|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Понятие и предмет налогового права
|
|
|
аким образом, указанные функции налогового права взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой.Естественно, наука налогового права развивается не в вакууме, а в рамках единой системы юридических наук, поэтому она тесно взаимосвязана и активно использует передовые научные достижения теории права и государства, банковского, административного, бюджетного, конституционного, гражданского, предпринимательского права и др. В свою очередь, налогово-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, конституционного, банковского права.Кроме того, поскольку налоги и налогообложение по своей сути являются дуалистическими, экономико-правовыми явлениями, наука налогового права тесно взаимодействует с экономической и финансовой наукой (с ее частью, именуемой налоговедением).Предметная область исследования налогового права и налоговедения пересекаются. Налоговедение - это наука о природе, принципах и правовой практике организации и функционирования системы налоговых отношений (налоговой системы страны). Предметом налоговедения является методология налогообложения как процесса движения от налоговой теории к конкретному порядку исчисления и взимания налоговых платежей в пространстве и во времени.Налоговое право также изучает налогообложение как сложный процесс установления, введения и уплаты налогов и сборов, налогового контроля, защиты прав и законных интересов субъектов налогообложения (защиты прав налогоплательщиков и бюджетных (имущественных) интересов государства), но с точки зрения юридической, а не экономической науки.1.6 Налоговое право как учебная дисциплинаНалоговое право как учебная дисциплина представляет собой предмет преподавания в высшей школе. "Учебный предмет (учебная дисциплина), - записано в Большом энциклопедическом словаре, - это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки... для изучения в учебном заведении". С помощью этой учебной дисциплины будущие специалисты (студенты соответствующих учебных заведений) получают необходимые знания о налоговом праве.Поэтому, как отмечает Г.А. Тосунян, внутренняя система науки и соответствующая учебная дисциплина строятся с учетом внутренней системы соответствующей отрасли права. Это означает, что правовым институтам и нормам внутри отрасли права соответствуют темы и разделы в науке и учебной дисциплине. Но полного тождества между системой науки, скажем, налогового права, и одноименной учебной дисциплиной быть не может и не должно.В чем же состоит основное отличие налогового права как науки и налогового права как учебной дисциплины?Наука налогового права, помимо всего, включает в себя и соответствующие, еще не доказанные теоретические гипотезы, предположения, многие из которых могут оказаться (и оказываются) ошибочными. Естественно, в учебном процессе они не используются (могут лишь упоминаться). Кроме того, в учебном курсе не освещаются устаревшие и оказавшиеся за пределами законодательства и правоприменительной практики положения.Преподавание вопросов налогового права имеет в России прочные исторические корни. Изучение податного дела и права государственных податей являлось исторически являлось одним из центральных курсов подготовки дореволюционных юристов и финансистов. Например, в Московском императорском университете (ныне - Московский государственный университет им.М. Ломоносова) кафедра государственных податей была учреждена еще в 1839 г.В настоящее время в Российской Федерации налоговое право изучается студентами юридической и финансовых (экономических) специальностей.В юридических высших учебных заведениях (на юридических факультетах вузов) основные категории налогового права традиционно изучаются в рамках курса "Финансовое право", который предусмотрен в государственным стандарте высшего образования по специальности "Юриспруденция" в качестве обязательной дисциплины и включен в его федеральный компонент.Однако место и роль налогов и налогового права в развитии общественных отношений в России, а также потребности в подготовке специалистов, способных эффективно исполнять свои профессиональные обязанности в новых экономических условиях, вызвали необходимость создания и отдельного изучения в вузах учебной дисциплины "Налоговое право". Поэтому на юридических факультетах большинства ведущих учебных заведений России, взявших курс на современное качественное высшее образование, помимо дисциплины "Финансовое право" в качестве вузовского компонента учебного плана преподается учебная дисциплина "Налоговое право".Кроме того, в академических вузах, например, в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской Академии наук введена налогово-правовая специализация выпускников и помимо курса налогового права преподаются такие специальные учебные курсы, как "Защита прав налогоплательщиков", "Соотношение налогового и гражданского законодательства", "Взаимосвязь налогового, валютного и банковского законодательства" и др.Целесообразность и необходимость такого подхода очевидна в свете продолжающейся налоговой реформы, бурного развития налогового законодательства, а значит - постоянного усложнения правовых задач, которые в таких условиях встают как перед молодыми выпускниками юридических вузов (юридических факультетов вузов), так и перед юристами старшего поколения. Поэтому оправданно то особое внимание, которое уделяется вопросам преподавания налогового права в учебных заведениях системы повышения квалификации.Глава 2. Принципы и источники налогового права2.1 Принципы (основные начала) налогового праваК числу принципов или основных начал налогового права, согласно ст.3 НК РФ, относятся:всеобщность налогообложения;податное равенство;экономическая обоснованность налогов и сборов;определенность налогов и сборов;конституционность налогообложения;законность установления налогов и сборов.Всеобщность налогообложения означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.Экономическая обоснованность как принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не являлись произвольными.Определенность требует при установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона. В частности, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами, своих конституционных прав, а также нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.Законность установления подразумевает, что федеральные налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Налоговым кодексом РФ, а региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.2.2 Источники (формы) налогового праваИсточниками или формами налогового права являются нормативные правовые акты: законы и указы, а также подзаконные акты органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы, регулирующие налоговые отношения. Основу источников налогового права составляют акты законодательства о налогах и сборах, к числу которых, согласно ст.1 НК РФ, относятся Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.Первая часть Налогового кодекса РФ как основной источник налогового права включает семь разделов, двадцать глав и более ста сорока статей. Данный кодифицированный законодательный акт устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;формы и методы налогового контроля;ответственность за совершение налоговых правонарушений;порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.Введение в действие первой части Налогового кодекса РФ определено Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".Кроме того, законодательство о налогах и сборах включает также законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые их представительными органами.Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственный власти вправе издавать постановления по вопросам налогообложения лишь в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В частности Правительством РФ, предусмотрено издание нормативно-правовых актов определяющих:порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п.1 ст.59 НК РФ);перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п.2 ст.64 НК РФ);порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п.8 ст.84 НК РФ);порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п.4 ст.131 НК РФ).Иные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях также издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п.1 ст.4 НК РФ).Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.4 НК РФ).Министерством РФ по налогам и сборам в частности определяются (утверждаются):форма требования об уплате налога (п.5 ст.69 НК РФ);формы налоговых деклараций (п.3 ст.80 НК РФ);особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета иностранных организаций (ст.83 НК РФ);форма заявления и свидетельства о постановке на налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст.84 НК РФ);формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля за расходами физических лиц (ст.86 и ст.86 НК РФ);форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (ст.89 НК РФ);форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п.3 ст.100 НК РФ).Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ (п.7 ст.80 НК РФ).Форма заявления о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов разрабатывается органами государственных внебюджетных фондов по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам (п.11 ст.84 НК РФ).Перечень должностных лиц налоговых органов, органов государственных внебюджетных фондов и таможенных органов, которые имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, определяется соответственно Министерством РФ по налогам и сборам, государственными внебюджетными фондами и таможенными органами.Глава 3. Дополнительные источники налогового права3.1 Подзаконные нормативные правовые актыНалоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами.Однако зачастую, и в большинстве случаев обоснованно, ведомственные акты вызывают к себе негативное отношение: на практике инструкциями нередко искажается содержание законов, бюрократизируется система отношений, ущемляются права и законные интересы налогоплательщиков. Органы исполнительной власти должны быть строго ограничены в своих юридических возможностях. Иначе и не может быть, так как закон предполагает использование принуждения для того, чтобы заставить налогоплательщика выполнить свою обязанность. Поскольку налог представляет собой нарушение свободы и права собственности налогоплательщика, то осуществление власти в сфере налогов должно быть ограничено. Важно помнить, что ведомственные инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков, их назначение - регламентировать наиболее совершенные и в меру разумной необходимости единообразные способы практической деятельности органов управления, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|