оскольку статья 8 Общей части НК относит к налогам, сборам (пошлинам), взимаемым в республиканский и (или) местные бюджеты в числе прочих и таможенные платежи, а именно, НДС, акцизы, таможенную пошлину и таможенные сборы, при исследовании данной темы необходимо рассмотреть и деятельность Государственного таможенного комитета (ГТК) в сфере осуществления контроля за уплатой названных платежей. В соответствии со статьей 22 НК плательщик налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, обязаны предоставить в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Таким образом, на ГТК Республики Беларусь и его органы законодательством возложено выполнение функций по осуществлению контроля за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Контроль таможенными органами осуществляется в различных формах. В частности, это проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенный досмотр, учет товаров и транспортных средств, проверка системы учета и отчетности и прочее. Основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок проведения таможенными органами Республики Беларусь проверки финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются следующие: Таможенный кодекс Республики Беларусь (далее - ТК); Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»; инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь, утвержденная постановлением ГТК Республики Беларусь от 28.11.2002 года № 97; Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь; инструкция о возникновении и прекращении налогового обязательства, возникновении и прекращении обязательства по уплате процентов, возникновении и погашении таможенной задолженности по процентам, утвержденная постановлением ГТК Республики Беларусь от 28.01.2004 года № 9; постановление ГТК Республики Беларусь от 17.06.2004 года № 49 «О толковании норм постановления ГТК Республики Беларусь от 28.01.2004 года № 9 и распространении его действия». Так же как и КГК Республики Беларусь, ГТК вправе привлекать виновное лицо к административной ответственности.Основной объем функций в сфере налогового контроля принадлежит Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (далее - алкогольной продукции и табачных изделий), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также Положением о МНС Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 (с изменениями и дополнениями) «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»).Основными задачами МНС являются (п. 4 Положения):1. Осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов и имущества, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), пеней, штрафов (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет);2. Осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;3. Учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;4. Разработка предложений по упрощению налоговой системы, в том числе совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов, упрощению порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений по совершенствованию налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;5. Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;6. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;7. Подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;8. Принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет.МНС возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.В качестве территориальных органов, МНС создает инспекции МНС по областям, районам, городам (не имеющим районного деления) и районам в городах (всего на 25.03.2010 года - 157 инспекций).Структурными подразделениями МНС являются: - Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения; - Главное управление методологии налогообложения организаций;- Главное управление налогообложения физических лиц;- Главное управление международного налогового сотрудничества;- Главное управление учета налогов и ведомственного контроля;- Главное управление информационных технологий;- Главное управление организации контрольной деятельности;- Главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий;- Управление организационно-кадровой политики;- Юридическое управление;- Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности; - Управление собственной безопасности и спецработы;- Отдел информационно-разъяснительной работы.Информацию о структуре и деятельности МНС можно получить на официальном сайте министерства (http://www.nalog.by).Необходимо отметить, что все три указанных органа имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять контроль в отношении физических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также привлекать к административной ответственности.4. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношенийПрава и обязанности субъектов налоговых правоотношений, в целом, закреплены в Общей части НК. Однако необходимо помнить, что ряд прав и обязанностей устанавливаются и другими нормативными актами в отношении отдельных субъектов, например, таможенное законодательство более детально регламентирует деятельность таможенных органов, действующим является Закон Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции» и т.д.Правам и обязанностям плательщиков и налоговых агентов посвящены статьи 21, 22, 23 НК, права, обязанности и ответственность налоговых и таможенных органов регламентируются статьями 81, 82, 83, 84 НК.Плательщик имеет право (ст. 21 НК):1. Получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах, актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов;2. Получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;3. Представлять свои интересы лично или через своего представителя;4. Использовать налоговые льготы при наличии оснований;5. На зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней;6. Присутствовать при проведении налоговой проверки;7. Получать акт налоговой проверки, представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также возражения по актам налоговых проверок;8. Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства;9. Требовать соблюдения налоговой тайны;10. Обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;11. На возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов.Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.Плательщик обязан (ст. 22 НК):1. Уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);2. Стать на учет в налоговых органах;3. Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;4. Представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);5. Вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;6. Представлять, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70НК, в налоговые органы и их должностным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (далее - таможенные платежи), и в таможенные органы и их должностным лицам при проведении проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов при проведении проверок возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);7. Подписать акт или справку проверки. При наличии возражений по акту или справке проверки возражения по этим акту или справке представляются в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 НК;8. Выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;9. Сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:- об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов;- об участии в белорусской или иностранной организации - в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь;- о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем - о прекращении предпринимательской деятельности - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;- об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;- об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;- иные сведения, обязанность сообщения которых для плательщиков предусмотрена законодательными актами, - в порядке и сроки, установленные такими законодательными актами;10. Представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;11. Обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;12. Обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:- подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;- подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, - в местах реализации;13. При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;14. Являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных НК, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);15. Выполнять другие обязанности, установленные НК и другими актами налогового законодательства.Налоговые агенты имеют те же права, что и плательщики. В соответствии со ст. 23 НК налоговые агенты обязаны:1. Исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы;2. По каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных налогов;3. Представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов;4. Обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);5. Обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);6. Выполнять другие обязанности.Налоговые органы имеют право (ст. 81 НК): 1. Получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица); 2. Вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка; 3. Заявлять ходатайства: - о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей; - о даче лицензирующим органом лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений, а также об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности; 4. В порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления): - о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; - о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными; - о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица); - об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица); - о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, учредителей (участников) или других лиц, в том числе руководителя организации, имеющих право давать обязательные для организации указания либо имеющих возможность иным образом определять ее действия; - другие иски (заявления), предусмотренные законодательством; 5. Получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов; 6. При проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств; 7. Взыскивать в установленном НК порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней; 8. Приостанавливать в случаях, установленных НК, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках; 9. Доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном статьей 74 НК; 10. Назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица); 11. В целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица); 12. Вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству; 13. Проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций. Контрольной закупкой признается искусственно созданная должностными лицами налоговых органов ситуация приобретения товарно-материальных ценностей без цели их потребления или последующей реализации. Контрольная закупка может проводиться с использованием как белорусских рублей, так и иностранной валюты; 14. Изымать при проведении выездной налоговой проверки в порядке, установленном НК, документы плательщика (иного обязанного лица); 15. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, производить арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются предметами нарушения налогового и иного законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства; 16. Осуществлять деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, в части удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, представляемого в налоговый орган в соответствии со статьей 63 НК, а Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь - также в части оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи; 17. Изымать при проведении выездной налоговой проверки в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры. При отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, налоговый орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налога, сбора (пошлины) на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика (иного обязанного лица) в банке и (или) сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц, либо в расчетном порядке в соответствии с законодательством на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), занимающихся аналогичными видами деятельности. Определенные в указанном порядке суммы налогов, сборов (пошлин) пересматриваются налоговым органом при условии восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского учета и представлении документов бухгалтерского учета, других документов, связанных с налогообложением, но не позднее трех месяцев со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта налоговой проверки. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вправе издавать в соответствии с НК и (или) другими актами налогового законодательства нормативные правовые акты, обязательные для исполнения плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами. Налоговые органы имеют также и другие права, установленные законодательством. Налоговые органы и их должностные лица обязаны (ст. 82 НК): 1. Действовать в строгом соответствии с законодательством; 2. Корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства; 3. Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней; 4. Вести учет плательщиков (в установленных случаях - иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах; 5. Давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства; 6. В порядке, установленном налоговым законодательством, проводить налоговые проверки; 7. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном НК; 8. Требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований; 9. В порядке, установленном НК, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним; 10. Передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации; 11. Соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах); 12. Принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку; 13. Вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством; 14. Передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность; 15. Отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов. Налоговые органы несут также и другие обязанности, определенные законодательными актами. Не допускается привлекать налоговые органы для выполнения обязанностей, не возложенных на них законодательными актами.
Страницы: 1, 2
|