p align="left">Существует так же договорная подведомственность. Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, граждане по вза-имному согласию вправе передать любой возникший между ними спор (кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений) на разрешение третейского суда. При наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению спор между организациями, в том числе и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые авторы говорят еще о так называемой императивной подведомственности, обособляя ее от условной. Под императивной подведомственностью они понимают последовательное рассмотрение дела несколькими юрисдикционными органами, так сказать, по инстанциям, когда каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору решений другими органами. Иногда выделяют еще смешанную подведомственность, в которой сочетаются признаки, присущие нескольким видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной. Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требо-ваний. При объединении нескольких связанных между собой тре-бований, из которых одни подведомственны суду, а другие -- ар-битражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. В статье 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрис-дикции. Если возможно разделение требований, судья выносит опреде-ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен-ных арбитражному суду. Глава 2. Судебная подведомственность гражданских дел: понятие и значение. В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев. Правовой статус гражданина, а также других субъектов российского права включает в себя множество разнообразных прав и обязанностей, закре-пленных правовыми нормами. Государство стремится обеспечить всемерную защиту субъективных прав. Подведомственность в гражданском процессе имеет задачей точное определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации. Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции опреде-ляется методом исключения, т. е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов. Поэтому важно правильно разграничивать компетенцию общих и арбитражных судов. По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов исковых дел осуществляется на основании двух признаков в совокупности: во-первых, характера спора - он является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности; во-вторых, характери-стики спорящих субъектов - это юридические лица и граждане-предприни-матели Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002, Ст. 28. . В соответствии с этим различается подведомственность судебная - общий или арбитражный суды, так же административная, подведомственность дел общественным организациям - третейскому суду, биржевым комиссиям и др. Следовательно, определить подведомственность гражданских дел общему суду - значит выяснить, какие именно из них по закону подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства. Границы подведомственности, достаточно четко определены в главе 3 гражданского процессуального кодекса. Так статья 22 (Подведомственность гражданских дел судам) является основополагающей: 1. Суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; 2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; 3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса; 4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. В принципе, при определении судебной подведомственности в области разрешения гражданских дел в настоящее время не имеет значения, из каких правоотношений возник спор, поскольку, как это видно из приведенного положения, любое право и свобода гражданина подлежат судебной защите, если иной порядок прямо не установлен законом. Что же касается дел подлежащих рассмотрению арбитражными судами то, АПК предусматривает специальную подведомственность, в соответствии с которой арбитражные суды рассмат-ривают дела независимо от того, являются ли участники спорных отноше-ний юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или иными организациями и гражданами, иными словами, достаточно наличия одного признака - характера спора. В настоящий момент Российское законодательство существенно изменило рас-пределение подведомственности между общими и арбитражными судами, значительно расширив компетенцию последних за счет изъятия из ведения общих судов ряда категорий дел. Так, дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и об-ществ, независимо от характера спорящих субъектов, подведомственны ар-битражным, а не общим судам. Вместе с тем, поскольку производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными товарищест-вами или обществами, дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции. Также в общих су-дах должны рассматриваться дела по трудовым спорам между акционе-ром -- физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товари-ществом или обществом. Кроме того, в общих, а не в арбитражных судах рассматриваются споры между участниками хозяйственных товариществ и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономиче-ской деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ. К подведомственности общих судов отнесены дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в ст. 245 ГПК. Сопоставление перечня ст. 245 ГПК и ст. 29 АПК свидетельствует о необходимости раз-граничивать подведомственность и в этой области, причем не только меж-ду общими и арбитражными судами, но также и Конституционными (Ус-тавными) судами. Прежде всего, такого разграничения требуют дела об оспаривании нормативных правовых актов. По ранее действовавшему законодательству дела этой категории рассматривались либо в общих судах, либо в Консти-туционном Суде. Тем не менее, в отдельных федеральных зако-нах появились нормы, непосредственно относящие к компетенции арбит-ражных судов дела по оспариванию конкретных нормативных актов. На-пример, ст. 138 Налогового кодекса, в соответствии с которой оспаривание нормативных правовых актов налоговых органов осуществляется в арбит-ражном суде. Действующий АПК подвел соответствующую законодатель-ную базу под случаи такого рода, закрепив в ст. 29 АПК правило, в силу которого арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, за-трагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринима-тельской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Несмотря на появление в АПК указанной нормы, общее правило подведомственности Дел об оспаривании нормативных актов остается прежним - они подве-домственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения, регулирует оспариваемый нормативный правовой акт. К специальной подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государ-ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате-лей, а также по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организа-ций. Однако и в этих случаях критерием разграни-чения подведомственности между общими и арбитражными судами служит характер деятельности, ради осуществления которой создана организация. Подведомственность дел особого производства и иных неисковых дел следует разграничивать по общему правилу, истол-кованному с учетом специфики такого рода дел. Так, имеются категории дел, однозначно отнесенные законом к ведению общих, либо арбитражных судов. По делам об установ-лении фактов, имеющих юридическое значение, об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение, а также о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей подведомственность раз-граничивается между общими и арбитражными судами по указанным выше признакам: характеристике заинтересованных субъектов - юридиче-ское лицо, гражданин-предприниматель и связи правоотношения, быв-шего предметом рассмотрения, с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Глава 3. Подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел 3.1. Подведомственность суду дел из брачно-семейных отношений. Подведомственность дел, возникающих из брачно-семейных отношений, определяется по правилам, установленным Семейным Кодексом. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Семейным Кодексом, - государственными органами или органами опеки и попечительства. Споры о разделе имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, подведомственны суду независимо от расторжения брака в органах загса. Дела о расторжении брака подведомственны суду в целом ряде случаев. Прежде всего, расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей (за исключением случаев, когда один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет) либо при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Расторжение брака производится судом также в соответствии с п. 2 ст. 21 СК в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе загса. К подведомственности судов отнесены также дела о признании брака недействительным, установлении отцовства, факта признания отцовства, лишении родительских прав или ограничении родительских прав, о взыскании алиментов. В отличие от ранее действовавшего законодательства к исключительной подведомственности судов отнесено рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка. К ведению судов отнесены и иные дела, возникающие из брачно-семейных отношений. Защита семейных прав в несудебном порядке возможна только в случаях, предусмотренных законом. В частности, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления. С участием органов опеки и попечительства разрешаются споры о реализации права на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. В ряде случаев законом предусмотрена возможность защиты семейных прав в нотариальном производстве. Так, брачный договор, равно как и соглашение об изменении или расторжении брачного договора, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Нотариально удостоверяется согласие супруга для совершения другим супругом сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, а также согласие родителей на усыновление ребенка. 3.2. Подведомственность суду дел из трудовых правоотношений. Подведомственность дел, возникающих из трудовых правоотношений, определяется по общим правилам ст. 22 ГПК с учетом особенностей, установленных Трудовым законодательством. Индивидуальные трудовые споры или разрешаются комиссией по трудовым спорам, а затем судом, или непосредственно рассматриваются в суде без соблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения спора. Так, в соответствии со ст. 391 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры: - по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; - об изменении даты и формулировки причины увольнения; - о переводе на другую работу; - об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Работодатели могут сразу обращаться в суд с исками о возмещении вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральным законом. Также непосредственно в судах разрешаются индивидуальные трудовые споры об отказе в приеме на работу: - лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц; - лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Иные трудовые споры, например споры о правильности перевода на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с неправильным переводом; о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о применении дисциплинарных взысканий и др., вначале рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, а затем судом, хотя работник не лишен права обратиться сразу в суд, минуя комиссии по трудовым спорам. Коллективные трудовые споры разрешаются примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем и судом. Дела по трудовым спорам между акционером - физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции. Вопрос о том, является ли возникший спор между указанными субъектами трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 ТК, согласно которой индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров. Учитывая то, что отношения между единоличными исполнительными органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами - с другой, основаны на трудовых договорах, дела по искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном прекращении их полномочий, о восстановлении в занимаемых должностях и об оплате времени вынужденного прогула подведомственны судам общей юрисдикции, которые являются по данным делам органами по разрешению трудовых споров. К хозяйственным товариществам и обществам, дела по спорам между которыми и их участниками (кроме трудовых споров) неподведомственны судам общей юрисдикции, относятся: - полные товарищества; - товарищества на вере; - общества с ограниченной ответственностью; - общества с дополнительной ответственностью; - акционерные общества. Производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными товариществами или обществами, поэтому дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции. Заключение Исходя из вышесказанного можно отметить, что институт подведомственности достаточно сложен. При том что в законодательстве существуют определяющие нормы, которые объясняют обывателю к какому суду относится то или иное дело. На ряду с этим множество проблем возникает с незнанием обращающихся в суд лиц о досудебном шествии дела, перед тем как оно должно попасть в суд. Особенна остро стоит эта проблема перед гражданским законодательством. Еще одна проблема состоит в том что порой государственные органы сами не могут прийти к единогласному мнению что подведомственно одной категории судов, а что же другой. Все эти нюансы происходят из-за «недоработанности» законодательства, а именно пробелов и несоответствия норм друг, другу. Единственный выход из сложившейся ситуации, это планомерная систематизация подведомственных норм. Правильное использование правил подведомствен-ности позволит государству активно и вместе с тем гибко воз-действовать на правоприменительный процесс, используя осо-бенности и преимущества различных форм разрешения юри-дических дел. Что в свою очередь устранит массу правовых коллизий, и увеличит оперативность работы судебных учреждений. Библиография Нормативные акты: 1. Конституция Российской Федерации [Текст].-М.: Проспект, 2001.- 93с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. [Текст].- М.: ИНФА-М, 2006.- 512с. 3. Постатейный Комментарий к Арбитражному Процессуальному Кодексу Российской Федерации [Текст].- ИНФА-М, 2005.- 586с. 4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002.- №30.- Ст.3012. 5. Гражданский процессуальный кодекс [Текст].-М.: Омега-Л, 2005.- 226с. 6. Налоговый кодекс РФ [Текст].-М.: Проспект, 2006.- 624с. 7. Семейный кодекс РФ [Текст].-М.: ЮРИСТЪ, 2005.- 212с. 8. Трудовой Кодекс РФ [Текст].-М.: Эксмо, 2006.- 192с. Специальная литература: 9. Андреева Т. О. Подведомственность дел арбитражным судам [Текст] // Хозяйство и право 1997.- № 8. 10. Жилин Г. А. Вопросы разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами [Текст].- М.: ЮРИСТЪ, 1997. 11. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц [Текст].- М.: 1997. 12. Казанцев В.И., Казанцев С.Я. Гражданский процесс [Текст].- М.: Академия, 2003. - 240с. 13. Треушников М. К. Гражданский процесс [Текст].- М.: Городец-издат, 2003.- 720с. 14. Суханов Е. А. Гражданское право [Текст].- М.: Суханов Е. А.., 1993.- 412с. 15. Шакарян М.С. Гражданское процессуальное право России [Текст].- М.: ЮРИСТЪ 2002. 16. Ярков В. В. Гражданский процесс [Текст].- М.: Волтерс Клувер, 2004.
Страницы: 1, 2
|