p align="left">- докладывать непосредственно командиру части вопросы, связанные с производством дознания. О дознании в Вооруженных Силах см.: Основы советского военно-го законодательства. М., 1972, с. 269-273 2.3. Дознание в органах государственной безопасности Согласно п. 3 ст. 117 УПК РСФСР органы государствен-ной, безопасности наделены правами и обязанностями органа дознания по делам, отнесенным законом к их ведению. Ст. 126 УПК РСФСР, устанавливающая обязательность предварительного следствия и подслсдственность, относит к ведению органов государственной безопасности расследование следующих категорий уголовных дел: уголовные дела о государ-ственных преступлениях, предусмотренные, ст. ст. 64-70 (из-мена Родине, шпионаж, террористический акт, террористиче-ский акт против представителя иностранного государства, ди-версия, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда), ст. 72 (организационная деятельность, направленная па совер-шение особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации), ст. 73 (особо опасные государственные преступления, совершенные против другого го-сударства трудящихся), ст. 75 (разглашение государственной тайны), ст. 76 (утрата документов, содержащих государствен-ную тайну), ст. 78 (контрабанда), ст. 79 (массовые беспоряд-ки), ст. 83 (незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР), ст. 84 (нарушение правил международных полетов) и ст. 259 пп. «а», «б» и «в» (разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну). Поскольку все названные дела отнесены к ведению органов государственной безопасности, по ним (в соответствии с зако-ном) могут производиться дознания. Их производство осуще-ствляют офицеры органов государственной безопасности. При производстве дознания полностью соблюдаются положения уголовно-процессуального закона. Так как по всем названным вы-ше делам обязательно производство предварительного следст-вия, дознание по ним ограничивается 10-суточным сроком со дня возбуждения уголовного дела. В течение этого срока долж-ны быть проведены неотложные следственные действия по ус-тановлению и закреплению следов преступления. О начатом дознании орган государственной безопасности немедленно уведомляет прокурора. При выполнении необходи-мых неотложных следственных действий, не ожидая истечения 10-суточного срока, возбужденное дело передастся следовате-лю органов государственной безопасности. 2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях Ст. 117 УПК РСФСР устанавливает, что начальники исправительно-трудовых учреждений имеют права органов дознания. Однако их деятельность в этом качестве ограничивается двумя категориями дел: 1) о преступлениях против установленно-го порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) о преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждении. Производство дознаний осуществляют офицеры исправительно-трудовых учреждении по распоряжению начальника соответствующего учреждения. Срок производства дознания зависит от того, обязательно ли но возбужденному делу предварительное следствие. Если производство предварительного следствия обязательно, осуще-ствляются лишь неотложные следственные действия, перечис-ленные в ст. 119 УПК РСФСР. Дознание в этом случае не может превысить 10-суточного срока. Если же предварительное следствие по делу не является обязательным, дознание ведется в соответствии со ст. 120 УПК РСФСР, т. е. орган дознания принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по возбужденному уголовному делу. О начатом дознании обязательно уведомляется прокурор. Производство дознаний в исправительно-трудовых учреж-дениях ведется с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона. 2.5. Дознание в органах государственного пожарного надзора Органы государственного пожарного надзора согласно ст. 117 УПК РСФСР являются органами дознания по делам о по-жарах и нарушении противопожарных правил. Производство дознаний не является для этих органов единственной и основ-ной их функцией. Нарушения противопожарных правил в зависимости от их последствий, объекта, на котором они произошли, и формы ви-ны квалифицируются в большинстве случаев по статьям УК РСФСР, по которым производство предварительного следствия является обязательным. В соответствии с этим и согласно ст. 119 УПК РСФСР органы государственного пожарного надзора могут возбуждать уголовные дела и, руководствуясь правила-ми уголовно-процессуального закона, производить лишь неот-ложные следственные действия по установлению и закрепле-нию следов преступления: осмотры, обыски, выемки, освиде-тельствование, задержание и допросы подозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей. Возбуждению уголовного дела может предшествовать пред-варительная проверка обстоятельств пожара, производимая ор-ганами государственного пожарного надзора, в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 109 УПК РСФСР. Выяв-ление наличия или отсутствия признаков преступления проис-ходит путем получения объяснений, заключений ведомственных комиссий и специалистов о причине пожара. По окончании проверки выносится либо постановление о возбуждении дела, либо мотивированное постановление об отказе в его возбуж-дении. Поводом к возбуждению дела чаще всего служит непосред-ственное обнаружение на месте пожара признаков преступле-ния. Основаниями же для возбуждения дела о пожаре являют-ся данные, свидетельствующие о том, что: 1) пожар произо-шел в результате умышленного поджога или неосторожного об-ращения с огнем; 2) сопровождался человеческими жертвами; 3) им причинен крупный материальный ущерб. В тех случаях, когда пожар повлек человеческие жертвы или иные тяжкие последствия (крупный материальный ущерб, гибель скота и т. д), дело подлежит возбуждению независимо от того, установлена ли причина пожара к моменту его воз-буждения. Дело квалифицируется в таких случаях в зависи-мости от известных к этому времени обстоятельств с последу-ющим уточнением. Состав оперативной или следственно-оперативной группы, выезжающей на место пожара, формируется из следующих лиц: следователь или оперативный работник, которому поруча-ется дознание; инспектор уголовного розыска; инспектор служ-бы БХСС (при пожарах в местах хранения товарно-материаль-ных ценностей); участковый инспектор; инспектор государст-венного пожарного надзора; эксперт-криминалист; инспектор - кинолог со служебной собакой. В случаях гибели при пожаре людей в состав группы включается судебно-медицинский экс-перт, а в случае гибели животных-ветеринарный врач. Руководство группой осуществляет следователь, а при его отсутствии оперативный работник, которому поручено произ-водство дознания. Функции остальных участников группы за-ключаются в следующем: инспектор уголовного розыска по при-бытии на место пожара принимает все необходимые оперативно-розыскные меры по выявлению его причин, установлению и за-держанию виновных лиц. Инспектор БХСС устанавливает время проведения послед-ней ревизии или инвентаризации товарно-материальных ценно-стей, хранившихся на объекте пожара, принимает меры к об-наружению бухгалтерской документации, относящейся к хра-нившимся материальным ценностям или денежным средствам, организует работу по учету остатков сохранившихся матери-альных ценностей, проводит мероприятия по установлению причин пожара и выявлению виновных в этом лиц. Участковый инспектор осуществляет меры по охране места происшествия, выявляет свидетелей и очевидцев пожара, соби-рает информацию, которая может иметь значение для установ-ления причин пожара и виновных лиц. Инспектор государственного пожарного надзора руководит силами и средствами тушения пожара, оказывает следователю или работнику дознания помощь в осмотре места пожара, в ус-тановлении причин, времени и места возникновения пожара, по-могает отыскать следы горючих материалов и изъять их. Он же составляет акт о пожаре и участвует в работе комиссии по установлению размера убытков, причиненных пожаром. Эксперт-криминалист, выполняя при осмотре функции спе-циалиста, помогает следователю или дознавателю б обнаруже-нии, фиксации, изъятии и упаковке различных следов и веще-ственных доказательств. Инспектор-кинолог применяет служебно-розыскную собаку для преследования преступника или же производит отбор проб воздуха со следами запахов, оставленных преступником. Успех в работе группы на месте пожара во многом зависит от технического ее оснащения. Помимо следственного портфе-ля или следственного чемодана в ее распоряжении должны находиться диктофон, магнитофон, магнитный подъемник, металлоискатель, фотографическая и осветительная аппаратура, специальное устройство для ограждения места пожара, набор жирорастворимых красителей для выявления следов горючих жидкостей. Отсутствие технических средств существенным об-разом снижает эффективность работы группы. Осмотр места пожара является не только неотложным, но и обязательным следственным действием, без производства ко-торого трудно, а чаще всего невозможно установить причины пожара и виновных в нем лиц. В соответствии со ст. 178 УПК РСФСР, в случаях, не тер-пящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Именно такие случаи характерны для расследования дел о пожарах. Если на место пожара выехал следователь, руководство ос-мотром осуществляет он. Если же следователь по тем или иным причинам на место происшествия не прибыл, его функции вы-полняет дознаватель. Основные особенности осмотра места происшествия пожара состоят в следующем. С целью ориентации в обстановке проис-шествия на месте пожара выявляются и кратко опрашиваются лица, являющиеся очевидцами возникновения пожара, а также лица, последними уходившие из помещения, в котором прои-зошел пожар. Если к моменту прибытия на место пожара он полностью не потушен, это не может служить препятствием к осмотру. В таких случаях в первую очередь осматривается прилегающая местность с целью обнаружения оставленных преступником следов и брошенных им предметов. Лицо, производящее осмотр (следователь или дознаватель), должно учитывать, что значительные изменения в обстановку места происшествия вносятся при тушении пожара. Они мо-гут быть умышленно внесены преступником с целью скрыть следы преступления и направить расследование по ложному пути. Вследствие этого целесообразно опросить (а при необхо-димости в последующем и допросить) пожарных, производив-ших тушение, и свидетелей, которым известны изменения, вне-сенные в обстановку как в момент тушения пожара, так и поз-же. Без учета полученных таким путем данных могут быть сде-ланы ошибочные выводы, которые позднее не всегда удается исправить. Осмотр производится как статическим, так и динамическим методом, однако уже при статическом осмотре нередко удает-ся определить причину пожара. Тем не менее осмотр не пре-кращается. При динамическом осмотре продолжаются выявле-ние и фиксация доказательств, подтверждающих установлен-ную причину. Если же при статическом осмотре причина воз-никновения пожара остается неясной или возникает несколько версий, динамический осмотр приобретает особенно важное значение. Установить причину пожара в этих случаях можно путем разборки и раскопки остатков пожара. И то и другое рекомендуется делать в местах предполагаемых очагов по-жара. При наличии человеческих жертв осмотр должен произво-диться следователем прокуратуры, который немедленно в этих случаях вызывается на место происшествия вместе с судебно-медицинским экспертом. Данные осмотра места пожара если и не позволяют непос-редственно установить причину пожара, то всегда дают мате-риал для построения версий. При этом учитываются следую-щие факторы: количество выявленных очагов пожара, их рас-положение; наличие признаков взлома и других следов; тех-ническое состояние приборов, находившихся на объекте пожа-ра; особенности возникновения и развития пожара; время, про-шедшее с момента окончания работ на объекте до возникнове-ния пожара и др. К числу признаков, позволяющих выдвинуть версию о под-жоге, относятся: множественность очагов пожара; наличие взломов и проломов; обнаружение средств поджога; наличие запахов пли остатков легковоспламеняющихся веществ; обнару-жение предметов, оставленных преступником на месте пожара; установление данных, указывающих на умышленное создание условий, благоприятствующих распространению огня; предна-меренное выведение из строя предметов тушения пожара, средств связи и т. д.; данные, указывающие на то, что пожар явился средством сокрытия другого преступления (например, убийства, кражи и т. д.). Право задержания подозреваемого принадлежит органу дознания, в данном случае органу государственного пожар-ного надзора, а не дознавателю, ведущему расследование. Следовательно, ответственность за соблюдение процессуаль-ных условий задержания лежит на начальнике органа до-знания. При производстве по делам о пожарах могут допраши-ваться подозреваемые, потерпевшие, свидетели, сообщившие о пожаре, пожарные работники, принимавшие участие в ту-шении пожара, очевидцы, представители администрации уч-реждений и предприятий, на которых произошел пожар, лица, ответственные за противопожарное состояние объекта. Могут быть допрошены и другие лица, которые хорошо знакомы с объектом пожара.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|