реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

реферат
p align="left">- докладывать непосредственно командиру части вопросы, связанные с производством дознания. О дознании в Вооруженных Силах см.: Основы советского военно-го законодательства. М., 1972, с. 269-273

2.3. Дознание в органах государственной безопасности

Согласно п. 3 ст. 117 УПК РСФСР органы государствен-ной, безопасности наделены правами и обязанностями органа дознания по делам, отнесенным законом к их ведению.

Ст. 126 УПК РСФСР, устанавливающая обязательность предварительного следствия и подслсдственность, относит к ведению органов государственной безопасности расследование следующих категорий уголовных дел: уголовные дела о государ-ственных преступлениях, предусмотренные, ст. ст. 64-70 (из-мена Родине, шпионаж, террористический акт, террористиче-ский акт против представителя иностранного государства, ди-версия, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда), ст. 72 (организационная деятельность, направленная па совер-шение особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации), ст. 73 (особо опасные государственные преступления, совершенные против другого го-сударства трудящихся), ст. 75 (разглашение государственной тайны), ст. 76 (утрата документов, содержащих государствен-ную тайну), ст. 78 (контрабанда), ст. 79 (массовые беспоряд-ки), ст. 83 (незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР), ст. 84 (нарушение правил международных полетов) и ст. 259 пп. «а», «б» и «в» (разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну).

Поскольку все названные дела отнесены к ведению органов государственной безопасности, по ним (в соответствии с зако-ном) могут производиться дознания. Их производство осуще-ствляют офицеры органов государственной безопасности. При производстве дознания полностью соблюдаются положения уголовно-процессуального закона. Так как по всем названным вы-ше делам обязательно производство предварительного следст-вия, дознание по ним ограничивается 10-суточным сроком со дня возбуждения уголовного дела. В течение этого срока долж-ны быть проведены неотложные следственные действия по ус-тановлению и закреплению следов преступления.

О начатом дознании орган государственной безопасности немедленно уведомляет прокурора. При выполнении необходи-мых неотложных следственных действий, не ожидая истечения 10-суточного срока, возбужденное дело передастся следовате-лю органов государственной безопасности.

2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях

Ст. 117 УПК РСФСР устанавливает, что начальники исправительно-трудовых учреждений имеют права органов дознания. Однако их деятельность в этом качестве ограничивается двумя категориями дел: 1) о преступлениях против установленно-го порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) о преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждении. Производство дознаний осуществляют офицеры исправительно-трудовых учреждении по распоряжению начальника соответствующего учреждения.

Срок производства дознания зависит от того, обязательно ли но возбужденному делу предварительное следствие. Если производство предварительного следствия обязательно, осуще-ствляются лишь неотложные следственные действия, перечис-ленные в ст. 119 УПК РСФСР. Дознание в этом случае не может превысить 10-суточного срока. Если же предварительное следствие по делу не является обязательным, дознание ведется в соответствии со ст. 120 УПК РСФСР, т. е. орган дознания принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по возбужденному уголовному делу.

О начатом дознании обязательно уведомляется прокурор. Производство дознаний в исправительно-трудовых учреж-дениях ведется с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона.

2.5. Дознание в органах государственного пожарного надзора

Органы государственного пожарного надзора согласно ст. 117 УПК РСФСР являются органами дознания по делам о по-жарах и нарушении противопожарных правил. Производство дознаний не является для этих органов единственной и основ-ной их функцией.

Нарушения противопожарных правил в зависимости от их последствий, объекта, на котором они произошли, и формы ви-ны квалифицируются в большинстве случаев по статьям УК РСФСР, по которым производство предварительного следствия является обязательным. В соответствии с этим и согласно ст. 119 УПК РСФСР органы государственного пожарного надзора могут возбуждать уголовные дела и, руководствуясь правила-ми уголовно-процессуального закона, производить лишь неот-ложные следственные действия по установлению и закрепле-нию следов преступления: осмотры, обыски, выемки, освиде-тельствование, задержание и допросы подозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей.

Возбуждению уголовного дела может предшествовать пред-варительная проверка обстоятельств пожара, производимая ор-ганами государственного пожарного надзора, в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 109 УПК РСФСР. Выяв-ление наличия или отсутствия признаков преступления проис-ходит путем получения объяснений, заключений ведомственных комиссий и специалистов о причине пожара. По окончании проверки выносится либо постановление о возбуждении дела, либо мотивированное постановление об отказе в его возбуж-дении.

Поводом к возбуждению дела чаще всего служит непосред-ственное обнаружение на месте пожара признаков преступле-ния. Основаниями же для возбуждения дела о пожаре являют-ся данные, свидетельствующие о том, что: 1) пожар произо-шел в результате умышленного поджога или неосторожного об-ращения с огнем; 2) сопровождался человеческими жертвами; 3) им причинен крупный материальный ущерб.

В тех случаях, когда пожар повлек человеческие жертвы или иные тяжкие последствия (крупный материальный ущерб, гибель скота и т. д), дело подлежит возбуждению независимо от того, установлена ли причина пожара к моменту его воз-буждения. Дело квалифицируется в таких случаях в зависи-мости от известных к этому времени обстоятельств с последу-ющим уточнением.

Состав оперативной или следственно-оперативной группы, выезжающей на место пожара, формируется из следующих лиц: следователь или оперативный работник, которому поруча-ется дознание; инспектор уголовного розыска; инспектор служ-бы БХСС (при пожарах в местах хранения товарно-материаль-ных ценностей); участковый инспектор; инспектор государст-венного пожарного надзора; эксперт-криминалист; инспектор - кинолог со служебной собакой. В случаях гибели при пожаре людей в состав группы включается судебно-медицинский экс-перт, а в случае гибели животных-ветеринарный врач.

Руководство группой осуществляет следователь, а при его отсутствии оперативный работник, которому поручено произ-водство дознания. Функции остальных участников группы за-ключаются в следующем: инспектор уголовного розыска по при-бытии на место пожара принимает все необходимые оперативно-розыскные меры по выявлению его причин, установлению и за-держанию виновных лиц.

Инспектор БХСС устанавливает время проведения послед-ней ревизии или инвентаризации товарно-материальных ценно-стей, хранившихся на объекте пожара, принимает меры к об-наружению бухгалтерской документации, относящейся к хра-нившимся материальным ценностям или денежным средствам, организует работу по учету остатков сохранившихся матери-альных ценностей, проводит мероприятия по установлению причин пожара и выявлению виновных в этом лиц.

Участковый инспектор осуществляет меры по охране места происшествия, выявляет свидетелей и очевидцев пожара, соби-рает информацию, которая может иметь значение для установ-ления причин пожара и виновных лиц.

Инспектор государственного пожарного надзора руководит силами и средствами тушения пожара, оказывает следователю или работнику дознания помощь в осмотре места пожара, в ус-тановлении причин, времени и места возникновения пожара, по-могает отыскать следы горючих материалов и изъять их. Он же составляет акт о пожаре и участвует в работе комиссии по установлению размера убытков, причиненных пожаром.

Эксперт-криминалист, выполняя при осмотре функции спе-циалиста, помогает следователю или дознавателю б обнаруже-нии, фиксации, изъятии и упаковке различных следов и веще-ственных доказательств.

Инспектор-кинолог применяет служебно-розыскную собаку для преследования преступника или же производит отбор проб воздуха со следами запахов, оставленных преступником.

Успех в работе группы на месте пожара во многом зависит от технического ее оснащения. Помимо следственного портфе-ля или следственного чемодана в ее распоряжении должны находиться диктофон, магнитофон, магнитный подъемник, металлоискатель, фотографическая и осветительная аппаратура, специальное устройство для ограждения места пожара, набор жирорастворимых красителей для выявления следов горючих жидкостей. Отсутствие технических средств существенным об-разом снижает эффективность работы группы.

Осмотр места пожара является не только неотложным, но и обязательным следственным действием, без производства ко-торого трудно, а чаще всего невозможно установить причины пожара и виновных в нем лиц.

В соответствии со ст. 178 УПК РСФСР, в случаях, не тер-пящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Именно такие случаи характерны для расследования дел о пожарах.

Если на место пожара выехал следователь, руководство ос-мотром осуществляет он. Если же следователь по тем или иным причинам на место происшествия не прибыл, его функции вы-полняет дознаватель.

Основные особенности осмотра места происшествия пожара состоят в следующем. С целью ориентации в обстановке проис-шествия на месте пожара выявляются и кратко опрашиваются лица, являющиеся очевидцами возникновения пожара, а также лица, последними уходившие из помещения, в котором прои-зошел пожар. Если к моменту прибытия на место пожара он полностью не потушен, это не может служить препятствием к осмотру. В таких случаях в первую очередь осматривается прилегающая местность с целью обнаружения оставленных преступником следов и брошенных им предметов.

Лицо, производящее осмотр (следователь или дознаватель), должно учитывать, что значительные изменения в обстановку места происшествия вносятся при тушении пожара. Они мо-гут быть умышленно внесены преступником с целью скрыть следы преступления и направить расследование по ложному пути. Вследствие этого целесообразно опросить (а при необхо-димости в последующем и допросить) пожарных, производив-ших тушение, и свидетелей, которым известны изменения, вне-сенные в обстановку как в момент тушения пожара, так и поз-же. Без учета полученных таким путем данных могут быть сде-ланы ошибочные выводы, которые позднее не всегда удается исправить.

Осмотр производится как статическим, так и динамическим методом, однако уже при статическом осмотре нередко удает-ся определить причину пожара. Тем не менее осмотр не пре-кращается. При динамическом осмотре продолжаются выявле-ние и фиксация доказательств, подтверждающих установлен-ную причину. Если же при статическом осмотре причина воз-никновения пожара остается неясной или возникает несколько версий, динамический осмотр приобретает особенно важное значение. Установить причину пожара в этих случаях можно путем разборки и раскопки остатков пожара. И то и другое рекомендуется делать в местах предполагаемых очагов по-жара.

При наличии человеческих жертв осмотр должен произво-диться следователем прокуратуры, который немедленно в этих случаях вызывается на место происшествия вместе с судебно-медицинским экспертом.

Данные осмотра места пожара если и не позволяют непос-редственно установить причину пожара, то всегда дают мате-риал для построения версий. При этом учитываются следую-щие факторы: количество выявленных очагов пожара, их рас-положение; наличие признаков взлома и других следов; тех-ническое состояние приборов, находившихся на объекте пожа-ра; особенности возникновения и развития пожара; время, про-шедшее с момента окончания работ на объекте до возникнове-ния пожара и др.

К числу признаков, позволяющих выдвинуть версию о под-жоге, относятся: множественность очагов пожара; наличие взломов и проломов; обнаружение средств поджога; наличие запахов пли остатков легковоспламеняющихся веществ; обнару-жение предметов, оставленных преступником на месте пожара; установление данных, указывающих на умышленное создание условий, благоприятствующих распространению огня; предна-меренное выведение из строя предметов тушения пожара, средств связи и т. д.; данные, указывающие на то, что пожар явился средством сокрытия другого преступления (например, убийства, кражи и т. д.).

Право задержания подозреваемого принадлежит органу дознания, в данном случае органу государственного пожар-ного надзора, а не дознавателю, ведущему расследование. Следовательно, ответственность за соблюдение процессуаль-ных условий задержания лежит на начальнике органа до-знания.

При производстве по делам о пожарах могут допраши-ваться подозреваемые, потерпевшие, свидетели, сообщившие о пожаре, пожарные работники, принимавшие участие в ту-шении пожара, очевидцы, представители администрации уч-реждений и предприятий, на которых произошел пожар, лица, ответственные за противопожарное состояние объекта. Могут быть допрошены и другие лица, которые хорошо знакомы с объектом пожара.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.