p align="left">Наиболее известным и часто применяемым международным договором в сфере потребительского законодательства является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями 1959 года. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» [2], принятые 9.04.85 г. Генеральной Ассамблеей ООН и подписанные Российской Федерацией, возложили на Россию определённые обязательства по закреплению в законодательстве основных прав потребителей, признанных международным сообществом. Практически все эти права нашли отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей». Одним из восьми общепризнанных прав потребителей является право на потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушение. Необходимо научить людей этими правами пользоваться, делать разумный и осмысленный потребительский выбор. В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение. Для реализации права потребителей на просвещение требуется целая система государственных мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого Закона, на различных уровнях государственной системы образования учащиеся должны будут получать знания, умения и навыки, необходимые для реализации их прав как потребителей. Это предполагает принятие дополнительных нормативных актов различных уровней, более детально регламентирующих порядок и ответственность государственных органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и стандартов. На сегодняшний день можно говорить о том, что система информирования и просвещения потребителей через средства массовой информации сложилась и успешно развивается. Практически все наиболее популярные средства массовой информации имеют постоянно действующие потребительские рубрики (например, приложение к газете «Известия» - «Известия - Экспертиза», рубрика к газете «Аргументы и факты», приложение к газете «Комсомольская правда», клуб потребителей «Привереда» в газете «Куранты», телевизионная программа «Экспертиза РТР» и другие). С 1992 года в России издаётся специальный потребительский журнал «Спрос», который публикует результаты потребительских испытаний различных товаров, комментирует судебную практику применения потребительского законодательства, публикует антирекламу товаров и услуг, а также полезную информацию для потребителей финансовых услуг. Но это лишь правовой ликбез, в котором отсутствует комплексность и последовательность. Всё острее встает вопрос о формировании систем школьного и вузовского потребительского образования, а также подготовки кадров для этой системы. Знания законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям. 2.4 Государственная защита прав потребителей Полномочия Федерального антимонопольного органа С принятием Закона «О защите прав потребителей» в России сложилась система органов, которые призваны осуществлять государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства. Полномочия этих органов закрепляются в названном Законе. Федеральный антимонопольный орган - это центральный орган исполнительной власти Российской Федерации, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей. В настоящее время таковым является Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК РФ). В своей деятельности ГАК РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства РФ. Основными задачами ГАК РФ являются: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей. Что может ГАК РФ? Конкретные полномочия этого органа прописаны в Законах РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Согласно статье 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона № 2 от 9 января 1996 г.) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет: - предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); - материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о её досрочном аннулировании; - материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей. Государственный антимонопольный комитет (его территориальные органы) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей вправе обращаться в суд для их защиты, предъявлять иски в суды в интересах неопределённого круга потребителей или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных Законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от или за несвоевременное их исполнение. Территориальные управления Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК РФ) Федеральный антимонопольный орган образует в субъектах федерации свои территориальные управления. Их полномочия не могут превышать полномочий федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о территориальном управлении Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено приказом ГКАП от 13 ноября 1995 г. № 146). Согласно этому Положению территориальные управления ГАК РФ осуществляют проведение единой государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ. В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным управлением своих функций. Территориальное управление вправе: направлять в ГАК РФ предложения по совершенствованию соответствующего законодательства, практики его применения; направлять обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых неправомерных актов, о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также о расторжении или изменении заключённых соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; вносить в органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления на территории деятельности территориального управления предложения о введении или отмене лицензирования и квот, а также о предоставлении льгот, льготных кредитов и отдельных видов государственной поддержки; осуществлять полномочия, предусмотренные Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; направлять нарушителям антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о прекращении этих нарушений и т.п.; принимать решения о наложении штрафов за названные нарушения, административных взысканий; устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках; принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламной деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в представленный территориальным управлением срок; обращаться в суд, арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе; направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе [16]. Совместным письмом ГАК РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 1995 года территориальным управлениям вменено в обязанность в недельный срок направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия процессуального решения требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также других нарушениях законодательства. Приказом ГАК РФ от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено «Положение о порядке рассмотрения Комитетом и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» [16]. 2.5 Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) Центральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации в настоящее время является Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ). Закон РФ «О защите прав потребителей» (статья 42, пункт 3) возлагает на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), ответственен этот орган и за организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг). Таким образом, Госстандарт России обладает довольно широкими полномочиями в области обеспечения безопасности потребителей. В соответствии с «Положением о государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ» [13], утверждённым Постановлением Правительства от 14 июля 1997 года, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция) - государственный орган, основными задачами которого являются: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущении поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на неё задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги. Госторгинспекция в своей деятельности взаимодействует с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и другими органами государственного управления, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за соответствием качества товаров (услуг) требованиям стандартов, условиями договоров, соблюдением законодательства Российской Федерации в деле защиты прав потребителей. Госторгинспекция состоит из департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции: проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, - качества продукции изготовителя; осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров; контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием; принимают меры по устранению выявленных недостатков и правонарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие решений управлений Госторгинспекций не приостанавливается до решения суда); представляют в установленные сроки департаменту Госторгинспекции необходимую информацию и т.д. Необходимость знания своих прав потребителями очевидна, так же как и то, что обладать прочными знаниями в области предоставления качественных товаров, услуг должны, прежде всего, менеджеры, руководители предприятий, организаций, эти услуги предоставляющие. Знание законодательства о защите прав потребителей позволяет поднять уровень системы менеджмента, соблюсти баланс между интересами потребителей и предпринимателей, не опустившись до безнаказанности и вседозволенности бизнеса. Список литературы 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. // РГ.-1993.- № 237.- 25 дек. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. Федеральный закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ. 3. Закон РФ “ О государственных пенсиях в РФ”. 4. Закон Российской Федерации от 07.02.92 г. № 2300 «О защите прав потребителей» (в редакции ФЗ от 09.01.96 г. № 2-ФЗ). 5. Кодекс законов о труде РФ. 6. Комментарий к Кодексу законов о труде РФ. 7. Федеральный закон от 26.01.96 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». 8. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». 9. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.96 г. № 63-ФЗ. 10. Гвоздева Т. Новый путь стандарта // Спрос.- 2003.- № 4. 11. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» / Постатейный комментарий Я.Е. Парция. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.-216 с. 12. Защита прав потребителей / Под ред. С.А. Подзорова.- М.: Экзамен, 2001.- 688 с.
Страницы: 1, 2, 3
|