p align="left">Речевая деятельность работника юридического труда - это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу11 Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. - М., 1992, с. 5. . Изучение практики показывает что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, звук голоса неотделим от инди-видуальности, в-третьих, воспитание тембра голоса нельзя рас-сматривать только как работу над голосовыми связками и, в-четвертых, голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и обыденной речью. Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диало-гическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную. Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования пока-зывают, что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается. Письменная речь характеризуется отсутствием собесед-ника и не зависит от реальной обстановки. Работник юридическо-го труда, приступая к составлению различных документов (спра-вок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит лингвистические средства для выражения результатов своего мышления. Пись-менная речь должна быть грамматически правильно сформули-рована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обус-ловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соот-ветствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различными стилями русского языка. Внутренняя речь служит для воспроизведения в сознании различных образов, отражающихся на поведении человека (в мими-ке, походке и т. д.) Бесконтрольное возникновение образов у одного из собеседников дает другому (а тем более внимательному наблюдателю) объективные данные для определенных выводов. Работник юридического труда должен обязательно научиться управлять своей внутренней речью. Внешняя речь, это по существу, - обычная устная или письменная речь. Она генерируется спонтанно, однако в ряде случаев ей предшествует этап внутренней речи. Разновидностью устной речи является диалогическая речь. Семантика ее зависит от того, как воспринимается сказан-ное собеседником. Одно и то же слово, фраза могут произно-ситься по-разному и означать приказ, просьбу, дружеское заме-чание, порицание, выговор и т. п. В самых разнообразных формах может быть представлена работником юридического труда монологическая речь. Это вы-ступление перед аудиторией, чтение вслух, устный отчет и т. д. Та-кой вид речевой деятельности получил в юридической практике большое распространение. Овладение техникой монологической речи предполагает усвоение основ ораторского искусства. Живое общение людей осуществляется посредством обы-денной речи. Она очень выразительна, понятна. Большое зна-чение здесь имеют интонация и акцент. На людей большое влия-ние оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной речи, нужно внимательно отнестись к грамматике и стилистике языка. Особенно это важно при работе с представителями интеллигенции. Профессиональная речь требует определенного образо-вания. Этот вид речи характерен для общения специалистов, в том числе и юристов. Большую роль в этом деле играют различ-ные аспекты профессиональной речи лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и т. д. В деятельности юриста-практика подготовленная речь употребляется повсеместно заготовленные ответы на вопросы, выступления на процессах, заранее продуманный монолог в бе-седе на допросе и т. д. Предварительная работа над содержа-нием и формой предстоящей речевой коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному тексту сковывает творческое мышление работ-ника юриспруденции, делает его догматичным. Поэтому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно пред-усматривать и импровизацию. К импровизации очень близка неподготовленная речь. В сущности, импровизация представляет собой один из сложных процессов творческого использования опыта. Без предваритель-ной кропотливой работы над темой выступления, например в су-де, или при проведении дискуссии импровизация невозможна. В связи с этим импровизацию можно считать определенным эта-пом в развитии речевой деятельности, которому предшествует этап подготовленной речи. 1.4. Профессиональная наблюдательность Юридическая профессия обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д. Под наблюдением понимается процесс целенаправленно-го восприятия людей, предметов, событий и явлений. Главным в наблюдении является умение визуально или с помощью слуха подмечать те или иные изменения в наблюдаемом явлении, свя-зывать их с другими явлениями и делать логические выводы. На-блюдательные люди способны подмечать даже незначительные детали и делать по ним важные выводы наблюдательность при-суща всем лицам, обладающим центральной нервной системой. Но это не означает, что все люди владеют этими качествами в одинаковой степени. Слабое умение подмечать явления, отсут-ствие плана в наблюдении приводят к тому, что лица то слабо развитой наблюдательностью при решении служебных задач бу-дут допускать существенные промахи. Для юридической работы нужны люди с высоким уровнем наблюдательности. Психологами доказано, что наблюдательность развивается в процессе конкретной деятельности. Вместе с тем ее развитию способствуют специальные тренировочные упражнения, а также тренировки с абстрактными объектами Наблюдательность как качество личности формируется путем воспитания определенных психических функций человека ощущения, восприятия. Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдае-мом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т. д.), явлении все существенные признаки, то есть познать его сущ-ность. В основе познания лежат ощущения как процесс отраже-ния действительности. Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии наблюдательности наибо-лее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения. Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Под ним в психологии понимается направ-ленность и сосредоточение психики на тех или иных наблю-даемых предметах или явлениях жизни. Внимание входит в качестве необходимого компонента во все виды психической дея-тельности человека. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации. Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдатель-ным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства. Для превраще-ния умения в стойкое качество нужна целенаправленная, плано-мерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического труда, а также с помощью специальных упражнений. Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдае-мого явления, подметить все существенные, относящиеся к ма-териалам дела признаки Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель. Только разумно поставленная цель наблюдения концентрирует наши психологи-ческие возможности и формирует необходимые качества. Параллельно с целенаправленной наблюдательностью надо развивать и универсальную наблюдательность. Такая на-блюдательность обеспечивает более глубокое и разностороннее изучение объекта наблюдения. Она формируется в процессе практической работы над объектом с различных точек зрения, то есть путем постановки разных целей. В основу развития наблюдательности должны быть поло-жены принципы целенаправленности, планомерности и система-тичности. Соблюдение этих принципов обеспечивает работника юриспруденции наблюдательностью как качеством личности. 1.5. Воля и ее воспитание Для выполнения разнообразных служебных задач, особен-но в экстремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всех психических сил. При этом достижение любой цели требует от него целеустремленности, инициативы, настой-чивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стой-кости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли. Воля - это одна из сторон человеческой психики, обеспе-чивающих человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью при учете определенно складывающихся обстоятельств. Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных практичес-кой деятельностью работник юридического труда, в большинстве случаев, должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуждение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сигнальную систему (слово). « В нормально развитом человеке, - отмечает И. П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения»11 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. - М., 1952, с. 346.. И поскольку слово является сигналом сигналов, оно может повлиять на дея-тельность первой сигнальной системы (впечатлительность, эмо-циональность) и подчинить ее. При помощи слова, обращенного к самому себе, юрист может по своему усмотрению регулировать свою деятельность. В практической деятельности юристов имеют место слу-чаи, когда их внутреннее состояние не отвечает требованиям внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического тру-да, подчиняясь воздействию отрицательных эмоций, тормозит необходимую активность. И ему приходится усилием воли пода-вить тормозящие эмоции и начать соответствующую практи-ческой цели активную деятельность. Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные ему поступки. Проявление здесь большей воли очень много значит. «Большая воля, - пишет А. С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и обстановка, и желание и отказ одновременно»11 Макаренко А. С. В 7 тт. - М., 1958. - Т. 4, с. 463.. Из сказанного выше следует, что поведение сотрудника правоохранительных органов или судьи по своей сущности яв-ляется сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизованным. Такое поведение называется волевым пове-дением и предполагает наличие у работника юридического труда определенных волевых качеств. Волевые качества юриста-практика в своей основе аккуму-лируют в себе компоненты его эмоционально-волевой устойчи-вости, связывают интеллект и моральные структуры личности. И. М Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравст-венный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»22 Сеченов И. М. . Избранные произведения. - М., 1958, с. 218.. Высокие нравственные мотивы пронизывают все волевые качества работника юридического труда. К волевым качествам относятся: целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообладание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным положительным волевым качествам про-тивостоят их антиподы: нецелеустремленность, безынициатив-ность, отсутствие настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нестойкость. Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже самой элементарной задачи. По мнению известного психолога А. Г. Ковалева, волевая недостаточность может проявляться в чрезвычайно многообраз-ных формах, подразделяемых на пассивные и активные формы волевой недостаточности. К пассивным формам относятся легкая внушаемость и несамостоятельность, отсутствие настойчивости. К активным формам следует отнести импульсивность, упрямство. Изучение общих форм проявления волевой недостаточ-ности важно для того, чтобы отличить подлинные волевые ка-чества от пародии на них, а также чтобы избрать правильные пути и средства для волевого воспитания и самовоспитания. Сотрудник правоохранительных и правоприменительных органов должен хорошо осознавать, что целеустремленным са-мовоспитанием можно развить у себя все положительные воле-вые качества. Многие люди думают, что для таких тренировок необходимо специальное время. Такое мнение ошибочно. Воспи-тывать волю можно в любой обстановке. Повседневная жизнь, учебные занятия предоставляют для такого воспитания немало возможностей, воля воспитывается в преодолении любых труд-ностей. Для этого можно применять и специальные упражнения. 1.6. Эмоциональная саморегуляция Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями в целях сохранения работоспособности в любых условиях. Эмоция (от лат «волновать», «возбуждать») - это пере-живание человеком своего личного отношения к реальной дея-тельности. Следует отметить, что некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями животных, например, ярость и страх. Од-нако ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные пере-живания, называемые чувствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|