реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Полномочия главы государства в системе государственного управления

реферат
p align="left">Функциональная группа, включающая полномочия, связанные с принятием решений в процессе государственного управления Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь; ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях, устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию; подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; Президент вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь за заключением о соответствии нормативных правовых актов, международных договоров, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь; назначает республиканские референдумы по собственной инициативе; направляет в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносит предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагает поправки к внесенным законопроектам, осуществляет помилование осужденных; в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок [5,ст.84].

Коммуникативная функциональная группа, включает полномочия Президента Республики Беларусь, связанные с получением и распространением информации в процессе государственного управления. Президент вправе запрашивать любую информацию, если это не нарушает охраняемых Конституцией прав и свобод граждан, направлять в средства массовой информации тексты для опубликования. Президенту предоставляется время для выступления по республиканскому радио и телевидению. По требованию Президента ему должно быть предоставлено время, не предусмотренное в программах радио и телевидения, Президент обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту Республики Беларусь, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением.

Функциональная группа, включающая полномочия, связанные с прогнозированием и планированием в процессе государственного управления. Президент обладает полномочиями и по реализации функций прогнозирования и планирования, которые он использует достаточно часто. Например, Указом от 14 мая 1998 г. № 246 утверждена концепция и программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998--2015 гг.

Президент обладает особыми полномочиями при возникновении чрезвычайных ситуаций. Он вправе вводить на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение в случаях стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства [5,п.22 ст.84]. Президент может вводить на территории Республики Беларусь военное положение, объявлять полную или частичную мобилизацию в случае военной угрозы или нападения [5,п.29 ст.84]. Такие решения должны быть в трехдневный срок внесены на утверждение Совета Республики.

Таким образом, Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями по осуществлению разнообразных функций.

2.1 Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере

Президент как реальный Глава государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой сфере.

Новая редакция Конституции не содержит прямого указания на то, что Глава государства одновременно является и главой исполнительной власти. Президент ныне как бы возвышается над всеми иными властными структурами. В этом кроется и его потенциал как субъекта нормотворчества. Кроме того Президент Республики Беларусь уполномочен согласовывать проекты практически всех правовых актов, законов и постановлений Совета Министров, а также иных актов по его запросу.

Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента -- декреты, указы, распоряжения.

Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера.

Определение нормативности акта Президента имеет огромное значение. Во-первых, правильный выбор формы акта (например, указа или распоряжения) влияет на его легитимность; во-вторых, имеет значение для определения подведомственности рассмотрения жалобы в связи с принятием такого акта[1,с.638].

В Конституции и Законе о Президенте Республики Беларусь определяется, когда Глава государства вправе издавать декреты.

Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона [6] .Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на: издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов -декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Если ранее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 г. являлся высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

По мнению автора, необходимо определить, в каких случаях должна избираться та или иная форма акта Президента - декрета, указа, распоряжения. Предоставление полномочия издания декретов в принципе вполне объяснимо. Оно позволяет действовать оперативно, когда Парламент по каким-то причинам не может столь же быстро реагировать на ситуацию. Было бы полезно практиковать издание декретов после запроса мнения Правительства, высших органов судебной власти. Нельзя забывать и о том, что передача Парламентом части своих полномочий Президенту является ограничением прав Национального собрания. Часто это может быть обусловлено и нежеланием Президента, чтобы Парламент занимался законодательной деятельностью в той или иной сфере. В то же время довод об оперативности принятия Президентом декретов может быть решающим.

Отличием Конституции Республики Беларусь от конституций других стран является то, что в ней предусмотрен своеобразный подход к оформлению и сохранению действия принятых Президентом временных декретов, которые на основании ст. 101 Конституции могут издаваться Президентом как по его собственной инициативе, так и по предложению Правительства. В последнем случае декреты должны скрепляться подписью Премьер-министра. Таким образом, при этом действует принцип контрассигнирования со стороны Главы правительства. В остальных случаях Конституция и законодательство не предусматривают совместных полномочий Президента и других органов, как это имеет место в деле с контрассигнированием временных декретов.

Необходимо уяснить цель подписания Премьер-министром временных декретов, предложенных Президенту. Видимо, это сделано для того, чтобы подчеркнуть ответственность Правительства. В то же время здесь нельзя говорить о совместных полномочиях, так как Президент может и самостоятельно издать временный декрет.

В законодательстве не установлено, в какой форме Президент должен закреплять то или иное принятое им решение -- в форме декрета, указа или распоряжения. Необходимо определить, в каких случаях должна избираться та или иная форма акта Президента -- декрета, указа, распоряжения В статье 14 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что «декреты Президента Республики Беларусь принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь»[12]. При этом не определено, по каким вопросам издаются указы и распоряжения. Подобная регламентация указанного Закона свидетельствует об отсутствии необходимости в наличии иных видов актов Президента, и в первую очередь указов, если декреты можно издавать по любым вопросам. Таким образом, если Президенту предоставлено право издавать несколько видов актов, то хотя бы в общих чертах следовало бы обозначить предметы регулирования каждого из названных видов правовых актов. Это позволит уяснить надобность каждого вида акта и его место в системе правовых актов Президента.

В законодательстве не определена иерархия рассматриваемых правовых актов. По этой причине неизвестно, какой из названных трех видов правовых актов, издаваемых Президентом, обладает большей юридической силой, или все они одинаковы.

Статья 5 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» посвящена системе нормативных правовых актов[12]. Между тем, система в ней не установлена. На основании статьи 137 Конституции статьи 2 названного выше Закона, в которых дается перечень нормативных правовых актов и сначала называются декреты, а затем указы, можно предположить о превалировании декретов над указами [5]. Кроме того, сделана попытка показать большую юридическую силу декретов над указами в частях 5 и 6 статьи 2 данного Закона[12]. Формулировка же этих частей такова, что создается впечатление о превосходстве указов над декретами.

В части 5 статьи 2 указанного Закона установлено, что декретами регулируются наиболее важные общественные отношения, а указами устанавливаются, изменяются и отменяются определенные правовые нормы [12,ч.6 ст.2].

По этой причине нормы, содержащиеся в декретах, могут быть отменены или изменены указами.

В то же время изменить или отменить указ декретом невозможно. Подобное положение не способствует установлению иерархии правовых актов Президента. Иерархия президентских правовых актов должна быть обязательно. В ней декреты должны находиться на верхней ступени, т.е. иметь значительно большую юридическую силу по сравнению с указами и распоряжениями. Такое их положение определяется частью 3 статьи 101 Конституции. В ней записано, что «в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона»[11]. Только в таком случае декреты должны иметь силу законов. Для иных целей существуют указы и распоряжения.

Указы должны издаваться в целях реализации обычных полномочий Президента. Декреты правильнее было бы утверждать палатами Национального собрания. В настоящее время принимается постановление о принятии их к сведению. Такая практика позволяет Национальному собранию быть информированным о решении Президента по тому или иному вопросу. При этом Национальное собрание может и не согласиться с решением Президента и отменить декрет большинством (не менее двух третей) голосов от полного состава каждой из палат [5,ч.3 ст.101].

Нынешний статус декретов не позволяет отменять законы, хотя на практике такой случай имел место (Декрет Президента Республики Беларусь от 13 октября 1997 г. № 19 «О признании утратившим силу Закона Республики Беларусь от 15 июня 1997 г. "О предоставлении закрытому акционерному товариществу «Форд Юнион» налоговых и таможенных льгот"»). Правда, издание декрета нередко вызывает необходимость внесения соответствующих изменений в законы, т.е. приведения положений законов в соответствие с декретом.

Указы Президента Республики Беларусь в ряде случаев по юридической силе оказываются выше и декретов, и законов. Необходимо закрепить в законодательстве иерархию рассматриваемых правовых актов. А также поставить вопрос об их юридической силе.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Систему правления Республики Беларусь, также, как и Российской Федерации, можно охарактеризовать как президентскую "смешанную" систему, или как "смешанную" систему с сильным Президентом, поскольку конституциями этих стран предусматривается двойная ответственность правительства - перед Президентом и Парламентом, что является характерной чертой "смешанной" системы правления. В то же время президенты двух стран обладают широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти и оказывают решающее воздействие на ее формирование и деятельность, что свидетельствует об их близости к президентской республике.

Оценку места и роли института президентства в политической системе общества необходимо проводить с учетом анализа: во-первых, конституционных норм, регулирующих правовой статус и объем полномочий института президентства; во-вторых, происходящих в стране политических процессов и расстановки политических сил в системе государственной власти; в-третьих, индивидуальных характеристик лица, занимающего президентский пост.

Объем полномочий Президента в системе разделения властей является производным от существующей системы правления. Вместе с тем в рамках каждой системы существуют различные вариации. Наибольшим динамизмом отличается "смешанная" система, поскольку представляет собой различные комбинации набора элементов основных систем - президентской и парламентарной.

В 90-х годах XX столетия появилась новая модель президентства - восточноевропейская, которая характеризуется: во-первых, наделением Президента рядом полномочий, которые позволяют ему оказывать фактически равное влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти; во-вторых, вынесением института президентства за рамки привычной триады властей.

На наш взгляд, эта модель является прогрессивной и в будущем будет превалировать. Характерными чертами республиканской формы правления являются выборность и срочность полномочий главы государства.

Так, в настоящее время для Российской Федерации актуальным является вопрос увеличения сроков полномочий Президента и Государственной Думы. Конституцией Российской Федерации (статьи 81 и 96) установлен 4-летний срок, на который избираются Президент Российской Федерации и Государственная Дума. На современном этапе развития Российского государства назрела необходимость пересмотра как продолжительности указанного срока, так и целесообразности сохранения одинакового срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» устанавливается, что Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума - на пять лет. Увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности[21]. Установление более продолжительного срока полномочий Президента Российской Федерации по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы продиктовано также необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.

Для Республики Беларусь это также представляется перспективным явлением, так как это позволит укрепить стабильность и создаст необходимые условия для реализации долгосрочных проектов стратегически важных задач развития страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами был сделан развернутый анализ полномочий главы государства на примере Республики Беларусь.

Для этого полномочия Президента Республики Беларусь были дифференцированы на функциональные полномочия. В соответствии с логической, инвариантной системой функций социального управления, а именно: планирование, организация, мотивация, координация, контроль, принятие решений (в том числе, руководство), коммуникация..

Анализ функциональных полномочий Президента Республики Беларусь позволяет сказать, что хотя он и не входит ни в одну ветвь власти, но больше тяготеет к исполнительной ветви власти. Возложение на Президента Республики Беларусь обязанности быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлено задачей обеспечения стабильности конституционного строя, безусловным гарантированием прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях на Президента возлагают функции арбитра между властями.

Особого внимания заслуживают Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере, т. к. через издание правовых актов Президента наиболее эффективно проявляется его управленческая деятельность. Наряду с конституционными полномочиями в процессе подготовки и принятия проектов правовых актов, Президент Республики Беларусь уполномочен согласовывать проекты практически всех правовых актов, законов и постановлений Совета Министров, а также иных актов по его запросу. Рассмотрев все вышеизложенное, можно составить четкое представление о месте и роли Президента Республики Беларусь, о его полномочиях в системе государственного управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1 Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник .Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис,2003. 832с.

2 Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (Конституционно-правовой статус): Учебное пособие. - 2-е изд. доп. - Мн.: «Бип-С», 1999. - 248 с.

3 Государственное право зарубежных стран: курс лекций. Часть 2 / М.Ф. Чудаков. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. - 335 с.

4 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 3. Особенная часть: Страны Европы / Под ред. Б.А.Страшуна - М.: БЕК, 1999.- 765с.

5 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

6 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. №9. Ст.144.

7 Курс административного права Республики Беларусь /Крамник Н.А. Мн.: Тесей, 2002. 603с.

8 О государственных наградах Республики Беларусь: Закон респ. Беларусь,18 мая 2004 г., N 288-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6.11.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

9 О местном управлении и самоуправлении: Закон Респ. Беларусь, 20 февраля 1991г., № 617-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

10 О некоторых вопросах награждения государственными наградами Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 8 апр. 2005 г., № 168: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 18.10.2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

11 О некоторых вопросах Национальной академии наук Беларуси: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 фев. 2003 г., № 56 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

12 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. _ Минск, 2009.

13 О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 07.07.1997 № 52-З // Эталон - Беларусь [Электрон. ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.

14 О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., N 424-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. _ Минск, 2009.

15 Организационная структура государственного управления.: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 215 с.

16 Основы конституционного права: Курс лекций. Часть II/ А.В Марыськин - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 272 с.

17 Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность /С. Г. Паречина // Публичная Электронная Библиотека [Электронный ресурс]. - 2004 - 2008. - Режим доступа: http://www.plib.ru/library/book/12810.html. - Дата доступа: 07.05.2009.

18 Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. - М.: Юрид. лит., 1994. - 176 с.

19 Телятицкая Т.В. Административное право Республики Беларусь: Общая часть: Учеб. пособие. Мн.:,1996. 142с.

20 Конституция Российской Федерации: Принята Всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст.- М.: ЮРИСТ, 2005. - 56с.

21 http://www.kremlin.ru/ Дата доступа: 07.05.2009 г.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.