p align="left">В таком же соотношении находятся Конституция РФ и федеральные законы, с одной стороны, и все нормативные акты субъектов Федерации - с другой. Положение о "верховенстве на всей территории Российской Федерации" не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Российский федерализм - это не многовластие, а ясное разделение полномочий единой по своей природе власти между Федерацией и ее субъектами. В ст. 5 в связи с этим закрепляется положение о государственной целостности и единстве системы государственной власти. Государственная целостность - одна из основ конституционного строя РФ. Она закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. "б") Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении по проверке конституционности указов Президента РФ и постановления Правительства РФ, направленных на восстановление конституционной законности в Чеченской Республике, от 31 июля 1995 г. отметил: "Государственная целостность - важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод". Закрепляя принцип целостности территории Российской Федерации, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-либо частей территории от Российской Федерации противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспечению целостности государства. Это диктуется тем, что в силу длительного развития России как единого государства, создания единого экономического пространства с участием всех народов, изменений национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации. Сепаратизм противоречит ценностям правового государства и интересам самих народов, тормозит экономический и социальный прогресс, который в наше время возможен только в условиях максимальной интеграции народов. Эти положения выражают волю всего многонационального народа России, принявшего данную Конституцию. Конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение. Из принятой ООН 24 октября 1970 г. Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, следует, что осуществление права народа на самоопределение "не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов". Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Принцип суверенного равенства государств включает следующие элементы: - государства юридически равны; - каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; - каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; - территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; - каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, - социальные, экономические и культурные системы; - каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что нарушение или притязание на территорию любого региона является тем самым нарушением суверенитета РФ и влечет соответствующие меры с ее стороны. Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом. Часть 2 ст. 4 Конституции закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России. При этом понятие "федеральные законы" в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т.е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы, хотя в последующих статьях Конституции данные понятия различаются достаточно четко. Целостность и неприкосновенность территории являются одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших функций государства. Заключение Для того чтобы прекратить, конфликты и коллизии и отвести потенциальную угрозу распада Российской Федерации, улучшить благосостояние народа, на мой взгляд необходимо, по крайней мере, решить две ключевые проблемы:. 1. Проблема суверенитета республик и право свободного выхода из состава Федерации приобрела особую остроту, недооценивать и игнорировать ее весьма опасно. В соответствии с теорией конституционного права и международной практикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будет уже не федерация, а конфедерация. Общеизвестно, что конфедерация не имеет атрибутов государства (конституции, высших органов государственной власти, гражданства, единой системы правоохранительных органов и т.д.), субъекты ее сохраняют в полном объеме свой суверенитет. Конфедерация носит не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Это - не государство, а союз государств, который образован для достижения определенных целей. Если федерация имеет суверенитет, то ее субъекты не имеют оного, и наоборот. Думается, что республики упорно не желают отказаться от закрепления в конституциях суверенитета скорее из-за далеко идущей политической перспективы, чем ради бессмысленных амбиций. Если дело дойдет до практической реализации суверенитета, то Россию ожидает участь СССР; угроза ее распада только отступила, а не канула в Лету. Суверенитет республик--это мина замедленного действия, заложенная под здание Российской Федерации. Нет такого государства в мире, которое не беспокоилось бы о своем существовании. Предложенные меры снимут опасность выхода республик из состава Федерации. Ведь ни одна федерация стран мира не предоставляет своим субъектам право выхода из состава страны. 2. Поскольку политические и экономические проблемы в Российской Федерации слиты воедино, то важнейшей для Экономического развития России является отказ от асимметричного устройства Российской Федерации: 1) В настоящее время принципы федеративного устройства России не учитывает экономические взаимосвязи между предприятиями расположенными на территориях различных субъектов РФ, что в свою очередь приносит ощутимый вред предприятиям созданным и получившие свое развитие в СССР как единые территориальные промышленно-финансовые комплексы. 2) Основная система функционирования государства - это Экономическая система, в том числе налоговая система, система распределения природных ресурсов и т.д. Существующая экономическая система РФ, основанная на принципах заключения федеральным властям отдельных договоров с каждым из субъектов РФ - это не только неравные условия для каждого из субъектов РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и прежде всего отсутствие перспективы экономического становления слабых регионов. 3) Экономическое и политическое равенство регионов сломает искусственно созданные многочисленные государства с малочисленными титульными нациями, реально уравняет в правах граждан независимо от национальной принадлежности, обеспечит им широкие права культурно-национальной автономии, будет способствовать экономической интеграции, объединению материально-финансовых ресурсов и рациональному их использованию, ускорению выхода страны из глубокого общего кризиса. 4) Нельзя не учитывать и существенное сокращение количества президентов, глав правительств, министров, губернаторов, уполномоченных президента, депутатов и т. д., что позволит сэкономить стране ни один миллиард рублей. 5) Необходимо в полном объеме уравнять в правах все субъекты федерации, создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных и республиканских интересов. Сейчас сделать это невозможно: субъекты Федерации по форме и своему статусу формально и реально являются неравноправными; асимметричное федеративное устройство России начисто исключает их равноправие. Список используемой литературы 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года. 2. Федеративный договор от 31 марта 1993 года 3. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ от 31 марта 1992 г. 4. ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 4 июня 1999 года 5. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 22 сентября 1999 года 6. ФЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ" от 17 декабря 2001 г. 7. ФЗ "О национально-культурной автономии" от 22 мая 1996 года 8. ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 9. ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ 10. ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 г Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации" от 15 апреля 1993 года 11. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П. "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ". 12. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 года № 12-П по делу о толковании содержащегося в ч.4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области. 13. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 14. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. 15. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т 2. М: Юристъ 2007г 16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е изд. М., 2001. 17. Бускунов А// "Казанский федералист" / 2004 / № 4(12) 2004 / Теория федерализма / 17. Правовой статус субъектов РФ в условиях трансформации общества и власти 18. Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999. 19. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М: 2004. 20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М., 2006. 21. Кутафин О.Е. Российская автономия. М: 2006. 22. Лазарев А.В. Конституционное право России. М: 1999 23. Лексин В.Н. Россия как реальность. // Мир России - 2005 № 1 24. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. Спб, 2002. 25. Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 26. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. - 1996. - № 10 27. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: 2000. 28. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М: 1997. 29. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|