реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основы политических отношений в Республике Беларусь

реферат
-третьих, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого.

В-четвертых, государство обладает суверенитетом. Оно является официальным лицом, представителем всего народа внутри страны и на международной арене.

В-пятых, государство осуществляет творческую роль в развитии общества, является организующим началом определения национальной политики. Если государство перестает служить интересам общественного развития, общество имеет право внести соответствующие коррективы в практическую организацию своей государственности.

Однако история свидетельствует и о том, что занимая решающее место в политической системе общества, государство может поглотить не только эту систему, но и все общество. Собственно это и происходит в государствах с тоталитарным, фашистским или авторитарным режимом. Поэтому чрезмерное усиление государственного вмешательства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлению политической системы, беззаконию и произволу. Вот почему так важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его действия те общественные отношения, которые должны быть свободными от государственного регулирования, контроля и вмешательства.

Что же касается политических систем, основанных на классовом антагонизме, то в них наблюдается сращивание государства и политических организаций господствующих классов, которые действуют сообща. Им же противостоят их классовые и политические противники в лице своих организаций. Разумеется, между этими двумя полюсами имеются промежуточные слои, организации, занимающие нередко противоречивую позицию.

В заключение отметим, "что государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими "вещественными придатками" в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти Комаров С.А. Общая теория государства и права. С. 115.".

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственно-властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Государственный орган -- это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом.

Для органа государства характерно то, что он является политической организацией, т.е. наделен государственной властью. Отсюда вытекает наиболее существенный признак государственного органа -- наличие в его распоряжении полномочий государственно-властного характера. Содержание государственно-властных полномочий состоит, во первых, в издании от имени государства юридически обязательных актов, т.е. обязательных для исполнения теми, кому они адресованы; во-вторых, вправе государства на обеспечение реализации принимаемых актов путем применения от имени государства мер воспитания, убеждения и поощрения; в-третьих, в праве органов государства на осуществление от имени государства наблюдения (над вора) за исполнением требований юридических актов.

Характерным является то, что при осуществлении государственно-властных полномочий органы государства в целях защиты изданных ими правовых актов от нарушений в необходимых случаях применяют меры принуждения.

Таким образом, основные признаки органа государства выражаются в следующем:

а) орган государства это звено, часть государственного аппарата Административное право / Под ред. А.П. Коренева. М., 1986. С. 61.;

б) орган государства -- организация, ячейка общества, коллектив, определенным образом организованный Оболонский А.В. Человек в государственном управлении. М.,1987. С. 130--134.;

в) для органа государства характерно то, что он является организацией политической (наделенной государственной властью);

г) осуществляет от имени государства его задачи и функции;

д) обладает государственно-властными полномочиями;

е) имеет свою организованную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;

ж) образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

з) несет ответственность перед государством за свою деятельность.

В действующем законодательстве термины орган государственного управления и орган государства почти совпадают, однако, понятие органа государства более широкое в отличие от понятия: органа государственного управления.

Органы государственного управления (исполнительной власти), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Они осуществляют специфическую по-своему содержанию, формам и методам государственную деятельность -- государственное управление, являясь, таким образом, также органом управления. Каждый орган государственного управления, как и любой другой государственный орган, имеет свою организационную структуру, т.е. систему построения его внутреннего, или рабочего, аппарата, определяемую задачами органа, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, с помощью которой определяются его предметы ведения и полномочия. Их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами права.

Все органы государственной власти обладают правосубъектностью, которая определяется уставом или положением о том или ином органе.

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, уставах или положениях о том или ином органе.

3. Негосударственные организации в политических отношениях

Беларуси

На современном этапе в Республике Беларусь идет активный процесс формирования политической системы европейского типа. Свидетельством тому служит утверждение многопартийности, парламента, института президентской власти, принципа разделения властей, введение Конституционного суда, демократической по форме избирательной системы и т.д. Создаются определенные условия функционирования политических институтов, однако их работа пока еще не отмечается эффективностью. Важно также отметить, что участие масс в политике носит плохо организованный характер, политические события нередко происходят стихийно.

Что же не позволяет новым институтам власти и структурам политической системы эффективно работать? По мнению политологов, причина кроется в том, что в республике еще не созданы социокультурные предпосылки политики, отсутствует необходимая политическая культура и с этим нельзя не согласиться.

Политическая культура, складываясь под влиянием многогранной социальной и политической практики, дает знание законов и механизмов осуществления политики, формирует отношения человека к окружающей среде и политической жизни, способствует пониманию цели и содержания политики государства. Политическая культура способствует как единению, так и разъединению всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации. В этом заключается ее интегративная функция в обществе.

На функционирование политической системы слабое влияние оказывает политическое сознание, которое выражается в восприятии и осознании политических интересов и идей личностью, социальной группой, обществом в целом. Можно сказать, что на сегодняшний день в Республике Беларусь оно не стало активным началом в политике. А ведь политическое сознание людей должно опережать политическую практику, прогнозировать развитие событий. "Если же политическое сознание отражает социальную действительность в искаженном виде и если действующий субъект не считается с законами общественной жизни, а руководствуется только субъективными позициями и произвольными решениями, то это приведет к волюнтаризму.

Наши граждане, участвуя в выборах, не могут выбрать не только программу, отвечающую их интересам, но и определить свои интересы. Ими движут преимущественно политические инстинкты" Коновалов В. Некоторые проблемы становления политической системы в Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Мат. междунар. науч. Конф. "Современный политический процесс в Беларуси и перспективы ёеразвития" (г.Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994. 4.1. С.92-93.

Выход повышения уровня политического сознания и политической культуры политологи видят в расширении базы политического образования и просвещения.

Характеризуя политическую систему белорусского общества с правовой точки зрения, следует подчеркнуть, что в нее входят, во-первых, те структурные элементы, которые обладают властными полномочиями, и, во-вторых, те субъекты права, которые способны участвовать в определении содержания политики и в ее осуществлении. Под властью в этом случае мы понимаем непосредственную возможность структурного звена политической системы устанавливать общеобязательные нормы поведения и способствовать проведению их в жизнь.

Исходя из изложенных критериев и анализа действующего в настоящее время в Беларуси законодательства, в политическую систему нашей страны следует включать: суверенное государство Республики Беларусь, народ Республики Беларусь, нации и народности, проживающие на ее территории, органы государственной власти и управления любого уровня, население административно-территориальных единиц, общественные объединения и движения, граждан, трудовые коллективы Матусевiч А.В. Дзяржава у палiтычнай сicтэме //Асновы тэорыi дзяржавы: Вучэб. дапаможнiшк. Мн., 1995. С.74.

Вполне очевидно, что возможности перечисленных субъектов в политической системе общества различные. Поэтому для эффективности функционирования политической системы следует обратить серьезное внимание на научную разработку принципов взаимодействия ее элементов.

Проблема постоянного совершенствования взаимодействия субъектов политической системы в демократических государствах существовала и существует постоянно. Для Беларуси, в которой противостояние в обществе весьма заметно, она во многом должна сводиться к определению юридической значимости общественного мнения, способов его выявления и нахождения уровней, на которых это мнение должно или учитываться, или обязательно реализовываться.

В качестве примера можно обратиться к практике проведения митингов и демонстраций, "урожай" на которых был особенным в последние годы. Как правило, на всех многочисленных митингах обсуждались наиболее острые проблемы современного состояния белорусского общества. Однако юридическая значимость этих обсуждений практически равна нулю. Дело в том, что законодательством республики не предусмотрена необходимость рассмотрения соответствующим властным органом, обсуждаемых на митинге вопросов, обращений и резолюций с последующим ответом на них гражданам Беларуси через средства массовой информации, юридически не предусмотрено приглашение и обязательное участие в митинге представителей органов, имеющих отношение к обсуждаемым вопросам. Последнее снижает уровень выявления общественного мнения (воли граждан) и учета его в политической деятельности. А это, как следствие, не способствует созданию условий для разрешения конфликтных ситуаций между законодательно закрепленным общественным интересом и реальной волей тех или иных общностей, отдельных граждан.

Для недемократических режимов характерно преобладание государственных интересов и ограничение прав и интересов граждан. Демократическое государство становится выразителем воли большинства, его цель -- обеспечение прав и свобод граждан, создание условий для свободного и прогрессивного развития общества.

Однако в Беларуси, провозглашенной демократическим, социальным, правовым государством, практически нет механизмов, обеспечивающих выявление воли граждан, и поэтому любое решение государственных органов якобы отражает волю народа.

Известно, что демократия в Беларуси основана на непосредственных формах (референдум, выборы) и представительных (избрание депутатов). Практика же свидетельствует, что роль белорусских граждан, народа сводится лишь к формированию органов власти, "которые с момента избрания работают в полном отрыве от населения Матусевич А.В. Совершенствование механизма взаимодействия элементов политической системы в Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Матер, междунар. науч. конф. "Современный политический процесс в Беларуси и перспективы его развития" (г. Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994. 4.1. С.31.". Таким образом, можно согласиться с мнением известного специалиста в области изучения проблем развития политической системы белорусского общества доктора юридических наук А.В. Матусевича, который утверждает, что в стране сложилась ситуация "параллельных миров": государство не выявляет волю людей и, как следствие, не руководствуется ею, однако демагогически и декларативно выступает от его имени.

В контексте сказанного следует особое внимание обращать на такой важнейший элемент политических отношений, как гражданин Республики Беларусь. В конечном итоге именно от позиции людей зависит результат любого решения, а негативное отношение всех граждан к органам власти невозможно преодолеть ни принуждением, ни обещанием. Более того, сила народа может быть чувствительной даже в его бездействии.

Аналогично обстоит дело и в части взаимодействия государства с другими элементами политической системы, в том числе с общественными объединениями.

Нельзя не согласиться с политологами, которые утверждают, что в ближайшее время судьба белорусской многопартийности будет определяться двумя основными факторами. Во-первых, часть партий, не имеющих под собой социальной базы, которые создавались "под личность", еще некоторое время будут существовать в зародышевом состоянии, однако с течением времени окончательно отомрут по причине ненадобности. Этот процесс уже просматривается сейчас. Второй путь -- объединение.

Однако многопартийность в Беларуси все же имеет реальную почву. Она обусловлена, прежде всего, многоукладностью экономики, существованием и развитием различных форм собственности и связанными с ними различными экономическими интересами людей. Кроме того, значительно отличаются социальная, национальная и региональная структура общества, мировоззренческие позиции различных слоев и групп населения. Пытаться выразить все это многоголосие в политике одной партии -- задача не из легких. Только многопартийность создает возможность для плюрализма и борьбы мнений, что способствует выработке демократических, обоснованных решений и соответствующих акций.

Нормы законодательства, созданные в последние годы, в основном обеспечили независимость государственных органов от общественных объединений и движений, не создав механизма постоянного взаимодействия с ними.

Отсюда становится ясно, что проблемы с организацией, преобразованием, объединениями и расколами в партийной среде будут сохраняться до того времени, пока такое положение будет выгодно государству, пока оно будет подчинять деятельность партий собственной регламентации, а не естественным законам развития демократического общества.

Не последнюю роль в этом играет и отношение к партиям государственной элиты.

К сожалению, как видим, в стране пока не все политики желают осознавать, что партии являются неотъемлемым и весьма важным субъектом политической системы государства. Партии призваны выступать посредником между различными группами и социальными слоями граждан, быть механизмом общественного демократического управления государством. Только в этом случае стихийная борьба за государственную власть и ее использование получит законный характер и станет упорядоченной и организованной.

Вместе с тем в Конституции закреплено положение о том, что "демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений", "политические партии, другие общественные объединения... способствуют выявлению и высказыванию политической воли граждан, участвуют в выборах". Однако реализация этих норм осуществлена не полностью. Важнейшей проблемой является создание механизмов социального партнерства, взаимодействия не только между ветвями власти, но и властей со всеми другими субъектами политической системы Беларуси.

Таким образом, анализ состояния политической системы Беларуси позволяет сделать некоторые выводы и обобщения.

Во-первых, воля общественных объединений в политической системе общества должна сводится к следующему: общественные объединения создаются по инициативе граждан и функционируют во взаимодействии с государством для обеспечения плюрализма мнений в политической системе, представляя их различные интересы и требования; участвовать в формировании органов государственной власти, в процедурах принятия управленческих решений; самостоятельно организовывать свою деятельность в формах, определенных законодательством.

Во-вторых, для осуществления своей роли общественным объединениям необходимо: право объединений участвовать на любом уровне государственных структур в рассмотрении вопросов, отражающих их уставные цели и задачи; обязательность официального рассмотрения предложений и обращений общественных организаций; право обращений общественных организаций в судебные органы, в том числе Конституционный суд; необходим институт недепутатского представительства в органах государственной власти от общественных организаций с правом совещательного голоса; право на любую информацию, исходя из содержания целей и задач объединений и др.

Решение в правовом порядке поставленных вопросов позволит в определенной степени перейти к рациональному сотрудничеству вместо конфронтации между государством и общественными организациями.

В истории политических систем особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические.

Политическая система белорусского общества, как и большинство других политических систем, формально исключила церковь из своего состава. Произошло отделение государства от церкви. Государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику.

Однако мы должны отметить, что Беларусь является многоконфессийным государством.

Следовательно, связь государства с религиозными организациями имеет определенную специфику. Религиозные организации не решают государственных функций, однако имеют право участвовать в общественной жизни и использовать наравне с другими общественными организациями средства массовой информации. Кроме этого, религиозные организации не должны участвовать в деятельности политических партий и других объединений, которые ставят политические цели, не оказывать им финансовой и другой поддержки.

В местах богослужений не разрешается использование государственной символики, проведение собраний и митингов, а также других мероприятий политического характера.

Заключение

Таким образом, даже схематическое рассмотрение некоторых аспектов развития политической системы белорусского общества позволяет сделать определенные наблюдения и обобщения.

Во-первых, сегодня нужна не констатация всеобщей политизации народных масс, быстро снижающегося жизненного уровня народа, формирования качественно нового уровня гласности, плюрализма, многопартийности и т.д., а нужны аналитические материалы, раскрывающие причины негативных процессов, происходящих в обществе, практические рекомендации по их преодолению, разрешению конфликтов и противоречий.

Во-вторых, важно отметить, что политическая система развивается, и доминирующие тенденции этого процесса должны быть направлены на формирование основ правового государства, становление гражданского общества, демократизацию всех звеньев политической системы, что частично нашло и должно в последующем найти отражение в республиканском законодательстве.

В-третьих, к факторам, сдерживающим процесс развития политической системы, следует отнести то, что в нашем обществе не выкристализовались главные политические силы в лице авторитетных политических партий; политического веса в обществе большинство из них не имеет.

В-четвертых, не сформировалась социальная основа демократии в лице среднего класса с его политической субкультурой, традициями и типом личности, не создано гражданское общество.

Только с учетом критического усвоения теоретического политико-правового наследия, политического, законотворческого опыта, традиций народа возможно становление и развитие политической системы, ее функционирование в новых исторических условиях.

Стабильность демократического функционирования политической системы белорусского общества может гарантироваться только в том случае, если она будет основана на политической культуре компромисса. Главное - найти общие подходы к решению вопросов, в том числе затрагивающих конфликтные ситуации.

Список использованных источников

1. Административное право./под ред. Д.А. Гавриленко. Мн., 2002.

2. Административное право / Под ред. А.П. Коренева. М., 1986.

3. Ажгибкова Г.Н., Федорова Н.Н. Социальные основы политических систем. М.,1991

4. Борисов В.К. Теория политической системы. СПН., 1992.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1995.

6. Коновалов В. Некоторые проблемы становления политической системы в Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Мат. междунар. науч. Конф. "Современный политический процесс в Беларуси и перспективы ёеразвития" (г.Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994.

7. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. /отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996.

8. Матусевiч А.В. Дзяржава у палiтычнай сicтэме //Асновы тэорыi дзяржавы: Вучэб. дапаможнiшк. Мн., 1995.

9. Матусевич А.В. Совершенствование механизма взаимодействия элементов политической системы в Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Матер, междунар. науч. конф. "Современный политический процесс в Беларуси и перспективы его развития" (г. Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994.

10. Оболонский А.В. Человек в государственном управлении. М., 1987.

11. Основы теории политических систем.М., 1985.

12. Общая теория государства и права. /под общ. ред. А.Ф. Вишневского. Мн., 2000.

13. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова, М.: Мысль, 2000.

14. Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом //Государство и право. 1995.

15. Фарукшин М.Л. Политическая система общества. СПН., 1991.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.