Ответственность за нарушение земельного законодательства
28 СОДЕРЖАНИЕ: - ВВЕДЕНИЕ. 2
- Глава 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. 3
- 1.1 Общая характеристика правовой охраны земель. 3
- 1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений. 4
- Глава 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 13
- 2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства 13
- 2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства 15
- 2.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства 17
- 2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства 20
- Глав 3. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций 25
- Заключение. 28
- Список литературы: 29
ВВЕДЕНИЕ.Тема представленной работы - «»Ответственность за нарушение земельного законодательства».Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонару-шителей.Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федера-ции как основа жизни и деятельности народов.Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений.Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодатель-ства. Глава 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей.1.1 Общая характеристика правовой охраны земель.Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).Лица, виновные в совершении земельных правонарушений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательст-вом.В настоящее время, в связи с принятием нового Земельного кодек-са, прекратили свое действие те земельно-правовые нормы, которые предусматривали особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности (ст. 125 ЗК РСФСР, Указ Прези-дента от 16.12.1993 г. «О мерах по усилению государственного контро-ля за использованием и охраной земель»), виды правонарушений и со-держание применяемых санкций. В связи с этим, впредь до принятия соответствующих земельно-правовых нормативных актов, административная ответственность за нарушение земельного законодательства должна применяться в соответствии с действующим Кодексом об ад-министративных правонарушениях (ст. ст. 50-54,61,67 и др.).Уголовная ответственность за нарушение земельного законодатель-ства предусмотрена ст. 170, 254, 262 УК РФ, а материальная - статьями 24,56 ГК РФ.Дисциплинарная ответственность установлена нормами Кодекса за-конов о труде РСФСР.Специальная (земельно-правовая) ответственность связана с прину-дительным прекращением права на землю лиц, совершивших опреде-ленные правонарушения, и предусмотрена нормами Земельного кодек-са РФ.Виды земельных правонарушений, влекущих применение юридиче-ской ответственности правонарушителей, содержатся в различных пра-вовых источниках: Земельном, Гражданском, Уголовном кодексах, ко-дексе об административных правонарушениях. Законе «Об охране окружающей природной среды» и других нормативных правовых ак-тах. Они касаются самых разных сторон земельных правоотношений. Обращает на себя внимание то, что половина их связана с нарушением экологических требований, предъявляемых к собственникам земли и землепользователям. Это не случайно, ведь ухудшение состояния земель и их естественного плодородия в настоящее время непосредственно связано с антропогенными причинами Боголюбов С.А. Защита экологических прав. - М., 1996. С. 12. . 1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений.Приведем содержание и краткую характеристику земельных правонарушений, за совершение которых установлена юридическая ответственность.1. Самовольный захват земель. Самовольным захватом признается владение земельным участком без законных на то оснований, т. е. при отсутствии правоустанавливающего документа. К категории самоволь-ного захвата относятся также такие случаи как пользование предостав-ленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачи правоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению (разрешению) органа, не правомочного решать вопросы предоставле-ния земель либо вынесшего незаконное решение под влиянием злона-меренных действий заинтересованных лиц. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем, владение и пользование не своей землей (т. е. без законных оснований) может иметь место как ре-зультат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблу-ждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонаруше-ний.2. Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов. Самовольное, т. е. без оформления надлежащего разрешения, строи-тельство может иметь место на предоставленном в установленном по-рядке для этих целей земельном участке и на самовольно захваченном участке.В первом случае правонарушение не является чисто земельным, а лишь связано с земельными отношениями, однако рассматривается как неправомерное пользование землей и отнесено к перечню земельных правонарушений.Во втором случае имеет место одновременно два земельных правонарушения, из которых одно (самовольный захват) является чисто зе-мельным. Ответственность на виновное лицо в этом случае возлагается отдельно за каждое из них.3. Захламление земель. Как вид правонарушения его следует отли-чать от загрязнения производственными отходами, под которыми по-нимаются вредоносные побочные продукты производства (шлаки, от-стой, соли и т. п.). Под захламлением следует понимать превращение территории или участка земли в свалку предметов, деталей и частей автомашин, случайных вещей и т.д. Степень захламленности и воз-можность отнесения ее к правонарушению определяет должностное лицо, осуществляющее контроль, или специальная комиссия.4. Загрязнение земель химическими или радиоактивными вещест-вами, производственными отходами и сточными водами, заражение их бактериально-паразитическими и карантинными вредными организма-ми.В настоящее время значительные площади сельскохозяйственных угодий заражены различными вредными организмами и веществами. Площадь земель, загрязненных выбросами, достигает 68 млн. га. В ре-зультате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивными веществами заражено более 2 млн. га сельскохозяйственных угодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Брянской областях Земельное право. /под ред. проф. В.Х.Улюкаева. - М., 2002. С.189.. К сожалению, процесс загрязнения продуктивных земель принимает все большие масштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответствен-ность лиц, допускающих загрязнение земель.5. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Этот вид право-нарушений является результатом нерадивого, бесхозяйственного ис-пользования земель, в результате чего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются, переуплотняются, заболачиваются я теряют свое главное природное качество - плодородие. Факт правона-рушения и его экономическая негативная значимость определяется по-средством специальных обследований.6. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуата-цию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как осо-бый вид земельных правонарушений, не является чисто земельным. Однако он рассматривается в качестве такового, т. к. производственная деятельность таких объектов наносит непоправимый ущерб земле, осо-бенно в сфере сельскохозяйственного производства. Экологическое и земельное законодательство запрещает ввод в эксплуатацию подобных объектов под угрозой административной или уголовной ответственно-сти. 7. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.Временно занимаемые земли - это земельные участки, предостав-ляемые в краткосрочное пользование (обычно на срок проведения ра-бот) для выполнения строительных, ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом складирования материалов, перемеще-ния фунтов, устройства временных карьеров и т. д. По миновании на-добности эти земли должны быть приведены в исходное состояние с возмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В практике, однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно или возвращаются в непригодном для использования со-стоянии, что наносит существенный ущерб сельскохозяйственному производству Земельное право России. /Под ред. В.В. Петрова. - М., 1997. С. 137..8. Искажение сведений о состоянии использования земель. Очевид-но, что в данном случае речь идет о должностном правонарушении, объектом которого являются сведения о земле. Очевидно также и то, что данная мера правовой ответственности налагается только на винов-ных должностных лиц (в основном на работников органов Росземкадастра) Земельное право. - С. 191..9. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытии информации о нали-чии свободного земельного фонда.В условиях развития земельной реформы данное должностное пра-вонарушение, имеющее административный характер, связано со значи-тельными негативными последствиями для нормального регулирования земельных отношений и в то же время оно может быть связано с при-чинением вреда работником при исполнении им служебных обязанно-стей. Очевидно, что оно может служить основанием и для админи-стративной, и для материальной ответственности одновременно.10. Уничтожение межевых знаков.Межевые знаки в виде столбов, труб, курганов (чаще всего - стол-бов, окаймленных курганами) устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Уничтожение этих знаков (чаще всего в процессе вспашки и других работ по обработке почв) по небрежности или злому .умыслу является довольно частым правонарушением, слу-жит основанием для возникновения земельных споров и связано с за-тратами на проведение восстановительных работ.11. Нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель.Данное правонарушение связано с несоблюдением утвержденных в установленном порядке генеральных планов планировки и застройки городов и поселков городского типа, а также проектов детальной за-стройки других населенных пунктов, что приводит к. нарушению уста-новленного порядка изъятия, предоставления и отвода земель.12. Нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.Правонарушение имеет экологический, природоохранительный ас-пект, выражается в виде охоты, рыбной ловли, уничтожения ценных пород леса, распашки земель, выпаса скота, иной хозяйственной дея-тельности, не связанной с целевым назначением этих земель. В послед-ние годы этот вид земельных правонарушений получил значительное распространение, что связано с ослаблением контроля в этой области со стороны специальных природоохранных и правоохранительных орга-нов Земельное право России. - С. 139..Что касается нарушения установленного режима использования зе-мель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, то этот вид право-нарушений связан с обстоятельствами Чернобыльской аварии, в ре-зультате которой была загрязнена обширная площадь в пределах Брян-ской, Орловской, Курской, Тульской, Рязанской и Калужской областей. На этих территориях установлен особый режим использования земель, исключающий возможность заражения людей через продукты сельско-хозяйственного производства, нарушение которого представляет серь-езную опасность для здоровья людей Земельное право - С. 192..13. Нерациональное использование сельскохозяйственных продук-тивных земель.Этот, не имевший ранее конкретных признаков показатель эффек-тивности использования земель, получил в действующем законодатель-стве конкретную определенность. Нерационально используемыми сле-дует считать такие земли, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет на 20% и более меньше расчетной (предполагаемой), полученной по материалам кадастровой оценки. Поэтому сейчас имеет-ся возможность документально подтвердить факт совершения данного правонарушения, исключить неоднозначность понимания нерацио-нальности, и, стало быть, - возникновение споров. Методика установ-ления нерациональности использования земель еще недостаточно со-вершенна, (например, как установить нерациональность использования сенокосов, пастбищ), тем не менее, она дает довольно эффективный инструмент для предупреждения и пресечения подобного явления Там же, С. 193..14. Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению зе-мель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению дру-гих процессов, ухудшающих состояние почв.
Страницы: 1, 2, 3
|