реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

реферат
оциально-бытовые проблемы жизни в нашей стране еще со времен становления СССР требовали решения вопросов уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним преступникам. И в виду того, что окончательно, указанные вопросы не решены, и не найдены оптимальные пути их решения, до сих пор требуется от законодательной и исполнительной властей принятия исчерпывающих мер по усовершенствованию политики по отношению уголовного законодательства к несовершеннолетним.

В данной работе были рассмотрены основные понятия и сделаны следующие выводы:

- Уголовная ответственность является неотъемлемой частью уголовно-правового отношения. Иными словами, между уголовной ответственностью и уголовно-правовым отношением существует неразрывная связь, проявляющаяся в том, что они порождаются одним и тем же юридическим фактом (совершением преступления), возникают в одно и то же время (с момента совершения преступления) и прекращаются одновременно (с момента полной реализации уголовной ответственности или с момента освобождения виновного от уголовной ответственности).

- «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом». Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 9. Такое установление строго формализованной возрастной границы уголовной ответственности имеет важное предупредительное значение, является одним из выражений регулирующей функции права и служит гарантией против субъективизма и произвола.

- «Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».Там же. - С. 37. Лица моложе четырнадцати лет считаются - малолетними, старше восемнадцати лет - совершеннолетними. Таким образом, установление в Уголовном кодексе фиксированного возраста уголовной ответственности означает, что лицо, достигшее шестнадцатилетнего, а в определенных случаях четырнадцатилетнего возраста, может быть субъектом преступления и нести ответственность в уголовном порядке за свои общественно опасные действия. Но из этого не следует, что уголовный закон признает этих лиц в полной мере социально зрелыми. До достижения восемнадцати лет они считаются несовершеннолетними.

- Наиболее типичной и распространённой формой реализации уголовной ответственности является наказание. «Наказание - есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных, настоящим Кодексом, лишении или ограничении прав и свобод этого лица».Там же. - С. 17. Вышеназванные цели не вытекают из определения наказание, именно наказание с точки зрения юридической обязательности и социальной необходимости подчинено целям наказания. Закон направляет наказание на достижение целей, хотя и не может полностью гарантировать их достижение. Поэтому можно согласиться с тем, что определение возраста уголовной ответственности -- вопрос не только социально-психологический или педагогический, но и вопрос уголовной политики. Чем цивилизованнее общество, чем выше в нем уровень профилактической и воспитательной работы, тем выше может быть и возраст уголовной ответственности.

Но нашему современному обществу еще далеко до этого. Снижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также упрощение процедуры решения вопросов, связанных с направлением несовершеннолетних, совершивших преступление, но на момент совершения не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные государственные учреждения закрытого типа для малолетних правонарушителей, вот что в настоящий момент необходимо решить законодателю.

- Выделяя особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель исходит из того, что в Общей части УК РФ ряд положений либо специально регламентируют ответственность несовершеннолетних, либо распространяются на несовершеннолетних, а именно:

1) при признании рецидива преступлений, судимости за преступления, совершённые в возрасте до восемнадцати лет, не учитываются (ст. 18 ч. 4 п. «б» УК РФ);

2) устанавливаются пределы возраста наступления уголовной ответственности в целом и за некоторые преступления (ст. 20 УК РФ);

3) несовершеннолетие виновного рассматривается как смягчающее обстоятельство (ст. 61 ч. 1 п. «б» УК РФ).

Из этого следует, что при разрешении вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних следователи, прокуроры и судьи обязаны руководствоваться не только положениями главы 14 УК РФ, но и положениями Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.

- в тех случаях, когда нормы общей части УК РФ, например, об освобождении от уголовной ответственности (ст. ст. 75-78 УК РФ) или об освобождении от наказания (ст. ст. 79-83 УК РФ), по предмету уголовно-правового регулирования совпадают с нормами главы 14, относящейся к несовершеннолетним (ст.ст. 92, 93 УК РФ), применению подлежат последние как специальные нормы, которые эти вопросы решают для несовершеннолетних более благоприятно, чем нормы, относящиеся к лицам старше восемнадцати лет.

Несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной ответственности:

- в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);

- в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ);

в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ).

Следовательно, вышеназванные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их разную уголовно - правовую природу:

1. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары.

2. Они не влекут за собой судимости.

3. Не делятся на основные и дополнительные виды.

4. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела.

5. Последствием неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности по представлению специализированного государственного органа и направления им материалов в суд.

Значит, особенности наказания обнаруживаются не только в ограничении применения к несовершеннолетним определённых его разновидностей, не только в формах его проявления и сроках, но и в объеме кары, заложенной в однородных наказаниях применительно к несовершеннолетним.

- Учёт всех индивидуальных особенностей подростка, находящегося в колонии, позволит сосредоточить усилия на коррекции его отклонений. Таким образом, цель исправления обретает чёткие параметры, достижение которых позволит ставить вопрос об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего. Так же можно сказать, что особенности назначения наказания несовершеннолетнему, установленные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, направлены на углублённый анализ обстоятельств совершённого преступления, данных о личности виновного, его роли в совершении преступления. Это способствует назначению несовершеннолетнему справедливого наказания с тем, чтобы, в конечном счёте, попытаться уберечь его от совершения новых преступлений.

- Предупредительная цель наказания связана непосредственно с его общепредупредительным назначением, с его влиянием на других неустойчивых лиц. Можно предположить, что предупредительно - мотивационное влияние наказания несовершеннолетнего на его сверстников ниже, чем аналогичное влияние наказания совершеннолетнего на взрослое население. Это зависит не только от характера наказания несовершеннолетних, но и от особенностей его восприятия другими несовершеннолетними лицами. Вышесказанное свидетельствует о том, что в предупреждении преступности среди несовершеннолетних, нельзя надеяться только на силу наказания подростков, совершивших преступление, как на «панацею от этого недуга общества». Прежде всего, на данное направление должно оказывать влияние само общество через воспитание подрастающего поколения, прививание подросткам уважения к нравственным ценностям, законам и социальным нормам, развития самоуважения, умения ценить свои права и свободы и вместе с тем чувства гражданственности и общественного долга.

Не стоит отводить на задний план и роль самого государства. Повышение социально-бытового уровня жизни населения, обновление и увеличение образовательных и иных молодежно-адаптационных программ и т.п. Только при наличии этих компонентов иные несовершеннолетние будут правильно воспринимать наказания, которым подвергнуты конкретные правонарушители, и будут давать необходимый общепредупредительный эффект.

- Стремительно увеличивается число несовершеннолетних состоящих на учетах в органах внутренних дел и органов системы профилактики. Эти подростки, как правило, педагогически запущенные, характеризующиеся стойкой асоциальной направленностью, нуждаются в особых условиях воспитания. Но в виду отсутствия, в большинстве городов нашей необъятной России, специализированных центров психологической и социальной реабилитации несовершеннолетних преступников (правонарушителей и подростков, входящих в «группу риска») приводит к тому, что, после совершения преступлений, эти ребята, оставаясь в тех же условиях, сформировавших их правонарушающее поведение, чувствуя свою безнаказанность, группируют вокруг себя несовершеннолетних с антиобщественной направленностью. Нередко другие дети становятся объектами их преступных посягательств.

Специфична мотивация самоутверждения в группе «лжетоварищество», престижа и потребительских интересов, «запретного плода», враждебности к «чужим» и т.п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций современных подростков. При этом возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в «механизме» преступного поведения не автоматически. Это происходит в случаях, когда наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле за возникновением безнадзорности, конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А это при определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них.

Но влияние искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения- «детской мотивации» (озорство, легкомыслие) характерно не для всех преступлений несовершеннолетних. По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее это влияние ощущается. Мало ощущается оно и при продолжении преступной деятельности или рецидиве «Рецидив» - совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (см. Ч. 1 ст. 18 Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 8).. В частности, применительно к таким преступления, как разбой, тяжкие насильственные преступления, повторные грабежи и квартирные кражи, «детская» мотивация прослеживается, по выборочным данным, лишь в одной десятой части. Преобладает же эгоистически потребительская мотивация, связанная с желанием завладеть «модными» предметами, поддержать свой престиж в группе, получить в свое распоряжение денежные средства для приобретения спиртных напитков и т.п. Она служит причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи и грабежи у школьников, сокурсников, в общежитиях, у пьяных, кражи личного и государственного имущества (из торговых палаток, лотков, магазинов, ферм), грабежи и разбои, совершаемые на улицах.

Из всего вышесказанного можно сделать лишь один вывод, что пока в нашей стране необходимо лишь ужесточать уголовное законодательство в отношении несовершеннолетних. Как указывалось выше, слишком мягкие меры пресечения и гуманность судебных решений, по отношению к несовершеннолетним, совершившим преступление, а также к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, которые не способны, в полной мере, повлиять на указанные категории лиц, в виду чего последние продолжают совершать преступления.

Таким образом, безответственность родителей, гуманность судебных решений, лояльность органов системы профилактики, привели не к перевоспитанию подростка, а лишь укрепили его убежденность в безнаказанности, что повлекло рецидив преступлений со стороны подростка. И я не думаю, что, став в местах заключения совершеннолетним, его сознание изменится в лучшую сторону.

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних -- одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии ужесточения и строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего уголовную ответственность несовершеннолетних преступников и назначение им соответствующих наказаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.