p align="left">План разрабатывается и одном экземпляре и хранится в де-журной части органа внутренних дел, а соответствующие выписки из него должны находиться в строевых подразделениях патрулъно-постовой службы ГИБДД, вневедомственной охраны. Единая дислокация содержит: 1; карту (схему) обслуживаемой террито-рии; 2) примерный перечень постов и маршрутов комплексных сил патрульно-постовой службы милиции; 3) обязательные нор-мы ежесуточного выставления нарядов для несения патрульно-постовой службы от подразделений милиции, участвующих в ох-ране общественного порядка1; 4) средства патрульно-постовой службы с указанием всех видов средств связи и автомототранспорта, служебных животных; 5) характеристику территории об-служивания Расстановка сил различных служб органов внутренних дел, участвующих в охране общественного порядка, производится с учетом места и времени их непосредственной работы. При этом не допускается совмещен) нарядов различных служб. Решение о расстановке нарядов патрульно-постовой службы на последующие сутки принимается начальником горрайлиноргана или начальником милиции общественной безопасности еже-дневно к 18 часам предшествующих суток. Данное решение оформляется и утверждается в постовой ведомости. В необходимых случаях начальник органа вправе осуществить маневр наря-дами, т.е. выставить посты и маршруты там, где это обусловливается осложнением оперативной обстановки либо реализацией внезапно возникшей задачи. Фактическая расстановка нарядов в течение суток посменно отражается на крупномасштабном плане (схеме), находящемся в дежурной части органа внутренних дел. Возможности органа, части, подразделения по среднесуточному использованию личного состава в патрульно-постовой службе определя-ются исходя из штатной численности милиционеров и коэффициента потребности личного состава, который составляет 2,1 единицы для мар-шрутов (постов), закрываемых по 8 часов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8 часов, то на каждый час коэффициент уве-личивается на 0,26 единицы (см.: Устав патрульно-постовой службы ми-лиции, ст.39). В единой дислокации нормы ежесуточного выставления нарядов не детализируются по сменам, так как подобная детализация может сковать инициативу начальника органа при принятии решения на расстановку нарядов на сутки. Время выставления нарядов и продолжительность несения ими службы устанавливаются начальником органа внутренних дел. При этом решения на следующие сутки принимаются с таким расчетом, чтобы количество нарядов увеличивалось в напряжен-ные в оперативном отношении часы суток и в тех местах, где наиболее вероятно совершение правонарушений. Необходимо также соблюдать целесообразные пропорции между автомотопатрулями и пешими нарядами. На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка, один экземпляр которой хранится в дежурной части органа, а другой -- выдается наряду перед заступлением на служ-бу. В ней указываются: маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста; время несения службы; объекты и зоны, требующие особого внимания; порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы; основные обя-занности нарядов по предупреждению и пресечению преступле-ний, административных правонарушений, а также при осложне-нии оперативной обстановки; порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью органа, участковыми уполномоченными милиции, общественными объединениями; зоны непрохождения радиосвязи и способы связи с этими участ-ками. Реализация управленческого решения во многом зависит от правильного подбора и расстановки исполнителей. Поэтому ру-ководители органов внутренних дел, командиры строевых частей и подразделений милиции должны тщательно изучать личный состав и выбирать таких сотрудников, которые быстро и со зна-нием дела способны решить поставленные перед ними задачи. Соблюдение данного требования особенно необходимо в настоя-щее время, когда охрана общественного порядка осуществляется не только силами патрульно-постовой службы, но и дополни-тельными, а также приданными силами и общественными фор-мированиями. В этой связи существенно возрастает роль профес-сиональной подготовки работников патрульно-постовой службы, осуществляемой путем проведения занятий, тренировок, отработ-ки, расстановки и действий личного состава непосредственно на местности, где нарядам предстоит выполнять свои обязанности. Вместе с тем не менее важно добиться, чтобы исполнители поняли и уяснили стоящие перед ними задачи, осознали пути их оптимального решения. Эти цели достигаются на инструктаже служебных нарядов, от организационного и методического уровня которого зависит эффективность патрульно-постовой службы. Порядок проведения инструктажа определяется Уставом патруль-но-постовой службы милиции. Инструктаж нарядов, заступающих на службу, должен прово-диться, как правило, руководителем органа внутренних дел (командиром части, подразделения) либо его заместителем в спе-циально оборудованном классе службы. Для инструктажа нарядов привлекаются также дежурные по органу, инспекторский и опе-ративный состав. Содержание инструктажа определяется состоя-нием оперативной обстановки, численным составом наряда и особенностями выполнения стоящих задач. При необходимости инструктаж может быть проведен для всех нарядов одновременно или для каждого в отдельности. На инструктаже целесообразно решать вводные задачи, отрабатывать нестандартные ситуации, используя карты, схемы, макеты и т.п. Это позволяет не только углубить, но и закрепить знания и навыки, необходимые патрульно-постовым нарядам для осуществления служебных функ-ций. Продолжительность инструктажа во всех случаях не должен превышать 30 мин. По его окончании нарядам отдается приказ о заступлении на охрану общественного порядка. Важнейшим элементом организации патрульно-постовой службы, обеспечивающим ее эффективность и определенность в деятельности по охране правопорядка, является управление патрульно-постовыми нарядами. Непрерывное, гибкое и четкое управление позволяет обеспечить надлежащую маневренность сил и средств данной службы, их высокую активность и наступательность в предупреждении и пресечении противоправных действий. Высокая эффективность патрульно-постовой службы, осуществляемой в условиях быстро изменяющейся оперативной обста-новки, может достигаться лишь при условии правильного, уме-лого и своевременного перераспределения сил и средств с учетом конкретно сложившихся обстоятельств. Такое перераспределение достигается путем маневра силами и средствами, т.е. перемещения подразделений и нарядов патрульно-постовой службы по терри-тории с целью их рационального сосредоточения по месту и вре-мени в интересах предупреждения и пресечения правонарушений. В управлении нарядами патрульно-постовой службы важная роль отводится организации и поддержанию их непрерывного взаимодействия между собой, с оперативным и инспекторским составом отраслевых аппаратов органа внутренних дел, а также с добровольными народами дружинами и общественностью, участвующими в охране общественного порядка. Взаимодействие заключается в согласованных по цели, месту и времени усилиях, а также во взаимной помощи всех подразделений, нарядов и других сил при выполнении ими задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Оно обеспечивается единым пониманием всеми субъектами взаимодействия общей задачи и способов ее выполнения, твердым знанием оперативной обста-новки и особенностей соответствующей территории, наличием бесперебойной связи и правильным применением установленных сигналов, непрерывным руководством взаимодействующими си-лами и средствами, контролем за их деятельностью. Взаимодействие патрульно-постовой службы с другими под-разделениями и службами органов внутренних дел в обеспечении общественного порядка осуществляется в ходе подготовки и про-ведения комплексных и массовых мероприятий; в процессе со-вместного патрулирования; путем обучения оперативным и ин-спекторским составом патрульно-постовых нарядов формам и методам работы, привития им необходимых навыков (например, личного сыска); в процессе взаимного обмена информацией о состоянии и изменении оперативной обстановки в местах несе-ния службы. Кроме того, представители других отраслевых служб милиции участвуют в проверках несения службы патрульно-постовыми нарядами, а также в необходимых случаях оказывают им помощь в задержании и доставлении правонарушителей. В свою очередь работники патрульно-постовой службы при-нимают непосредственное участие в обучении членов доброволь-ных народных дружин и других представителей общественности; в подготовке и проведении совместно с ними мероприятий, на-правленных на охрану правопорядка; в обеспечении их необхо-димой информацией и т.д. Контроль за несением патрульно-постовой службы является необходимым элементом ее организации. Он представляет собой важнейшее средство укрепления дисциплины, повышения ини-циативы, исполнительности и ответственности личного состава при выполнении задач по охране общественного порядка и борь-бы с преступностью. Цель контроля состоит не только в том, чтобы вскрыть недостатки в действиях патрульно-постовых наря-дов, но и в том, чтобы выявить или устранить причины и условия их порождающие. Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок службы, а также регулярными (ежечасными) сообщениями, поступают в дежурную часть по радио или телефону, в которых содержится информация о местонахож-дении нарядов, оперативной обстановке и местах несения службы и т.д. К проверкам патрульно-постовой службы привлекаются, как правило, лица начальствующего состава данного органа, а также вышестоящих органов внутренних дел. В ходе таких прове-рок устанавливаются правильность расстановки и использования имеющихся сил и средств, уровень проводимых инструктажей нарядов, организация управления ими, качество несения службы патрульными и постовыми соблюдение ими законности и дис-циплины. Проверка несения службы бы может быть гласной и негласной. При гласной проверке проверяющий на месте оказывает нарядам необходимую помощь, обучает правильным действиям в конкрет-ной ситуации, принимает меры к устранению обнаруженных в службе недостатков. Негласная проверка осуществляется путем скрытного наблюдения за действиями проверяемого наряда. В случае грубого нарушения нарядом порядка несения службы или при необходимости оказания ему помощи проверяющий обязан прекратить скрытное наблюдение и дать указания по устранению нарушения либо оказать требуемое обстановкой содействие. Результаты гласной проверки отражаются в постовой ведомо-сти. О результатах негласной, проверки проверяющий докладыва-ет рапортом начальнику, ее назначившему. Важная роль в организации патрульно-постовой службы при-надлежит учету и оценке результатов работы ее нарядов. Учет представляет собой деятельность по получению и обработке дан-ных о результатах работы патрульных и постовых по охране об-щественного порядка и борьбе с преступностью на улицах и в других общественных местах. При этом используются данные, поступающие как в количественных показателях, так и в виде докладных, рапортов, объяснений, специальных карточек и т.п. Учет работы патрульно-мостовых нарядов ведут командиры строевых подразделений милиции (взвода или отделения). Ре-зультаты работы каждого милиционера за каждые сутки записы-ваются в его карточку учета работы и объявляются на инструкта-жах. Сводные данные о работе строевого подразделения милиции за соответствующий период отражаются в специальной книге или журнале. Правильно организованный учет работы патрульных и постовых милиционеров, строевых подразделений милиции в целом способствует воспитанию у личного состава ответственности за состояние правопорядка на обслуживаемой территории, позволяет сделать правильные выводы о состоянии охраны обще-ственного порядка в местах несения службы, произвести рацио-нальную расстановку сотрудников на основе глубокого изучения их деловых качеств. Учет результатов работы нарядов является необходимой предпосылкой для последующей объективной оценки их служеб-ной деятельности. Оценка результатов работы патрульно-постовых нарядов, каждого милиционера, строевого подразделения или части в целом производится в целях определения качества несения службы и воспитания у личного состава, в том числе и у командиров, ответственности за порученное дело. Правильная оценка достигнутых результатов повышает уровень организован-ности и исполнительской дисциплины и, следовательно, оказыва-ет непосредственное влияние на эффективность деятельности патрульно-постовой службы. Критерием этой оценки является истинное состояние охраны общественного порядка на террито-рии маршрута поста, активность нарядов в предупреждении, пре-сечении и раскрытии преступлений, уровень организации пат-рульно-постовой службы. При этом учитывается также состояние служебной дисциплины и соблюдение законности в процессе выполнения возложенных на наряды задач. Следует отметить, что в последнее время с положительной стороны зарекомендовал себя опыт организации патрульно-постовой службы, в основу которого положен патрульный уча-сток. Патрульную службу на таком участке несут сотрудники под-разделений патрульно-постовой службы, вневедомственной охра-ны, государственной инспекции движения и других служб, а так-же члены добровольных народных дружин. Оперативное управле-ние нарядами осуществляет участковый уполномоченный мили-ции, на территории обслуживания которого располагается дан-ный патрульный участок. Данная форма организации охраны общественного порядка на основе объединения усилий различ-ных служб милиции и общественности позволяет заметно повы-сить эффективность патрульно-постовой службы. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Указ Президента РФ от 12.02.1998 № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) Учебное пособие «Административная деятельность органов внутренних дел», М. 2001, под ред. А.П. Коренева 3.Закон РФ « О милиции»
Страницы: 1, 2, 3
|