Особенности аграрного права
7 Особенности аграрного права Теоретический вопрос: Понятия, особенности и виды сельскохозяйственных кооперативов СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ - по гражданскому законодательству РФ организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива (ст. 1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»). СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ создается и функционирует на основе следующих принципов: а) добровольности членства; б) взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его хозяйственной деятельности; в) распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива; г) ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами; д) ограничения дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива; е) управления деятельностью кооператива на демократических началах по принципу 1 член кооператива - 1 голос; ж) доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ является юридическим лицом и имеет следующие правомочия: а) создавать представительства и филиалы, осуществлять свои права на территории РФ и за ее пределами; б) осуществлять виды деятельности, предусмотренные ст. 3 и 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и иные не запрещенные законом виды деятельности; в) иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в т.ч. переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектов РФ; г) создавать резервный и др. неделимые фонды и вкладывать средства резервного фонда в банки и др. кредитные организации, в ценные бумаги и иное имущество; д) привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива; е) заключать договоры, а также осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом кооператива; ж) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством РФ; з) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права кооператива; и) осуществлять реорганизацию или ликвидацию кооператива. Особенности образования С.к. регулируются статьями гл. II ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В целях образования С.к. граждане и юридические лица, изъявившие желание создать его, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят: подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности С.к., включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования; подготовка проекта устава С.к.; прием заявлений о вступлении в члены С.к., в которых должно быть отражено согласие участвовать в его производственной либо иной хозяйственной деятельности и соблюдать требования устава С.к.; подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива. Организационный комитет вправе установить размеры вступительных членских взносов для покрытия организационных расходов по образованию С.к. с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива. Общее организационное собрание С.к.: а) принимает решение о приеме в члены С.к.; б) утверждает устав С.к.; в) избирает органы управления кооперативом. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством с учетом требований ст. 9 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Данным Федеральным законом установлены правила образования С.к. при реорганизации сельскохозяйственных организаций (ст. 10). Устав СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА должен содержать обязательные сведения, включающие в себя: а) наименование С.к.; б) место нахождения С.к.; в) срок деятельности С.к. либо указание на бессрочный характер его деятельности; г) предмет и цели деятельности С.к. При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых он образован; д) порядок и условия вступления в С.к., основания и порядок прекращения членства в нем; е) условия о размере паевых взносов членов С.к.; ж) состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению; з) размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены; и) условия образования и использования резервного фонда; к) порядок распределения прибыли и убытков; л) условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; м) состав и компетенцию органов управления С.к., порядок принятия ими решений, в т.ч. по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов; н) права и обязанности членов С.к. и ассоциированных членов кооператива; о) характер и порядок личного трудового участия в деятельности кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; п) время начала и конца финансового года; р) порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса; с) порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации С.к.; т) порядок и условия реорганизации и ликвидации С.к.; у) фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов С.к., утвердивших устав, и членов его правления. Устав С.к. может включать в себя и иные сведения, не противоречащие законодательству. Копия устава С.к. выдается каждому его члену либо находится в доступном для ознакомления с ним месте. Управление С.к. осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление и (или) председатель, наблюдательный совет, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном - в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50. Полномочия, структура органов управления С.к., порядок избрания и отзыва членов правления и членов наблюдательного совета кооператива, а также порядок созыва и проведения общего собрания членов кооператива либо собрания уполномоченных устанавливаются в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» уставом кооператива. Виды СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ. Сельскохозяйственные кооперативы существуют двух видов: а) производственные б) потребительские. ЗАДАЧА 1 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства С. умер, у него имелась земля, дом и другое движимое имущество. Наследники, а их было трое: жена и двое детей, не являлись членами крестьянского (фермерского) хозяйства, но и сын и дочь изъявили желание принять наследство и продолжать деятельность в крестьянском (фермерском) хозяйстве, жена не изъявила желания стать членом крестьянского (фермерского) хозяйства. Она потребовала свою долю не только в имуществе, но и земельную долю, обосновывая это тем, что она должна быть больше, чем у детей, т.к. полученную земельную долю при реорганизации колхоза, она сдала в аренду мужу, как главе крестьянского (фермерского) хозяйства. Разрешите дело по существу, основываясь на законе. Приведите обоснование законности требования жены С. ОТВЕТ: Иск жены фермера С. подлежит удовлетворению. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и наследником об ином, доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства (ч. 2 ст. 1179 Гк РФ). Если будет принято решение о принятии наследника в члены хозяйства указанная компенсация наследнику не выплачивается. Возможна ситуация, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников нет лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства. В этом случае имущество крестьянского хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам ст. 9 ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст. 258, 1182 ГК РФ. Общие правила раздела имущества крестьянского (фермерского) хозяйства установлены ст. 258 ГК РФ. А вот особенности наследования и раздела земельных участков хозяйства определяются ст. 1181 и 1182 ГК РФ. В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами. Статья 1181 ГК РФ устанавливает, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ. Раздел земельного участка, который принадлежит наследникам на праве общей собственности, производится с учетом минимального размера земельного участка, установленного для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. При невозможности раздела земельного участка в случае, если его размер меньше минимального размера, установленного для участков крестьянских (фермерских) хозяйств такой земельный участок переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка. Наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь (ст. 133 ГК РФ), доля в праве, на которую входит в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли вещи, находившиеся в общей собственности, перед наследниками, которые ранее не являлись участниками общей собственности, независимо от того, пользовались они этой вещью или нет. ЗАДАЧА 2 Федоров, переехавший из города на постоянное место жительство в село, обратился с заявлением в местную администрацию с просьбой о предоставлении ему бесплатно земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в пределах установленных норм и дополнительно к нему участка за плату. Администрация удовлетворила его просьбу и вынесла решение о предоставлении Федорову земельного участка по установленной среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан и 15 га земли за плату. Оцените решение администрации. ОТВЕТ: Решение администрации незаконно. Мало того, что предоставление бесплатной земли не предусмотрено законодательством, ее продажа возможна лишь на аукционах (отдельное спасибо закону «Об обороте земель с/х назначения). А если фермеру удастся приобрести участок для КФХ в аренду (конечно же на конкурсной основе), то право выкупа через 3 года (и то только в случае соблюдения целевого использования земли, что означает - никаких самовольных построек зданий и строений, за исключением - сооружений) возникает по РЫНОЧНОЙ цене. Т.е., улучшив участок, он повышает рыночную стоимость, и соответственно сумму для выкупа. Тут одна надежда - рыночный оценщик может установить рыночную стоимость вполне в свободном диапазоне. Основная проблема - администрация в праве отказать в предоставлении земельного участка. Земель запаса (из которых и формируются предоставляемые земельные участки) в районах ничтожно мало, поскольку львиная доля земель находится в паях - более 110 млн. га сельхозугодий! Да и переводить их из одной категории в другую администрация не хочет - больно уж трудоемкая и длительная процедура. Исходя из существующей тенденции государственных программ по расселению из мегаполисов, администрация теперь не очень то настроена распродавать остатки земли частникам, тем более фермерам, которым нужны не сотки, а гектары.
Страницы: 1, 2
|