p align="left">Протокол об административном правонарушении не оформляется и административное наказание производится без его составления в случаях когда, в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения, и лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него взыскание. В необходимых случаях на стадии возбуждения дела применяются процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К ним относятся (ст.27.1 КоАП РФ): доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр транспортного средства, вещей, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод и т.д. · Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: o составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; o составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении административного дела; o оформления предупреждения или наложения штрафа на месте совершения административного правонарушения в случаях, определенных законом; o вынесения определения о возбуждении административного дела при необходимости проведения административного расследования. Административное расследование проводится по целому ряду дел, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ (дела о нарушении антимонопольного, валютного, налогового, экологического законодательства, законодательства о нарушении правил дорожного движения и т.д.). Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается в виде определения (прокурором - в виде постановления) немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Оно не может превышать срок в 1 месяц. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, а по таможенным делам - на 6 месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела. Протокол об административном правонарушении и другие материалы направляются компетентному органу для рассмотрения в течение суток с момента его составления. Протокол по делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста, передается судье немедленно после его составления. 2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении является основной: именно на ней решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности. · Эта стадия включает 4 этапа: o а) подготовки дела к рассмотрению; o б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела; o в) вынесение постановления; o г) объявление постановления. · При подготовке дела к рассмотрению судья, должностное лицо выясняют: o относится ли дело к их компетенции; o имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ); o правильно ли составлен протокол и другие материалы дела; o имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; o достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; o имеются ли ходатайства и отводы. · При подготовке дела к рассмотрению разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости выносится определение. К ним относятся вопросы: o 1) о назначении места и времени рассмотрения дела; o 2) о вызове лиц, участвующих в деле, и об истребовании необходимых дополнительных материалов, о назначении экспертизы; o 3) об отложении рассмотрения дел; o 4) о возвращении протокола в орган или должностному лицу, которые представили дело для рассмотрения (например в случае его неправильного составления); o 5) о передаче протоколов и других материалов на рассмотрение дела по подведомственности. Дело об административном правонарушении рассматривается открыто по месту его совершения. По ходатайству нарушителя оно может быть рассмотрено по месту его жительства. Дела, связанные с проведением расследования, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дело должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок. В случаях, определенных законом, этот срок может быть продлен не более чем на 1 месяц. Дела, за которые предусматривается наказание в виде административного ареста, рассматриваются в день получения протокола и других материалов. · Порядок рассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом ряда последовательных процессуальных действий: o 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; o 2) устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела; o 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника; o 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении дела в отсутствии указанных лиц либо об отложении его рассмотрения; o 5) разъясняются права и обязанности участникам процесса; o 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; o 7) оглашаются протокол и иные материалы дела; o 8) заслушиваются объяснения нарушителей, показания других лиц, участвующих в процессе, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иные доказательства. Главная цель рассмотрения дела по существу - установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного наказания. · Для достижения этой цели юрисдикционный орган обязан выяснить: o было ли совершено административное правонарушение; o виновно ли данное лицо в его совершении; o подлежит ли оно административной ответственности; o имеются ли смягчающие или отягчающие обстоятельства; o причинен ли ущерб и каков его характер и размер; o иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. По итогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчисление сроков обжалования. По своей форме и содержанию постановление должно соответствовать ст. 29.10 КоАП РФ. В зависимости от результатов рассмотрения дела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ может вынести, например, такие постановления: а) о назначении административного наказания, б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Объявление постановления производится немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо в течение трех дней высылается указанным лицам. 3. Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра. КоАП РФ (ст. 30.1) устанавливает два способа подачи жалобы - административный и судебный. Административный порядок состоит в том, что жалоба подается по подчиненности, т.е. в вышестоящий орган. Такой порядок предусмотрен только для постановлений, выносимых единолично должностным лицом. Судебная процедура предусмотрена в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей, коллегиальным или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и в альтернативном порядке - для постановлений, вынесенных должностным лицом единолично. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд. Порядок административного судопроизводства по этим делам в общих и арбитражных судах регулируется КоАП РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Это судопроизводство имеет своим предметом спорные административно-правовые отношения и осуществляется в рамках административной юстиции. 4. Стадия исполнения постановления начинается с момента его вступления в законную силу. · Постановление вступает в законную силу: o по истечении срока, установленного для его обжалования (по общему правилу - 10 дней), если оно не было обжаловано или опротестовано прокурором; o после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение, в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано; o немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. Порядок исполнения постановлений, вступивших в законную силу, регулируется разделом V КоАП РФ. 6. Административная юстиция· Понятие административной юстиции · Понятие административного спора · Содержание и виды административных споров · Рассмотрение административных споров в судах общей юрисдикции · Производство по делам об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан · Производство по делам об оспаривании постановлений государственных органов и должностных лиц о назначении административных наказаний · Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме · Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов · Административная юрисдикция арбитражных судов · Процессуальные особенности разрешения административных споров в арбитражных судах Понятие административной юстицииТермин "административная юстиция" используется в двух основных значениях. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном порядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений. Административная юстиция в собственном смысле слова как деятельность специальных административных судов в России находится в стадии становления. Государственной думой принят к обсуждению проект Закона "О федеральных административных судах в РФ", внесенный Верховным судом РФ1. · Концепция этого закона исходит из принципа внутренней специализации судов общей юрисдикции и относит к федеральным административным судам: o Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ; o федеральные окружные административные суды; o судебные коллегии по административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, которые образуют по мере необходимости; o федеральные межрайонные административные суды. К подведомственности административных судов относятся административные дела, связанные исключительно с рассмотрением административных споров. Кроме того, в настоящее время научной общественностью обсуждается проект Кодекса административного судопроизводства, подготовленный рабочей группой во главе с Первым заместителем Председателя Верховного суда РФ В.И. Радченко. Административная юстиция в том виде, в каком она сложилась к настоящему времени в России, являет собой определенный механизм разрешения административных споров посредством общих и арбитражных судов, а также коллегиальных квазисудебных органов. Под квазисудебными органами в административном праве принято понимать юрисдикционные учреждения, которые действуют в рамках исполнительной власти и разрешают административные споры в как бы судебном порядке. Они не могут называться судом, поскольку являются неотъемлемой частью исполнительной власти и лишь в силу закона или иного нормативно-правового акта наделены правом осуществлять административную юрисдикцию. Юрисдикционные полномочия этих органов не относятся к судебной власти и называются как бы судебными, квазисудебными. Решения квазисудебных органов имеют некоторые признаки судебных решений, но не все. Разрешая административные споры, они не осуществляют правосудия, поскольку правосудие - это функция суда. Юрисдикция квазисудебных коллегиальных органов ограничена разрешением административных споров определенного вида.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|