p align="left">Здесь следует отметить, что соотношение тяжести совершённого преступления и личности виновного, при осуществлении принципа пропорциональности в отношении несовершеннолетних, так же должно рассматриваться в зависимости и от возрастных категорий несовершеннолетних. То есть личностные особенности в отношении лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста должны больше приниматься во внимание, чем в отношении лиц возрастом от шестнадцати до восемнадцати лет, причем личностные особенности последних - больше, чем взрослых преступников. Такой подход, на мой взгляд, будет в большей степени соответствовать принципу дифференциации ответственности разных категорий несовершеннолетних, проведению единой линии по цепочке «преступление - возраст - вменяемость - вина - ответственность - наказание - кара». Наконец, специфика уголовного наказания несовершеннолетних в большей степени заключается в направленности и осуществлении его воспитательной функции. Свидетельством этому и является введение системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания См. главу II п. 2.2.2. настоящей работы. (прим. автора).. Учитывая особую воспитательную роль наказания в отношении несовершеннолетних, необходимо вспомнить, что еще Верховный Суд РСФСР, в своих руководящих постановлениях, указывал на это всем судам: «наказание в отношении таких лиц в особой степени должно быть подчинено цели исправления и перевоспитания виновного и предупреждения совершения новых преступлений». Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР по уголовным делам. - М., 1991. - С. 392. Однако, несмотря на специфику направленности и назначения уголовного наказания несовершеннолетним и подчинения его выполнению воспитательной функции, оно не теряет общих, характерных для уголовного наказания, черт, отличающих его от мер принудительно-воспитательного характера. Хотя из вышеизложенного следует, что наказание, и меры принудительно-воспитательного характера являются формами выражения и реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, между ними сохраняется и принципиальная разница. Как было сказано, наказанию присуща кара, соразмерная характеру совершённого преступления и выражающая общегосударственную оценку, порицание содеянного и личности виновного. Поэтому уголовное наказание несовершеннолетним назначается только судом от имени государства, его применение приводит к судимости. Принудительным мерам воспитательного характера эти признаки не свойственны. 2.3.2. Цели уголовного наказания несовершеннолетнихС раскрытием сущности и особенностей наказания, несовершеннолетних неразрывно связан вопрос о целях наказания. Как говорилось выше, в структуре уголовного наказания важное место занимают его цели, которые определяются его направленностью и назначением. Рассмотрение целей наказания применительно к несовершеннолетним представляет большой теоретический интерес и имеет практическое значение. Направленность наказания, определение его целей зависит, как уже отмечалось, от волеизъявления законодателя, от проводимой им уголовной политики. См. главу I п. 1.2.2. настоящей работы (прим. автора). Поэтому при рассмотрении этих целей необходимо отталкиваться от соответствующих законоположений. Еще раз напомним, что Уголовное законодательство Российской Федерации в ст. 43 УК достаточно чётко определяют цели наказания, которые заключаются в восстановлении социальной справедливости, исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений. В юридической литературе последних лет появилось немало работ, посвящённых разбору целей наказания, и если в раскрытии их содержания достигнут известный прогресс, то этого нельзя сказать о соотношении целей наказания, о механизме и средствах их достижения. А между тем именно эти вопросы представляют особую трудность и имеют наибольшее практическое значение. Они определяют принципы организации отбывания наказания и характер деятельности исправительно-трудовых учреждений, в которых исполняется наиболее сложное по своему характеру наказание - лишение свободы. В них во многом проявляется специфика наказания несовершеннолетних. Рассмотрение этих вопросов, так или иначе, связано с раскрытием содержания целей наказания. Понятие «исправление и перевоспитание осужденных», как никакое другое, выражает социальную сущность, главное назначение наказания, и в этом заключается его большое теоретическое и практическое значение. Особенности исправления и перевоспитания осужденных несовершеннолетних имеют двойную природу: А). С одной стороны, так же как и в отношении взрослых преступников, они вытекают из специфики совершённых преступлений. Например, не может быть одинаковым содержание исправления и перевоспитания осужденных за кражи. Точно так же, как в объяснении причин и условий совершения преступлений необходимо найти правильное соотношение общего и особенного, так и в раскрытии содержания исправления нужно исходить из анализа не только общих криминогенных личностных свойств и черт, которые способствовали именно данному виду преступления. С психологической точки зрения это объясняется тем, что характер поведения и конкретных поступков в известной мере определяется сформировавшимися в личности отрицательными свойствами, негативными чертами. А первейшей задачей исправления должно быть «уничтожение» таких свойств личности, которые приводят к совершению преступлений, замена их новыми, отвечающими общественно полезной направленности личности. В этом смысле происходит обычное, как и в отношении всех преступников, исправление осуждённого несовершеннолетнего. Б). С другой стороны, на содержание и, пожалуй, на характер исправления и перевоспитания, несовершеннолетних заметное влияние оказывают возрастные и психологические особенности, характеризующие эту категорию преступников уже не в узко криминогенном, а в более широком, личностном плане. Недостаточная зрелость в социальном, психологическом и нравственно-этическом отношениях, которая характеризует несовершеннолетних вообще, определяя специфику их уголовной ответственности и наказания, накладывает свой отпечаток и на характер исправления и перевоспитания. Несовершеннолетний, попав в сферу уголовно-правового и тем более исправительно-трудового воздействия, не просто «исправляется», а воспитывается в широком плане. Из сказанного следует: если в содержании исправительно-воспитательной цели наказания взрослых преступников, которые характеризуются сформировавшейся личностью, исправительный аспект занимает основное место, то в отношении несовершеннолетних наряду с ним сюда входят общевоспитательные цели, и исправление здесь происходит в единстве с этими целями. Разрешение вопроса о содержании исправления осуждённых несовершеннолетних, так же как в отношении взрослых преступников, связано с общими критериями, установленными в законе. Указания о том, что исправление и перевоспитание осуждённого должно выражаться в честном отношении к труду и к обучению, в примерном поведении, точном исполнении законов и уважении к правилам человеческого общежития и являются общими критериями, позволяющими раскрыть содержания исправления всех категорий осуждённых. Поведение - это очень сложное многогранное понятие. Оно по существу охватывает все внешние проявления личности человека свидетельствующие о его внутреннем мире, психологических особенностях и выражающие его отношение к другим людям, нравственным ценностям и социальным требованиям. Закон обращает внимание на основные из этих проявлений - точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития, а в отношение к труду (для всех осуждённых) и обучению (для несовершеннолетних) выделяет в самостоятельный критерий исправления осуждённых. Как и при существовании СССР, законодатель исходит из значения труда в нашем обществе, его роли в создании всех материальных благ, в воспитании граждан, обязанных трудиться «на благо Родины». Отсюда, честное отношение к труду - это показатель общественной полезности лица, значит, и свидетельство исправления осуждённого. А для несовершеннолетних, большинство из которых пока только учатся, таким же свидетельством является и отношение к обучению. Поэтому выделение этого обстоятельства в дополнительный критерий является оправданным. Важным показателем исправления осужденных, в том числе несовершеннолетних правонарушителей, является, как отмечено, их примерное поведение, выражающееся в точном исполнении законов, в уважении и соблюдении правил общежития. Из этого требования закона вытекает необходимость подчинения наказания не узкому «юридическому исправлению», а широкому социальному воспитанию, и, прежде всего, политическому, правовому, патриотическому и нравственно-этическому воспитанию, особенно несовершеннолетних. Другими словами осужденный становится объектом целенаправленного исправительно-воспитательного воздействия, осуществляемого не только наказанием, но и различными составными частями процесса исправления и перевоспитания осуждённых Следовательно, исправление и перевоспитание как одна из целей наказания служит вместе с тем связующим началом между наказанием и другими средствами воздействия на правонарушителей, между правом, с одной стороны, и педагогикой, этикой и психологией - с другой. Отсюда следует, что для полного раскрытия содержания наказания недостаточно анализа только критериев, указанных в законе; для этого нужно рассматривать его ещё в аспекте указанных наук. А также социологии и социальной психологии. Еще одной целью наказания законодатель определяет предупреждение новых преступлений со стороны осужденного. Само понятие частное (или специальное) предупреждение может быть рассмотрено в двух смыслах - в широком и узком: В широком смысле оно включает в себя всё то, чем характерно наказание с точки зрения его влияния на осужденного, т.е. воспитательный процесс. В узком смысле - частное (или специальное) предупреждение понимается как не совершение осужденным новых преступлений под влиянием примененного к нему наказания, то есть в качестве такого свойства выступает сама карательная сущность наказания. Возможность проявления кары, её влияние на осужденного и должно сыграть предостерегающую и предупредительно-мотивационную роль. Сила этого влияния зависит, с одной стороны, от объёма кары в его объективном выражении, с другой - от субъективного восприятия его осужденным. Вроде бы все ясно и понятно: «совершил - осознал - раскаялся - перевоспитался - исправился». Вот идеальная схема результатов особенностей наказания несовершеннолетних. Но это только теоретически все так просто. Как в любой теории есть исключения полученные практикой. Представим себе, что у несовершеннолетнего, совершившего преступление, не выработаны ни чувства собственного достоинства и самоуважения, ни чувства стыда и позора. В таком случае трудно ожидать, чтобы подросток оказался способным к критической самооценке в связи с содеянным и правильно воспринимать наказание. У такого осужденного не приходит раскаяние; отсутствует или трудно пробуждается угрызение совести по поводу совершённого преступления. А между тем эти компоненты являются необходимыми как для предупреждения совершения новых преступлений осужденным, так и для его исправления и перевоспитания. Но в современной подростковой среде бывает ещё хуже, и это пугает общество, ведь «дети наше будущее», а получается, что будущее выглядит «очень ужасно». И этот «ужас» выражается в том, что все больше несовершеннолетних правонарушителей в самооценке содеянного проявляют элементы цинизма, самодовольства, свидетельствующие о безразличном отношении к наказанию, об их безграмотности, о высокой степени невежественности, испорченности и запущенности, в педагогическом смысле этого выражения. Предупредительный эффект наказания в отношении таких лиц, конечно, очень низок, поэтому здесь еще большее значение приобретают методы кары. Вместе с тем при назначении наказания таким правонарушителям особое значение приобретает учёт данных, характеризующих личность, и в первую очередь сведений о применённых к ним ранее мерах принудительно-воспитательного, общественного, педагогического или административного характера. Без этого нельзя серьезно говорить о достижении предупредительной цели в отношении осужденных несовершеннолетних, о дифференцированном и индивидуальном подходе к ним. Социальным моментом в механизме достижения частнопредупредительной цели наказания несовершеннолетних является реакция общественности на осуждение конкретных лиц. Особенно велико значение мнения коллектива, в котором до осуждения находился несовершеннолетний (имеется в виду не только официальный коллектив, но и непосредственное окружение, микросреда в виде группы сверстников, с которыми несовершеннолетний проводил свое свободное время, чьим мнением, быть может, он дорожит больше всего). Его отношение, как к самому факту преступления, так и к осуждению несовершеннолетнего. Если это мнение совпадает с государственной реакцией - оценкой, выраженной в судебном приговоре, то предупредительная роль наказания гораздо эффективнее. Когда осужденный встречает их одобрение по поводу содеянного им, то вряд ли можно ожидать эффективного частнопредупредительного влияния наказания. Часто в такой ситуации сверстники смотрят на осужденного, как на героя, а он принимает это за должное.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|