p align="left">Семьи, в которых царствует неблагополучие, выступают в качестве одного из основных факторов, предопределяющих корыстную преступность несовершеннолетних. Семьи такого типа являются деструктивным институтом социализации личности, служат, во-первых, первоисточником возникновения трудновоспитуемости детей и подростков, во-вторых, малой группой непосредственно формирующей личность несовершеннолетнего преступника, в-третьих, микросредой, оказывающей криминальное воздействие на детей и подростков, которые находятся в данной семье, а также в каком - либо контакте с ней. Вот почему следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически занимается его воспитанием, где и в качестве кого работают родители, каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытесняется ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц. При выяснении условий учебы или работы следователь, суд устанавливают, в какой школе (обычной, вспомогательной) учился несовершеннолетний, в каком классе, какова его успеваемость, поведение, принимал ли он участие в общественной жизни школы, с кем дружит, применялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие проступки. Если несовершеннолетний не учится и не работает, следует выяснить, когда и по каким причинам оставил работу или учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего из школы, требуется проверить, насколько обоснованна эта мера. Если же несовершеннолетний оставил работу, необходимо установить: · уволился он по собственному желанию или за проступки; · какие меры воспитательного характера приняла администрация до его увольнения; · как реагировали родители на оставление работы; · не вовлекался ли он в запрещенный законом бизнес (например, в выпуск порнографических изданий). В случаях если несовершеннолетний работал в сфере обслуживания и шоу - бизнеса в нарушениях законов о труде, выяснить, кто и на каких условиях устраивал на работу в казино, ночные дискотеки, бары, эротические салоны и т.п. заведения. Для полного представления о личности важно знать, употреблял ли он спиртные напитки или психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, где он добыл деньги, совершал ли он в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения правонарушения. Требуется установить лиц, виновных в вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, либо антиобщественных деяний, и решать вопросы о привлечении их к уголовной ответственности. Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Имеют существенное значение следующие обстоятельства: · совершал ли ранее он преступления, когда и какие; · в каком возрасте; · сколько раз, и на какой срок был осужден; · где отбывал наказание и как долго; · как вел себя в местах лишения свободы; · не предоставлялась ли ему отсрочка исполнения приговора и т.д.; · находился ли в специальных воспитательных учреждениях, когда, за что, и сколько времени; · стоит ли на учете в подразделениях ОВД по делам несовершеннолетних; · привлекался ли к административной ответственности. Должны выяснить основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья. При достижении несовершеннолетним возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающие его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит привлечению к уголовной ответственности (ч.3 ст.20 УК РФ). Поэтому выяснению вопроса о наличии отставания в психическом развитии следует уделять особое внимание при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Уровень психического развития - это состояние интеллекта, волевой сферы, эмоций, запас знаний, представлений, а так же иные особенности личности, связанные с позицией несовершеннолетнего по отношению к социальным ценностям, способностью к адаптации в обществе и позитивному поведению в сложных ситуациях, противопоставлению негативным влияниям. III. Выявление данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а также установление, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего, назначается судебная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. При этом в обязательном порядке перед экспертами должны быть поставлены вопросы о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту, и в чем выражается, а также можно ли на основе полученных данных сделать вывод об осознанности несовершеннолетним (с учетом его психического развития) значения своих действий и возможности руководства ими. Такое отставание связано не с болезненным состоянием психики и нарушением отражательной деятельности мозга, а только с задержкой умственного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы). В целях выяснения способности несовершеннолетнего полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, в зависимости от обстоятельств дела необходимо назначить психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую экспертизу. Рекомендуется на предварительном следствии и в суде привлекать в качестве экспертов специалистов в области детской и юношеской психологии. В случае необходимости исследования особенностей психики несовершеннолетнего обвиняемого, имеющего сенсорные недостатки (глухота, немота, слепота и т. п.), по делу назначаются комплексная психолого-психиатрическая или медико-психологическая экспертиза. Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего, и рассматривается как конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может испытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в опредмечивании конкретных мотивов и т. п. Поэтому в случае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1-2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК РФ. IV. По уголовным делам, где несовершеннолетний выступает в качестве обвиняемого, обязательно проверяется влияние на него старших по возрасту лиц (п. 1 ч. 3 ст. 421 УПК РФ). При рассмотрении дел данной категории необходимо тщательно выяснить характер взаимоотношений между подростками, окружающими его взрослыми, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершения преступлений. Необходимо подчеркнуть, что самым опасным преступлением с криминологической точки зрения, совершаемым взрослыми, является склонение несовершеннолетних к различным формам антиобщественного образа жизни. При этом доля взрослых женщин - подстрекательниц не превышает 10 - 15%. В то же время для женщин характерно склонение несовершеннолетних к различного рода социально негативным поступкам, например, проституции, употреблению спиртных напитков и наркотиков, попрошайничеству. Подстрекателей и организаторов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность в 50 - 60% случаев составляют лица в возрасте от 20 до 30 лет, большинство из них (80 - 85%) городских жители. Примечательно, что склоняют несовершеннолетних к занятию проституцией чаще всего близкие родственники, а также подруги и друзья. Мировский Р. Преступное и виктимное поведение несовершеннолетних. Проблемы их вовлечения в криминальную деятельность // Закон и право. - 2004. - № 4. - С. 73 - 74. Эти данные могут не только повлиять на определение оснований и меры уголовной ответственности самого несовершеннолетнего, но и иметь существенное значение для установлении роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующие поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, то суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание. Особый порядок производства дел о несовершеннолетних основывается на возрастных, социально-психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав. Особый порядок производства дел данной категории содействует более полному и глубокому исследованию всех обстоятельств происшедшего преступления, выявлению причин и условий его совершения, и обеспечению того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего были всегда соизмеримы с его личностью и обстоятельствами совершения преступления. Это позволяет создать дополнительные гарантии для полного, всестороннего, объективного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, так же выявление причин и условий совершения преступления несовершеннолетним, реализация им своих процессуальных прав, применение обоснованных и справедливых уголовно - правовых и воспитательных мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и содеянного. Порядок производства по делам несовершеннолетних определяются общими правилами УПК и, кроме того, положением главы 50 УПК РФ. Правила, установленные в главе 50 УПК РФ, применяются по делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста. Этот порядок производства предварительного следствия и судебного разбирательства соблюдается в тех случаях, когда установлено, что лицо совершило одно преступление, будучи несовершеннолетним, а другое - после наступления совершеннолетия. 2. Проблемы досудебного производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних Проведение полного всестороннего и объективного судебного разбирательства по делам несовершеннолетних во многом определяется эффективностью организации введения предварительного расследования по данным категориям дел. Анализ практики свидетельствует о том, что при рассмотрении каждого дела о преступлении несовершеннолетнего следствием используются тактические научные положения и рекомендации. Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 168 с. Для достижения полного и объективного расследования имеют важное значение следующие особенности предварительного следствия в отношении несовершеннолетнего: · выделение в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего; · особенности задержания несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения; · особый порядок вызова к следователю, прокурору и в суд; · особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого; · обязательное участие законного представителя, педагога, защитника в ходе досудебного производства по уголовному делу. Требования закона о выделении в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетних, участвующих в совершении преступления вместе со взрослыми, преследуют гуманные цели: 1) пресечь влияние взрослых соучастников на несовершеннолетнего; 2) ускорить производство по делу и рассмотреть его без промедления в разумные сроки; 3) использовать процессуальные механизмы усиленной охраны прав и законных интересов несовершеннолетних; 4) создать необходимые условия для установления всех обстоятельств преступления и данных о личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, а также иных сведений, на выяснения которых обращено особое внимание закона. Основанием для принятия такого решения являются два неразрывных обстоятельства: 1) не достижение лицом к моменту совершения преступления восемнадцатилетнего возраста; 2) наличие данных о том, что несовершеннолетний обвиняемый привлекается к уголовной ответственности вместе со взрослыми. В законе установлено также, что выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это: 1) не отразится на полноте и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела; 2) вызывается большим объемом уголовного дела;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|