дин из важных моментов нового закона -- конкурсный прием на государственные должности. Несмотря на то, что в старом законе конкурс тоже прописан, до сих пор многие работники принимаются на государственные должности без участия в нем. Новый закон ужесточает требования к конкурсу.Вместо старых групп, категорий и разрядов вводятся группы, категории и чины. Учреждаются четыре категории должностей государственной гражданской службы: «руко-водители», «помощники» («советники»), «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». [15, c. 192]Должности подразделяются на следующие группы: «ру-ководители» и «помощники» относятся к высшей, главной и ведущей; «специалисты» - к высшей, главной, ведущей и старшей; «обеспечивающие специалисты» - к главной, ве-дущей, старшей и младшей группам гражданской службы.Вместо квалификационных разрядов устанавливаются классные чины, причем присвоение чина будет осуществ-ляться по результатам квалификационного экзамена персо-нально. Классные чины государственной гражданской службы подразделяются на 1-й, 2-й и 3-й классы -- действи-тельный государственный советник РФ (высшая группа), государственный советник РФ (главная группа), советник гражданской службы (ведущая группа), референт граждан-ской службы (старшая группа) и секретарь гражданской службы (младшая группа).Таким образом, в системе государственной службы выст-раивается весьма внушительная иерархия распределения работников по ступеням компетенции.Принципиально важно, чтобы статус каждого госслужаще-го нашел реальное отражение в должности и классном чине. Работник (гражданин) должен поступать именно на государ-ственную службу (на служение Отечеству), а не просто на работу в государственный орган власти и управления.Заметим, что по большому счету в России государствен-ной гражданской службы нет до настоящего времени. При-нятая в 2002 г. Программа реформирования госслужбы (2003--2005 гг.), утвержденная Указом президента РФ, обя-зывает реформировать то, что еще не сложилось. Законода-тельство, призванное регулировать отношения в этой сфе-ре деятельности, лишь только формируется. Продолжается трудовой наем на работу в тот или иной орган власти и управления в соответствии с общим трудовым законодатель-ством. Поэтому правильнее вести речь не о реформирова-нии системы госслужбы, а о формировании принципиально нового социального института государственной власти. Понимать, это - значит культивировать новое качество тру-довых, правовых и психологических отношений в системе госслужбы. [14, c. 96]ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ 3.1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Современный этан государственного строитель-ства и формирования гражданского общества в Рос-сии напрямую связан с решением стратегических вопросов организации и правового обеспечения ин-ститутов государственной и муниципальной служ-бы. Концепция реформирования системы государ-ственной службы Российской Федерации, утверж-денная Президентом РФ 15 августа 2001 г. предусматривает кардинальное обновление феде-рального законодательства не только в сфере госу-дарственной службы, что неминуемо повлечет за собой пересмотр многих положений законодатель-ств субъектов Российской Федерации, а также приведение в соответствие с ними иных нормативных правовых актов, в том числе внесение изменений в законодательство о муниципальной службе. В этой связи чрезвычайно важен вопрос о единстве природы и особенностях правового обеспечения государственной службы и муниципальной службы. При этом имеются в виду государственная граждан-ская служба и муниципальная служба, которая также является разновидностью гражданской публичной службы. Рассмотрение природы и особеннос-тей правового обеспечения этих видов службы предполагает выявление общего и особенного в правовом статусе государственных гражданских и муниципальных служащих. Действующее российское законодательство вполне определенно устанавливает организацион-но-правовые формы, в которых осуществляются государственная и муниципальная службы, и соот-ветственно ограничивает круг лиц, которые обла-дают статусом государственных и муниципальных служащих. Организационно-правовой формой про-хождения государственной службы являются органы государственной власти Российской Федерации иные государственные органы, образуемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными за-конами, лица, имеющие статус федеральных государственных служащих, либо государственные ор-ганы субъектов Федерации, образуемые в соответствии с конституциями (уставами) и регио-нальными законами, - лица, получающие статус го-сударственных служащих соответствующего субъ-екта Российской Федерации. Организационно-пра-вовой формой муниципальной службы являются органы местного самоуправления, - лица со стату-сом муниципальных служащих. Отсюда видно, что общим сущностным признаком, объединяющим правовое положение государственных и муници-пальных служащих, является форма публичной вла-сти, обеспечивающая единство властных полномо-чий соответствующих органов публичной власти. [14, c. 547] Отличия проистекают не только из территориаль-ного масштаба, но и из самой сферы властно-управ-ленческой деятельности, выражаемой институтами государственной либо муниципальной службы, из функциональной специфики, особенностей компе-тенции и полномочий государственных органов ли-бо органов местного самоуправления. Отличия во многом обусловливаются также и тем, какая право-вая доктрина господствует при создании законода-тельной базы и осуществлении нормотворчества в данной сфере общественных отношений. По Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления отделены от органов государст-венной власти, а значит, и муниципальная служба не входит в единую систему государственной службы Российской Федерации. Именно здесь за-ключена суть одного из важнейших доктринальных положений, определяющих конституцион-ные основы местного самоуправления (наряду со ст. 130-133) и принципы его правового обеспече-ния в современной России, которые сформулиро-ваны с учетом Европейской хартии честного са-моуправления. По этой причине законодательство о государственной и муниципальной службе становится раздельным. Вместе с тем государст-венная и муниципальная службы в части правово-го регулирования базируются на общих принци-пах и основаниях, исходя из которых они получа-ют нормативное закрепление. Главным образом это связано с тем, что предмет и характер труда служащих обоих видов - и государственных, и му-ниципальных, объект и методы воздействия в процессе служебной деятельности, основы прав и обязанностей, необходимость регламентации процедур прохождения службы, важность соблю-дения правоограничений и компенсирующих со-циально-правовых гарантий и льгот во многом совпадают. [19, c. 367] 3.2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Особенности правового статуса федеральных государственных служащих состоят в том, что осуществляемые ими полномочия - федераль-ные, т.е. определенные ст. 71 и частично ст. 72 Конституции РФ для федеральных органов госу-дарственной власти, а для госслужащих субъек-тов Российской Федерации полномочия выполня-ются государственными органами субъектов Рос-сийской Федерации в пределах совместного ведения с Российской Федерацией и в пределах предоставленной компетенции на территории со-ответствующего ее субъекта. Особенности стату-са муниципальных служащих также заключаются в осуществляемых ими полномочиях, которые обеспечивают решение вопросов местного значе-ния. [21,c. 13] Вместе с тем муниципальные служащие мо-гут наделяться и некоторыми государственными полномочиями, которые проистекают из содер-жания ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, а также бази-руются на правовой основе взаимоотношений ме-стного самоуправления с государственной влас-тью, закрепленной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного са-моуправления в Российской Федерации" от 28 ав-густа 1995 г. и другими федеральными законами. Осуществление муниципальными служащими от-дельных государственных полномочий, передан-ных органам местного самоуправления в соответ-ствии с федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации, является важ-ным фактором взаимодействия органов государ-ственной власти и местного самоуправления, под-черкивающим общность юридической природы публично-правовой составляющей в структуре статуса государственных и муниципальных слу-жащих. Общий правовой статус государственных и му-ниципальных служащих устанавливается на основе Конституции РФ федеральным законодательством. В настоящее время основы правового положения государственного служащего установлены Феде-ральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. (далее - ФЗ "Об основах ГС РФ")5, его гл. III (ст. 9-20), а основы правового положения муниципального служащего - Федеральным за-коном "Об основах муниципальной службы в Рос-сийской Федерации" от 8 января 1997 г. (далее - ФЗ "Об основах МС в РФ")6, в котором им посвя-щена гл. II (ст. 7-20). Как и всякий правовой статус, статус государ-ственных и муниципальных служащих обеспечен и структурирован элементным составом юриди-ческих норм. В соответствии с данными феде-ральными законами статусы государственных и муниципальных служащих образуют следующие группы нормативных элементов. По ФЗ "Об ос-новах ГС РФ" - права государственного служаще-го (ст. 9), обязанности (ст. 10), ограничения (ст. И), поощрения (ст. 13), ответственность (ст. 14), гарантии (ст. 15), обеспечение (ст. 17-19); по ФЗ "Об основах МС в РФ" - права и обязанно-сти муниципального служащего (ст. 10), ограни-чения (ст. 11), поощрения (ст. 13), ответствен-ность (ст. 14), гарантии (ст. 15), обеспечение (ст. 16-18). Как видно, даже нумерация статей с одноименным названием почти полностью совпа-дает с аналогичными статьями в том и другом за-конах. Очевидно, что нормативное содержание общего российского законодательства должно совпадать также и по сути правового регулирова-ния обоих видов публичной гражданской службы, какими и являются государственная и муници-пальная службы. [21, c. 15] Общность публично-правовой природы рас-сматриваемых видов социально-полезной дея-тельности проявляется в том, что государственная и муниципальная службы призваны обеспечивать функционирование государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления, а также реализацию юридически властных полно-мочий государственных и муниципальных долж-ностных лиц. Кроме того, однородный состав нормативных элементов правового статуса госу-дарственных и муниципальных служащих объяс-няется сущностью возложенных на них функций, которые связаны с осуществлением определенно-го вида управления: государственного и муници-пального. Общность правового статуса государ-ственных и муниципальных служащих определя-ется и общностью принципов, на которых основаны данные виды службы. Единство прин-ципов, установленных законодательством о госу-дарственной и муниципальной службах, со всей очевидностью подчеркивает социально-генети-ческую связь юридических установлений, относя-щихся к правовому статусу этих служащих. Срав-нение ст. 5 ФЗ "Об основах ГС РФ" и ст. 5 ФЗ "Об основах МС в РФ" не оставляет никаких со-мнений в том, что они в равной мере исходят из верховенства Конституции РФ, приоритета прав и свобод человека и гражданина, признания об-щественно-политической важности и почетности профессиональной деятельности государствен-ных и муниципальных служащих, стабильности их кадрового корпуса, а также профессионализма и компетентности, ответственности. Общим правовым статусом обладают все госу-дарственные и муниципальные служащие, так как положения Конституции РФ и общие нормы федеральных законов распространяют свое дей-ствие на всех служащих без различия их суборди-национного положения и видовой специфики слу-жебной деятельности. Правда, специальное зако-нодательство, регламентирующее госслужбу особых видов, например военную, в органах правоохранительной системы, других отдельных госорганах, устанавливает особенности правово-го статуса государственных служащих посредст-вом наполнения надлежащим содержанием эле-ментного состава юридических норм. Статусные особенности помимо военнослужа-щих присущи служащим органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, дипло-матических ведомств и иным. Так, правовое по-ложение военнослужащих определяется прежде всего их воинскими должностями, обязанности и порядок исполнения которых регламентируются законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными актами. Законодательст-вом об органах внутренних дел подробно урегу-лировано правовое положение, прохождение службы, гарантии правовой и социальной защи-ты сотрудников милиции. Статус дипломатичес-ких работников характеризуется тем, что им об-ладают служащие Министерства иностранных дел РФ и его организаций, имеющие дипломати-ческие ранги. В частности, при выполнении своих профессиональных обязанностей дипломатичес-кие работники могут пользоваться в период пре-бывания за границей привилегиями и иммуните-тами, установленными для них нормами междуна-родного права и международными договорами. Правовой статус государственного и муници-пального служащих возникает на основе законо-дательства в связи с замещением государственной либо муниципальной должности. [22, c.45] Именно опреде-ленная должность в органе соответствующего ви-да публичной власти (государственной или муни-ципальной) является базовой характеристикой правового положения государственного и муни-ципального служащих. Общее и особенное в их правовом положении суть производные от стату-са этих видов службы как социальных и комплекс-ных организационных и правовых институтов. И действительно, установление обязанностей слу-жащего делает необходимым установление его прав, а наличие обязанностей и прав порождает различные ограничения, а также потребность в соразмерных гарантиях, обеспечении и ответст-венности. Вместе с тем обязанности, права, огра-ничения, гарантии, обеспечение устанавливаются обычно не персонально для каждого служащего, а для должности, которую он занимает. Поэтому эти группы правовых норм имеют подчиненный характер от задач и функций органов государст-венной либо муниципальной власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|