтобы четко работал государственный механизм, необходимо содержать штат управленцев. Их заработная плата, а также другие статьи расходной части государственного бюджета определяются реально существующими факторами - потребностями в достаточно надежном прохождении управленческих решений, в прочности государственного механизма вообще, в финансировании ряда отраслей производства и т.п., словом доходная часть бюджета в значительной мере количественно определяет расходную См.: Воробьев Ю.А. Основы таможенного дела. С. 9.. Можно поставить сейчас вопрос о комплексном, всеохватывающем исследовании норм таможенного права, таможенных правоотношений и механизма правового регулирования таможенного дела в целом не только с точки зрения теории государства и права, таможенного, административного, финансового и налогового права, и о формировании на этой базе единой теории таможенного права и новой комплексной отрасли таможенного законодательства. Вместе с тем, таможенное право (и не важно, что какие-то его нормы используются в других отраслях права, а оно использует их нормы) рассматривает и изучает лишь свою совокупность юридических норм, актов, законов, приказов, регулирующих таможенные отношения в обществе. При этом данная отрасль права не претендует на «чужие» нормы и не собирается их «забирать» из других отраслевых юридических наук, кодексов и актов. Таможенное право, имея свой собственный кодекс и свои нормативные акты, существует и развивается в тесной связи с последними и способствует совершенствованию отраслевых механизмов правового воздействия на общественные отношения. Сущность предмета таможенного права Исходя из выделенной совокупности таможенно-правовых норм и основных аспектов права и государства, в рамках предмета таможенного права можно выделить три класса задач, непосредственно связанных с правовым регулированием таможенных отношений в обществе. Первый класс - это в значительной степени общие, теоретические задачи: разработка и уточнение предмета, методов и принципов таможенного права; изучение истории правового регулирования таможенных отношений в Белоруссии и в странах СНГ; анализ таможенно-правовых отношений; исследование теоретических проблем перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; теоретическое исследование проблем таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля, льгот и т.д. Второй класс - это в значительной степени конкретные, специальные задачи по анализу определенных актов таможенного законодательства и практике применения последнего. К ним в первую очередь можно отнести практические задачи по освещению порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, по конкретному анализу таможенных режимов, платежей, таможенного и валютного контроля, таможенных льгот для отдельных категорий иностранных лиц; по анализу ведения таможенной статистики преступлений в сфере таможенного дела и ответственности за их совершение и другие. Третий класс - это международно-правовые аспекты деятельности таможенных органов. К ним прежде всего можно отнести цели и задачи указанных органов по развитию и укреплению международно-экономической интеграции Беларуси с другими государствами, а также проблема по созданию зон свободной торговли и заключению специальных соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. В этом контексте с точки зрения предмета таможенного права внешнеэкономическую деятельность можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, это изучение всей совокупности правовых норм, которые предусматривают определенные запреты и ограничения на ввоз, вывоз и распоряжение товарами, помещенными под какой-либо таможенный режим. И, во-вторых, это анализ всех норм диспозитивного характера, реализация которых базируется на волеизъявлении участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По этой причине считаем необходимым в рамках предмета таможенного права сочетать изучение возможностей, предусмотренных таможенным законодательством для участников ВЭД, с раскрытием при этом общих и специальных требований таможенного оформления, налогообложения и контроля. Соотношение предмета таможенного права с предметом таможенного дела Для четкой характеристики понятия предмета таможенного права важно точно определить, что же такое таможенное дело и таможенная политика, а также как они соотносятся с таможенным правом и таможенным законодательством как таковым. В соответствии со ст. 1 ТК - таможенное дело в Республике Беларусь составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, а также таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенное дело относится к ведению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями, оно зависит от международных договоров, и способствуют их реализации. При осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора Республики Беларусь, если в ТК и других законодательных актах Республики Беларусь по таможенному делу содержатся другие правила. Общее управление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь. Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь, является ГТК. Таможенная политика в этом случае - это часть внутренней и внешней политики. Ее целями являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарооборота на таможенной территории, участие в осуществлении торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики. К средствам реализации таможенной политики относятся: установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования; осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь; участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами. Предмет таможенного права по существу отличается от предмета таможенного дела и предмета таможенной политики, хотя само таможенное право способствует развитию и укреплению таможенного дела и таможенной политики. В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и других документов конкретным таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных законом. Исходя из норм таможенного права, таможенная политика включается в само понятие «таможенного дела», и она обусловливает характер и специфику многоаспектного феномена, каким является таможенное дело; во-вторых, именно таможенная политика формулирует общие стратегические и прикладные задачи, которые призваны решать таможенное право и его законодательство. Это общий взгляд на соотношение таможенной политики, таможенного права и его законодательства. Однако, есть и существенные моменты, оказывающие заметное влияние на развитие и формирование таможенного права, и в особенности при реализации таможенного законодательства. Надо иметь в виду также в этом случае неоднородность компонентов таможенного дела. Одни его элементы не подвержены радикальным изменениям, например, институты таможенного оформления, таможенной статистики и т.д. Другая же часть таможенного дела - таможенные платежи, режимы, формы и методы таможенного контроля и др. - очень подвижна, регулирование ее во многом обусловлено изменяющейся обстановкой в обществе. Все это должно приниматься во внимание при издании норм таможенного права, характеристике предмета последнего и рассматривать обособленно понятия «таможенное дело», «таможенная политика», «таможенное право» и «таможенное законодательство» См.: Максимцев В.А., Габричидзе Б.Н. Вступительная статья // Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Норма-Инфра М. 1998. С. 13-15.. Таможенное законодательство как компонент таможенного права в этом случае, может трактоваться с широких и узких позиций. В первом случае в законодательство должны включаться не только Конституция и законы, но и иные нормативные юридические акты. С точки зрения дальнейшего развития предмета таможенного права эта трактовка представляется предпочтительной, поскольку она позволяет включать в массив норм таможенного права огромное число нормативно-правовых актов. В понятие законодательства в узком смысле, как уже отмечалось, включаются только Конституция и законы. Такой подход ограничивает возможности правового регулирования таможенных отношений. В рамках предмета таможенного права необходимо изучать все таможенное законодательство, то есть здесь речь должна идти обо всем массиве законодательства в сфере таможенного дела; а точнее о законах, декретах, указах, правилах, инструкциях и т.д., которыми пользуются работники таможенных органов при осуществлении своих задач. При этом важно иметь в виду, что изучить это законодательство в отрыве от других направлений законодательства почти невозможно, что объясняется необходимостью обращения в теории и на практике к различным правовым институтам, а также к теории государства и права и различным отраслевым юридическим наукам. Следовательно, таможенное право, имея свои исходные начала в теории государства и права и будучи тесно связанным с отраслевыми юридическими науками, и прежде всего административным, налоговым и финансовым правом, подходит к предмету и объекту своего исследования с самостоятельных позиций, отличающихся от подхода, который характерен для других юридических наук. Оно изучает всю совокупность норм права, регулирующих таможенные отношения в обществе, и практику их применения, включая современные научно - технические средства и методы. При этом предметом таможенного права являются общественные таможенные отношения, имеющие свое социально-правовое содержание, а специфика данных отношений обусловлена объективными особенностями самого таможенного дела в обществе.
Страницы: 1, 2, 3
|