p align="left">Основными задачами Департамента являются: 1) разработка общей стратегии государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта; 2) совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта; 3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина на объектах транспорта; 4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений на объектах транспорта; 5) обеспечение охраны общественного порядка на объектах транспорта; 6) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия в организациях, осуществляющих деятельность на объектах транспорта; 7) организация специальных и воинских перевозок по Российской Федерации; 8) управление органами внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Вторым звеном системы являются - управления (отделы) внутренних дел на транспорте. Они создаются в масштабах регионов, железной дороги, пароходства, авиакомпании и дислоцируются в местах расположения их органов управления. На практике сложилось несколько видов управлений и отделов внутренних дел на транспорте: управления и отделы, обслуживающие все три основные виды транспорта (железнодорожный, воздушный, водный), например, Северо-Западное УВДТ; - управления и отделы, обслуживающие два вида транспорта, например, Московское УВД на водном и воздушном транспорте; - управления и отделы, обслуживающие один вид транспорта (только объекты железнодорожного транспорта), например, Московское УВД на железнодорожном транспорте. Задачи и функции УВДТ сходны с задачами и функциями территориальных органов внутренних дел, однако они отличаются спецификой обслуживания конкретных объектов. В составе управлений внутренних дел на транспорте имеются отделы (отделения) обеспечения общественного порядка. Они наиболее многочисленны и в их функции входит в основном надзорная деятельность в пределах железных дорог, пароходств и авиакомпаний. В этих подразделениях анализируется состояние общественного порядка и безопасности. Они обеспечивают взаимодействие с администрацией обслуживаемых объектов и другими организациями по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения безопасности. Третьим и основным звеном системы органов внутренних дел на транспорте являются линейные отделы внутренних дел (ЛОВД). Эти подразделения находятся непосредственно на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах. Практические задачи ЛОВДТ решают в пределах установленных границ обслуживания, в тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, другими правоохранительными органами, организациями и общественными формированиями. Основные задачи ЛОВДТ: - обеспечение безопасности личности; - охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в своих границах; - предупреждение и пресечение правонарушений, в том числе преступлений; - раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, скрывшихся от правоохранительных органов, без вести пропавших; - исполнение административных взысканий, отнесенных к компетенции ОВДТ; - оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным формированиям в осуществлении их законных прав и интересов; - принятие неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях по спасению людей, оказанию им доврачебной помощи, охране мест происшествия, имущества; - участие в обеспечении правового режима чрезвычайного положения в случаях его введения на подведомственных участках; - осуществление производства по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; - охрана, конвоирование и содержание лиц, задержанных или заключенных под стражу; - на воздушном транспорте проведение совместно с работниками аэрофлота или таможенниками досмотра ручной клади и багажа пассажиров, при необходимости и личного досмотра пассажиров; - осуществление контроля за соблюдением предприятиями и должностными лицами противопожарных требований, обеспечение объектов средствами пожаротушения и противопожарной автоматики. В линейных отделах внутренних дел организацию охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями осуществляют руководители отдела, в линейных пунктах - начальники этих пунктов. Таким образом, правовое положение системы органов внутренних дел на транспорте позволяет оперативно решать вопросы охраны общественного порядка в пределах собственной оперативной зоны обслуживания, разрабатывать и осуществлять совместно с администрацией объектов обслуживания мероприятия по профилактике правонарушений. 2. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте Под обеспечением общественного порядка и общественной безопасности на транспорте принято понимать систему мер по осуществлению надзора за соблюдением правил, действующих на его объектах, которые обеспечивают: - общественное спокойствие, общественную нравственность, человеческое достоинство и здоровье граждан; - нормальное функционирование средств транспорта и обслуживающих его систем; - предупреждение и пресечение нарушений этих правил, применение мер государственного или общественного воздействия к нарушителям. Органы внутренних дел на железнодорожном транспорте. Железнодорожный транспорт по объему грузопассажирских перевозок занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации. Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на этом виде транспорта определяется его особенностями и учитывает факторы, влияющие на распределение сил и средств подразделений органов, внутренних дел на транспорте. К особенностям работы железнодорожного транспорта относятся: большая протяженность участков оперативного обслуживания, круглосуточный режим работы, постоянное перемещение больших масс людей и большого количества грузов, подверженность перевозок сезонным колебаниям, широкие возможности использования транспорта преступными элементами, притягательность железных дорог для несовершеннолетних и бродяг, значительное сосредоточение материальных ценностей и относительно свободный доступ к ним и т. д. Все эти факторы оказывают влияние на организацию работы транспортной милиции. Так протяженность участков обслуживания значительно удаляет личный состав патрульно-постовых нарядов друг от друга и от линейных отделов внутренних дел, иногда до 200 километров. Это затрудняет управление, взаимодействие, контроль и оказание помощи нарядам милиции. В ряде случаев постовые и патрульные несут службу на одиночных постах и маршрутах. При сопровождении поездов на обслуживаемых участках имеется множество вокзалов, станций, платформ, железнодорожных составов, вагонов и других объектов транспорта Административная деятельность ОВД: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Щит - М, 2001. С.128.. Концентрация большого количества пассажиров на вокзалах дает возможность укрытия преступников. Ежегодно на транспорте задерживается около 30 % лиц, разыскиваемых правоохранительными органами. Наиболее криминальными зонами на железнодорожном транспорте являются платформы, поезда, кассовые залы и залы ожидания. Принимая решение на охрану общественного порядка, начальники линейных отделов внутренних дел должны учитывать специфику работы транспорта, возможности, особенности и назначение сил и средств, ее обеспечивающих, формы и методы их работы. Прежде всего, необходимо тщательно проанализировать оперативную обстановку, сложившуюся на участке обслуживания и возможности ее изменения в ближайшей и отдаленной перспективе. Затем всесторонне должны быть учтены такие факторы, как: - время суток. В часы пик на объектах транспорта при большом скоплении людей чаще совершаются правонарушения, несчастные случаи с людьми. Поэтому иногда необходима быстрая перегруппировка сил и средств, непрерывный маневр ими; - график следования транспортных средств - летний, зимний, время перехода работы транспорта с одного графика на другой; - пораженность отдельных участков объектов транспорта преступлениями и нарушениями общественного порядка требует уплотнения закрываемости территориального обслуживания, усиления нарядов; - виды транспортных средств, так как в зависимости от этого выделяются различные силы для их приема, обработки, сопровождения; - виды станций (грузовые, сортировочные и участковые, пассажирские и промежуточные); - наличие своих сил и средств и их возможности; - расположение соседних органов и учреждений внутренних дел как транспортных, так и территориальных, а также их нарядов, нарядов ВОХР, воинских нарядов и их возможности; - наличие дополнительных и приданных сил, сил и средств общественности и их возможности. С учетом специфики работы объектов железнодорожного транспорта организуются виды нарядов, схожие по функциям с нарядами территориальных подразделений милиции. На станциях, вокзалах, платформах охрану общественного порядка осуществляют патрули, посты и оперативно-поисковые группы. В помещении вокзалов обычно выставляются посты в местах наиболее удобных для наблюдения за гражданами. В зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах выставляются посты, ведущие наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров и осуществляющие периодические обходы платформ и прилегающих к ним сооружений. Наряды милиции на транспорте обязаны: - предупреждать и пресекать правонарушения, задерживать и доставлять правонарушителей; - своевременно выявлять, задерживать и удалять с вокзалов и станций лиц, склонных к совершению правонарушений; - оказывать содействие администрации вокзалов в обеспечении порядка в залах ожидания, билетных кассах, при посадке и высадке, упреждать большие скопления и давки пассажиров; - предотвращать посадку пассажиров, находящихся в состоянии опьянения и принимать к ним установленные законом меры; - при выбрасывании из подвижного состава каких-либо подозрительных предметов обратить на это внимание очевидцев и действовать в зависимости от ситуации. По окончании несения службы обо всех происшествиях наряды докладывают рапортом начальнику линейного отдела (отделения) внутренних дел. Тактика предупреждения и пресечения административных правонарушений нарядами милиции включает в себя: - постоянное патрулирование территории; - нахождение постового в удобном для наблюдения месте; -упреждение конфликтных ситуаций между пассажирами личным появлением в зоне конфликта; - применение мер административного предупреждения и пресечения; - проявление смекалки и находчивости. В последние годы на транспорте широко применяются наряды сопровождения. Несение службы нарядами сопровождения регламентирует приказ МВД РФ № 142, Минтранса РФ № 26 от 17.02.2009 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения». Сопровождение нарядами милиции поездов может осуществляться следующими способами: сквозным - одним нарядом милиции от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Российской Федерации; эстафетным - несколькими нарядами милиции в пределах участков своего обслуживания. Состав наряда милиции определяется начальником ЛУВДТ, ЛОВД или его заместителем в количестве не менее 2 сотрудников милиции при нахождении в пути в обоих направлениях до 12 часов, а при следовании более 12 часов - не менее 3 и не более 4 сотрудников. Наряд милиции возглавляет старший наряда, назначаемый из числа наиболее опытных сотрудников. Для сопровождения поездов специального назначения, туристических поездов, поездов с призывниками и демобилизованными, освобожденными из мест лишения свободы и другими лицами, следующими в организованном порядке, назначается усиленный наряд. График работы наряда милиции составляется таким образом, чтобы в пути следования одновременно несли службу не менее 2-х сотрудников. Приступая к несению службы, не позднее, чем за 30 минут до отправления поезда, старший наряда милиции устанавливает взаимодействие с дежурным по вокзалу, представляется начальнику (механику-бригадиру), поезда, предъявляет ему служебное удостоверение и маршрутный лист, выясняет обстановку, согласовывает порядок работы на перроне при посадке пассажиров и во время отправления поезда с таким расчетом, чтобы обслуживаемый поезд с обеих сторон находился под постоянным наблюдением сотрудников милиции Приказ МВД РФ № 142, Минтранса РФ № 26 от 17.02.2009 "Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения". П.6.9..
Страницы: 1, 2, 3
|