p align="left"> Защита прав взыскателя и должника при совершении исполнительных действий допускается способами, предусмотренными статьями90 и 91 закона, а именно: - путём подачи жалобы взыскателем или должником на действия либо бездействие судебного пристава - исполнителя по исполнению исполнительного документа (п.1 ст. 90 закона), - путём подачи взыскателем либо должником иска о возмещении вреда, причинённого судебным приставом - исполнителем гражданам и организациям (п.2 ст. 90 закона), - путём подачи взыскателем иска к организации о взыскании с неё подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по её вине организации (ст.91 закона). Способом защиты прав лиц, которые не являются сторонами исполнительного производства, в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание при совершении исполнительных действий, является согласно статье 92 закона РФ «Об исполнительном производстве» освобождение имущества от ареста или исключении его из описи. Кроме того, в случае причинении им вреда при совершении исполнительных действий, им принадлежит такой способ защиты нарушенных гражданских прав, как возмещение причинённого вреда. Основным способом защиты прав сторон в исполнительном производстве является обжалование действий либо бездействия судебного пристава - исполнителя. В соответствии с положениями ст. 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве» объектом обжалования являются как действия судебного пристава - исполнителя, так и отказ в совершения действия. При этом не имеет значения, каким распорядительным документом оформлены действия судебного пристава-исполнителя: постановлением, в том числе утверждённым старшим судебным приставом-исполнителем, либо в иной форме. По таким жалобам возникает вопрос о компетенции судебных органов. 18. Правопреемство и соучастие в исполнительном производстве Соучастие в исполнительном производстве возникает на основании требований, вытекающих из солидарных обязательств, а также в результате правопреемства, наступившего в стадии исполнения решения. Возникает данный вид соучастия, когда имеется несколько наследников одной очереди. В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон судебный пристав - исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Правопреемство - это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее не участвовавшему в исполнительном производстве.25 Правопреемство в соответствии с данной статьей возможно в течении всего исполнительного производства: с момента его возбуждения до его окончания по основаниям, указанным в ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Суд и судья являются основными субъектами исполнительного производства и играют важную роль в процессе принудительного исполнения. Это связано с тем, что, во - первых, значительная часть исполнительных документов представляет собой судебные акты. Во - вторых, судебный контроль за производством принудительного исполнения исполнительных документов является самым действенным и эффективным, т. к. суд - это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный ( ст. 1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»26 ). 19. Представительство в исполнительном производстве, виды представителей, их полномочия Под представительством в исполнительном производстве следует понимать деятельность одного лица (представителя), осуществляемую на основании предоставленных ему полномочий в исполнительном производстве от имени и в интересах другого лица (представляемого) в целях защиты его прав, а также для оказания представляемому помощи в реализации им своих прав при исполнении исполнительных документов судебным приставом-исполнителем. Необходимость в представительстве в исполнительном производстве обусловлена различными обстоятельствами, в том числе объективного характера. Так, не все стороны, участвующие в исполнительном производстве, обладают дееспособностью (несовершеннолетние, лица, признанные судом недееспособными, не могут лично вести свои дела в исполнительном производстве - они участвуют через представителей). Представительство в исполнительном производстве допускается при исполнении как судебных актов, так и актов других органов. Для выполнения поставленных задач представитель вступает в различные отношения с судебным приставом-исполнителем. Эти отношения регулируются нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве". Отношения же, возникающие между представителем и представляемым, регулируются нормами материального права (гражданского, семейного, трудового и др.). Так, отношения, возникающие из договора поручения, являются гражданско-правовыми, отношения между родителями и детьми - семейно-правовыми. Представителем в исполнительном производстве может выступать только дееспособное физическое лицо (гражданин). Представитель в исполнительном производстве всегда выступает от имени представляемого. Формула "выступление от имени представляемого" означает правомерные действия представителя в исполнительном производстве, совершаемые в пределах его полномочий по отношению к судебному приставу-исполнителю и направленные на получение определенных правовых результатов для представляемого. Через представителей в исполнительном производстве могут выступать граждане и организации. Полномочия представителей, выступающих в исполнительном производстве на основании договора, юрисконсультов, других работников организаций, работников юридических фирм, юридических кооперативов и др., должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с Законом. Доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются в нотариальном порядке. Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем соответствующей организации. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Законные представители - родители, усыновители, опекуны и попечители представляют судебному приставу-исполнителю документы, удостоверяющие их полномочия. Родители, усыновители представляют судебному приставу-исполнителю паспорт или свидетельство о рождении ребенка, опекуны и попечители решение органа местного самоуправления о назначении их опекунами или попечителями. Для законных представителей не требуется представления доверенности. Лица, которые не могут быть представителями (ст. 36). Представителями в исполнительном производстве не могут быть лица, не достигшие возраста 18 лет или состоящие под опекой или попечительством. Судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда не могут быть представителями в исполнительном производстве. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратур или как законные представители. 20. Понятые в исполнительном производстве, требования предъявленные к понятым Слово «понятой» у большинства ассоциируется с уголовным процессом, раскрытием преступлений. Вместе с тем, понятые привлекаются к участию в процессуальных действиях налоговыми, таможенными и многими другими государственными органами. В обязательном порядке понятые сопровождают судебного пристава при совершении ряда важных и затрагивающих имущественные права сторон исполнительных действий, а именно связанных с: -- вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами, либо принадлежащих должнику или другим лицам; -- осмотром; -- арестом; -- изъятием и передачей имущества должника; -- выселением должника; -- вселением взыскателя в случае воспрепятствования должником исполнению решения. Количество понятых при совершении исполнительных действий не может быть менее двух. Проблемы с привлечением понятых усугубляются еще и тем, что лицо, привлекаемое в данном качестве, должно соответствовать определенным требованиям, а именно быть: -- полностью дееспособным гражданином; -- достигшим 18-летнего возраста; -- не заинтересованным в результатах совершения исполнительного действия; -- не состоящим в родстве, подчиненности или подконтрольности с другим понятым или с участниками исполнительного производства. 21. Участие переводчика в исполнительном производстве При совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть дееспособный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода. Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению. Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий. В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. 22. Участие специалиста в исполнительном производстве В качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление. Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава-исполнителя, отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать техническую помощь. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, установленных настоящей статьей, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. 23. Организация деятельности службы судебных приставов «ФЗ о судебных приставов». Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах. Руководитель федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (главный судебный пристав Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. 24. Права и обязанности судебных приставов Судебный пристав-исполнитель имеет право вызывать граждан и должностных лиц по находящимся у него на исполнении исполнительным документам как в подразделение судебных приставов к своему месту службы, так и к месту совершения исполнительных действий. При уклонении вызываемого от явки судебный пристав-исполнитель выносит постановление о его приводе Ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве".. Судебный пристав-исполнитель имеет право требовать предоставления объяснений, выдачи справок, давать указания гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, о выполнении конкретных действий. Судебный пристав исполнитель в соответствии со ст.29, 31, и 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обязан предоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства или снять с них копии. Он должен подготовить выписки документов, разъяснить сторонам их права и обязанности, сроки и порядок обжалования ими действий судебного пристава-исполнителя, рассмотреть их заявления и ходатайства. Судебный пристав-исполнитель обязан взять самоотвод, если к этому имеются основания, предусмотренные законом. Приняв исполнительный документ и возбудив исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель для облегчения своей работы должен составить план дальнейших действий, согласовав его при необходимости со страшим судебным приставом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|