|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Понятие и правовые основы предупреждение ОВД преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
|
|
|
оциальная неустроенность (профессиональные неудачи, тяжелое материальное положение, отсутствие работы);плохое состояние здоровья (тяжелые соматические заболевания, физические недостатки);отягченная наследственность (психические расстройства, наличие среди родственников больных наркоманией, алкоголизмом);низкий культурный уровень, не занятость досуга, прежде всего у несовершеннолетних, родители которых не выполняют обязанностей по обучению и воспитанию детей;наличие доступа к наркотикам в связи с исполнением профессиональных или служебных обязанностей (медики, фармацевты, сельскохозяйственные работники и прочие). Выявление таких обстоятельств достигается посредством обобщения результатов анализа правонарушений, связанных с данными о наркотиках и наркомании, иных сведений, имеющих отношение к данной проблеме, ставших известными Органами Внутренних Дел, в конкретном регионе за определенный период времени (квартал, полугодие, год, несколько лет) Кивич Ю.В., Лебедев С Л. Предупреждение преступности органами внутренних дел.- М., 2003..Организация заслона на пути наркотрафика является важнейшей мерой по сокращению незаконного предложения. Таким заслоном является комплексная операция "Мак", проводимая в период созревания наркотикосодержащих растений и наиболее интенсивной их незаконной заготовки.Операция "Мак" проводится в целях:- выявления и разоблачения незаконных посевов наркотикосодержащих растений, принятия к правонарушителям мер в соответствии с законом;- блокирования доступа заготовителей к дикорастущим зарослям конопли и ее уничтожения;- выявления и оперативной разработки преступных групп дельцов наркобизнеса, сбытчиков и перевозчиков наркотических средств;- устранения причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков растительного происхождения;- совершенствования деятельности органов внутренних дел в пресечении незаконного распространения наркотиков растительного происхождения, улучшения взаимодействия с заинтересованными ведомствами и организациями."черный рынок" наркотиков существенно пополняется благодаря незаконному изъятию лекарственных наркосредств из легального оборота. Хищения могут совершаться на всех стадиях легального оборота наркотиков: производство, транспортировка, хранение, реализация (применение). В целях перекрытия этого канала проводится оперативно-профилактическое мероприятие - операция «Допинг».Ежегодная оперативно-профилактическая операция "Допинг" направлена на перекрытие каналов поступления в незаконный оборот наркотикосодержащих лекарственных препаратов, прекурсоров, синтетических наркотиков, изготовленных кустарно или в подпольных лабораториях. Операция "Допинг" проводится в целях: - предупреждения и выявления хищений наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации, совершаемых лицами, имеющими к ним доступ по роду служебной деятельности, а также краж, грабежей и разбойных нападений;- пресечения нарушений установленных правил обращения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ:- выявления фактов подделки медицинских рецептов и других документов на получение наркотических средств и лиц, к этому причастных;- предотвращения нелегального производства наркотиков с использованием химических веществ, подлежащих специальному контролю, а также изготовляемых с помощью лабораторного оборудования организаций и предприятий.Мероприятия по перекрытию каналов поступления наркотиков в Россию (в том числе международных) осуществляются в рамках операций под условным названием "Канал".Правовой основой для проведения указанной операции являются действующее российское законодательство, а для международного ее варианта - межправительственные (межведомственные) соглашения, заключенные с различными странами в области борьбы с наркопреступностью. Непосредственным основанием для проведения операции "Канал" являются планы проведения совместных действий органов внутренних дел и других ведомств взаимодействующих регионов, а при международном варианте - аналогичные планы с зарубежными спецслужбами. Операция "Канал" по перекрытию поступления наркотиков в Россию из-за рубежа также может проводиться российскими правоохранительными органами в одностороннем порядке.Подобного рода операции осуществляются в первую очередь внутри страны между регионами - "потребителями" наркотиков и регионами - "производителями"; в приграничных регионах России с правоохранительными органами стран, где они могут производиться или используются наркодельцами в качестве транзитных территорий для переброски наркотиков в Россию.3. Профилактика, предотвращение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, реализуемые в деятельности различных служб и подразделений органов внутренних делПрофилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность органов внутренних дел в рассматриваемом направлении, является «Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в соответствии с которой можно отметить следующие основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению преступлений Приказ МВД РФ от 17 января 2006г. №19 «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений».Практика противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ свидетельствует о том, что весьма значительная роль отводится подразделениям и службам милиции общественной безопасности. Данные подразделения и службы отдела внутренних дел осуществляют административную деятельность, направленную на предупреждение и пресечение распространения наркотических средств и психотропных веществ, и применяют предусмотренные законодательством меры административно-правового характера. Само существование этих органов и служб «непосредственного реагирования», приближенных к населению данной территории, ее объектам, имеет немалое профилактическое значение. Знание сотрудниками местной милиции особенностей данной территории, континента, проживающих и бывающих на ней лиц обеспечивает возможность оперативно принять необходимые меры по предотвращению правонарушений. Достигается это правильной организацией патрульно-постовой службы, оперативной и профессиональной деятельностью подразделений общественной милиции.В организации деятельности по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотиков необходимо максимально использовать возможности участковых инспекторов милиции, их доверенных лиц, внештатных сотрудников. В процессе повседневной работы участковые инспектора привлекаются к предупреждению, выявлению преступлений и правонарушений, связанных с наркотиками и разработке, осуществлению мероприятий общей и индивидуальной профилактики.Поэтому деятельность участковых инспекторов целесообразно направлять на проверку квартир, помещений и других мест вероятного появления лиц, представляющих оперативных интерес, выявление притонов, установление граждан, которые нелегально изготовляют, приобретают, хранят, сбывают наркотики, склоняющих других к их немедицинскому потреблению, а также занимающихся незаконными посевом и выращиванием наркотикосодержащих растений.Сотрудники подразделений по незаконному обороту наркотических веществ совместно с инспекторами разрешительной системы изымают у наркоманов в установленном законом порядке огнестрельное оружие; следят за выполнением на объектах разрешительной системы установленных правил приобретения, перевозки, хранения и отпуска наркотических средств и психотропных веществ; оформляют в соответствии с законодательством, материалы о выявленных нарушениях; проводят проверку лиц, имевших по службе доступ к таким средствам, при оформлении соответствующих разрешений на хранение наркотических средств и психотропных веществ.Во взаимодействии с сотрудниками патрульно-постовой службы милиции, в зонах постов и маршрутов выявляются и задерживаются лица, совершающие незаконные действия с наркотическими средствами. Совместно с работниками дежурных частей проводится работа по выявлению среди доставленных и административно задержанных граждан, лиц, разыскиваемых за преступления, связанные с наркотиками.При поступлении заявлений и сообщений о совершении преступных действий, связанных с наркотическими средствами, дежурные части способствуют эффективному осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по горячим следам.При доставлении в дежурную часть лиц за совершение различных правонарушений, сотрудники этих подразделений проверяют их по профилактическим учетам. Если доставленный стоит на учете, информация об этом должна поступать в специализированное подразделение.Взаимодействие с подразделениями Государственной Инспекции безопасности дорожного движения заключается в совместном выявлении и пресечении фактов незаконной транспортировки наркотиков, перекрытии каналов и источников поступления наркотических средств в незаконный оборот, а также задержании перевозчиков, сбытчиков.В процессе взаимодействия с подразделениями ГИБДД, в первую очередь, учитываются их возможности в выявлении лиц, незаконно перевозящих наркотические средства. С этой целью подразделения по незаконному обороту наркотических веществ постоянно информируют их о водителях, которые употребляют наркотики, либо участвуют в их незаконном распространении.При проведении комплексных профилактических операций типа «Мак» работники ГИБДД привлекаются к участию в работе оперативно-поисковых групп по пресечению фактов его незаконного сбора и транспортировки наркотических средств, а также к мероприятиям по досмотру транспортных средств на вероятных маршрутах их незаконной перевозки.В работе по предупреждению краж и хищений наркотических средств возникает необходимость тесного сотрудничества с подразделениями вневедомственной охраны. Они проверяют объекты сосредоточения наркотиков, выявляют нарушения правил хранения указанных средств, принимают меры к их устранению, пресекают хищения наркотических средств и психотропных веществ.Работники указанных подразделений, изучая условия хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ, могут получать информацию о фактах хищений, которую должны своевременно передавать в подразделения по незаконному обороту наркотиков.Особо следует подчеркнуть важность и необходимость тесного взаимодействия сотрудников подразделений по незаконному обороту наркотических веществ и следователей. Их согласованные действия, направлены на использование данных, полученных оперативно-розыскным путем, с целью принятия предусмотренных законом мер к лицам, совершившим преступления, связанные с наркотиками.Наиболее ответственным моментом является совместная оценка имеющейся оперативной информации и способов ее дальнейшего использования.Следователи и оперативные работники обязаны своевременно информировать друг друга о вновь выявляемых данных и результатах их использования в процессе работы, так как изобличение сбытчиков, расхитителей, перевозчиков, содержателей притонов, лиц, вовлекающих в наркоманию, других граждан, установление лиц, причастных к «отмыванию» денег, требует знания специфики противоправной деятельности этих преступников.Обеспечение оперативно - розыскных мероприятий и следственных действий осуществляется при активном участии работников экспертно-криминологических подразделений.По материалам подразделений по незаконному обороту наркотических средств силами экспертно-криминологических подразделений проводятся исследование изъятых оперативным путем или обнаруженных на месте происшествия веществ для определения их принадлежности к наркотическим средствам или психотропным веществам, выявляются факты фальсификации отпуска аптеками и другими медицинскими учреждениями наркотикосодержащих препаратов.Список литературы1. Закон РФ № от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. Федерального Закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ).2. Федеральный Закон от 8.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 3. Приказ МВД РФ от 17 января 2006г. № 19 «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», «Положением о координационно-методическом совете Министерства внутренних дел РФ по предупреждению преступлений»).4. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. - М.: Издательство НОРМА, 2001.5. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология. - Спб.:СПБГУ, Питер, 2005.6. Зудин В.Ф. Криминологическая профилактика преступлений. - Воронеж: 1999.7. Калачев Б., Сергеев А. Основные детерминанты незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. http://www. narcom. ru/8. Кивич Ю.В., Лебедев С Л. Предупреждение преступности органами внутренних дел.- М., 2003.9. Криминология: Учебник под ред. А.И. Долговой. - М.: Криминологическая Ассоциация, 1997.10. Прудников Б.П., Солодовников СИ., Тищенко М.Д. Криминальные свойства наркомании. Лекция. - М.: ЮИ МВД РФ, 1999.11. Сбирунов П.Н. Криминологическая характеристика лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков. // Известия Методического центра профессионального образования и координации научных исследований ГУК МВД РФ. - 1996 -№4.- С. 38.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|