реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные характеристики государства

реферат
эпоху позднего средневековья при определенных условиях (равновесии сил двух господствующих классов) возникают и абсолютные монархии. Например, в России при Петре I, который в начале XVIII в. был провозглашен первым русским императором - самодержцем, началась эпоха самодержавия, закончившаяся в первой четверти XX в.

После буржуазных революций в ряде стран на смену абсолютным монархиям пришли ограниченные конституционные монархии, где наряду с главой государства (монархом) существует другой высший орган (например, парламент). Среди ограниченных монархий различают дуалистическую и парламентскую монархии. Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти (он формирует правительство, т.е. назначает и смещает министров по своему усмотрению и они несут перед ним ответственность). При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей (депутатов), который выражает интересы буржуазии и других слоев населения. В современном мире эта монархия почти не встречается (примером могут служить Марокко, Иордания).

Парламентской называется монархия, при которой монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен и это юридически закреплено в Основном Законе (Конституции). Даже если монарх назначает министров, то они несут ответственность перед парламентом и зависят от его вотума доверия. Таких монархий много в современном мире: это Япония, Швеция, Бельгия, Великобритания и др. В Великобритании нет писаной Конституции как единого правового акта, но действуют иные законы, ограничивающие власть королевы, почему и говорят, что "королева Англии царствует, но не правит". При такой форме правления монарх является главой государства, символом единства нации, народа, государства, обеспечивая стабильность общества, выполняет представительские функции.

Второй основной формой правления является республика (от латинского геs рublicа - общественное дело). Республикой называется форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом. В республиках, в отличие от монархий, государственная власть не обожествляется, в них господствует идея формального равенства всех граждан и их объединения в государстве, обеспечивающем компромиссы между различными интересами и порядок. Теоретически в республике на любые должности может быть выдвинут любой гражданин из тех, кто не ограничен в своих правах по закону (например, отбывает уголовное наказание за преступление). В древние века существовали античные рабовладельческие республики двух видов: демократическая (Древняя Греция), где все граждане (рабы таковыми не являлись) допускались к участию в выборах представительных органов государственной власти и аристократическая (Древний Рим), особенность которой заключалась в том, что в выборах принимало участие только привилегированное меньшинство.

В средние века республики встречались редко и лишь в виде свободных городов-республик (например, на Руси Новгород и Псков).

Наибольшее распространение республиканская форма правления получила после буржуазных революций. В современном мире существует две основные разновидности республики: президентская и парламентская. Для президентской республики (например, США) характерно, что президент, избираемый коллегией выборщиков (или непосредственно народом) на определенный срок, является главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует, т.е. назначает и смещает министров по собственному усмотрению. Правительство несет ответственность перед президентом. Парламент не осуществляет контроля за деятельностью правительства. Президент обладает также рядом других властных полномочий, например, является верховным главнокомандующим. Законодательная власть в президентской республике осуществляется коллегиальным органом - парламентом, избираемым населением на определенный срок. Президент не вправе распустить парламент. А парламент может досрочно отстранить президента от должности (процедура отстранения называется импичментом), только если он нарушит Конституцию или совершит преступление.

Парламентская (парламентарная) республика (например, Германия, Италия) характеризуется тем, что президент, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другим должностным лицом - премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и следовательно, большинство мест в парламенте. Ответственность правительство несет перед парламентом, имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительства в отставку. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.

Встречаются также смешанные республиканские формы правления, сочетающие в себе черты и президентской, и парламентской республики. К таким относится, например, Франция. Конституция Российской Федерации также устанавливает смешанную президентско-парламентскую форму правления в России.

Форма государственного устройства

Иногда, понятие "государственное устройство" употребляется в широком смысле, им пытаются охарактеризовать государственный строй той или иной страны в целом, связать с политическим устройством государственной власти, для чего используется термин "политико-территориальное устройство государства".

Говоря о государственном устройстве, мы выясняем вопрос, о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, т.е. из каких частей состоит государство, каким образом оно осуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношений между центральной и региональной властью государстве.

С юридической точки зрения государственное устройство (национально-государственное, национально-территориальное) нередко используется для характеристики политико-территориальной и административно-территориальной организации государства, определения соотношения государства в целом с его составными частями (штатами, административно-территориальными единицами, автономными образованиями).

Государственное (национально-государственное, территориально-государственное) устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; нормы, правовую и политическую практику, устанавливающие способ государственного (национально-государственного, территориально-государственного) устройства (унитаризм, федерализм, автономию, виды административно-территориальных единиц); нормы, правовую и политическую практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями, между унитарным государством и административно-территориальными единицами); нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей.

Нельзя не учитывать то обстоятельство, что при наличии одной и той же сущности государства ему может быть свойственна различная форма государственного устройства. Так, в США федеративная организация государственной власти, а во Франции - унитарная. Но по своей сущности они фактически одинаковы. Постигнуть сущность государственного устройства - это значит понять ту форму общественных отношений, которая непосредственно определяет его. Причем сущность государства и сущность его устройства - категории далеко не совпадающие, разные.

При рассмотрении государства как системы на первый план выступают вопросы построения, компетенции и процедуры деятельности органов государства (аппарата), разделения власти; юридического оформления порядка работы составных частей "правительственной машины", контроля общества над нею и т.п. Рассматривая государство как территориальную систему, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью применения методов политической и правовой системотехники, в том числе при моделировании организации территории, при рассмотрении самой территории как системы.

Территориальная организация государства может пониматься в двух значениях. Во-первых, под территориальной организацией понимается само государство как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу.

Во-вторых, под территориальной организацией государства понимается организация его территории, определение его составных частей и система взаимоотношений между ними.

Форма государственного устройства - категория качественно-самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Государства с республиканской формой правления могут быть как (унитарными, так и федеративными).

По форме устройства все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство - наиболее распространенная форма устройства современных государств. Термин "унитарное" имеет латинское происхождение от слова "унус" - единый, один. Поэтому унитарное государство - это единое, (цельное государство, не имеющее внутри себя каких либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, самостоятельности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному принципу.

В унитарных государствах действует единая система центральных и местных органов власти, поэтому в них существует единый центр власти.

На территории унитарного государства действует единая конституция и соответственно существует единая система законодательства. У них единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации властных, экономических, финансовых и др. ресурсов в руках центральных органов власти. Она более Удобна для управления, поскольку административно-территориальные единицы не обладают самостоятельностью и подчинены непосредственно центру. Решения центральных органов Власти действуют напрямую, минуя федеративный барьер, виде субъекта федерации.

В настоящее время в мире существуют довольно разнообразные унитарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.

В централизованных государствах местное самоуправление в правах существенно ограничено или они вообще отсутствуют.

В децентрализованных органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно (избираются непосредственно населением, имеют свой бюджет, принимают самостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т.д.).

Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (районов, городов), а сложные имеют в своем составе так называемые административные автономии. Например, Дания имеет в своем составе Фарерские острова, Гренландию, которые пользуются правами, близкими к правам субъектов федерации, но, тем не менее, Дания - это унитарное государство.

Федеративное государство - это всегда сложное государство, состоящее из нескольких государственных образований (не государств, а именно государственных образований).

Федерация - это союз, объединение (лат.), части которых обладают элементами государственности, определенной политической самостоятельностью. Мировая практика знает договорные, конституционные, договорно-конституционные модели федераций, а исторический опыт показывает, что существование федераций, появление федеративных государств объясняется необходимостью совершенствования в основном внутригосударственных отношений, вызывается потребностями повышения эффективности государственного управления.

При создании федеративных государств всегда решается вопрос о передаче федеральному центру определенных экономических, политических, управленческих полномочий и в первую очередь тех, которые федеральная власть сможет решать более успешно, чем это делали бы субъекты федерации каждый в отдельности. Одновременно решается и вопрос о том, какие полномочия сохранить за субъектами федерации, а какие им рациональнее решать совместно с центром.

Федерации обладают рядом присущих им общих признаков:

субъекты, входящие в федерацию, обладают элементами государственности, в частности имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы власти, государственные символы и т.д.;

федеральный центр имеет высшие (общефедеральные) властные органы (парламент, правительство, высшие судебные органы), решения которых по предметам их ведения имеют общеобязательное значение для субъектов федерации;

территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов федерации, т.е. территория федерации - это территория ее субъектов;

может быть двойное гражданство (общефедеральное и гражданство какого-либо из субъектов федерации);

федеральный парламент имеет две палаты, одна из которых должна представлять интересы субъектов федерации;

имеется два вида законов - законы общефедеральные и законы субъектов федерации;

существует двойная система налоговых потоков (федеральному центру и субъектам федерации).

Практика федеративного строительства (создания и функционирования федераций) выработала следующие основные способы распределения полномочий (интересов) центра и субъектов федерации:

определяется исключительная компетенция федеральной власти;

устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации;

определяются вопросы, относящиеся к совместному ведению (совместная компетенция) центра и субъектов федерации.

Федеративное государство - это союзное государство, составные части которого обладают определенной политической самостоятельностью. Образуются федерации несколькими путями. Это может происходить путем объединения независимых государств в результате договора о создании объединения. Или же в результате присоединения каких-либо новых территорий к государству с наделением или сохранением за ними признаков самостоятельной государственности. Еще союзное государство может возникнуть из унитарного государства в том случае, если автономные или административно-территориальные единицы в результате повышения их статуса стали обладателями определенной политической самостоятельности.

Федерации строятся либо по национальному (СССР), либо по территориальному (США) признакам. А, к примеру, в составе РФ присутствуют и субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).

Политический режим

Политический режим - это "правила и цели политического взаимодействия", совокупность основных приемов, средств и способов осуществления политической власти. Это система характерных для определенного типа государств политических отношений, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры.

Политический режим соотносится с понятием "политическая система общества". Политические партии определяют для себя цели, тактику, стратегию, решают, с какой из партий вступить в союз для формирования правительства, когда его поддержать, когда нет - это относится к политическому режиму, политической системе.

Политический режим, как уже отмечалось, теснейшим образом связан с политической системой. Он характеризует весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и осуществлении политической власти. Исходя из политического режима, судят о реальной картине политического устройства общества, о характере политических взаимоотношений между субъектами.

Субъектами политической власти выступают, в частности, органы местного самоуправления, которые согласно ст.3 п.2 ст.12 Конституции РФ являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти.

Понятие "политический режим" включает следующие качественные признаки:

степень участия народа в формировании политической власти, а также сами способы такого формирования;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

гарантированность прав и свобод личности;

характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;

степень реализации политической власти непосредственно народом;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности деятельности государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Заключение

Государства существуют и функционируют в различных условиях. Отмеченное многообразие государственности связано не только с различными социальным содержанием государства, особенностями национального состава, быта, общественной психологией, традициями и другими факторами самобытности народов. Оно обусловлено также поисками таких моделей, которые обеспечивают более совершенное государственное руководство обществом, достижение лучших результатов с меньшей затратой "управленческой энергии", оно вызвано необходимостью полнее учесть в формах государственности особенности народов, их бытия.

Новые государственные формы возникают на базе неизвестного раннее явления - интеграции государств. Она обусловлена различными причинами, в том числе задачами полнее использовать требования научно - технической революции для повышения благосостояния человечества, выравнивания условий жизни, требованием вместе идти по пути социального прогресса, необходимостью поднять оставшиеся народы до более высокого уровня развития. Она протекает еще в выборочном порядке, многие народы не хотят поступаться своим благополучием, но интеграция развивается в самых различных формах. На этой основе возникают государственные формы, неизвестные ранее: союзы, содружества, сообщества государств.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. - М.: Юриспруденция, 1999.

2. Радько Т.Н. Теория государства и права, - Москва, ПРОСПЕКТ 2010

3. Четвернин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства. - М.: Дело, 1997. - 120 с.

4. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 398с.

5. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения: Учебный курс. - М.: Артикул, 1997. - 352 с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.