p align="left">Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собст-венности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая не конституционность применяемых против него за-кона или действий. Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права частной собственности. При чрез-вычайных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности ( реквизиция ) по решению государственных органов ( ст.242 ГК РФ ), воз-можна конфискация в административном порядке ( ст.243 ГК РФ ), но в любом случае преду-смотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственно-сти. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд в соответствии со ст.46 Конституции РФ. Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве. Гарантией права частной собственности является также право наследования. Граждан-ский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к на-следникам по закону или по завещанию. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права социалистической собственности, в особенности государственной, собственности со-гласно ч.2 ст.8 Конституции права собственности всех субъектов (носителей ) этого права за-щищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права. Отдельно закреплено в Конституции РФ право частной собственности на землю (ст.36). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям. Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и землях, являющихся собст-венностью субъектов Федерации. Их правовое положение уже частично урегулировано такими правовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах природных ресурсов, который должен быть затем принят в виде закона. В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не связыва-лось с иными формами собственности, кроме государственной, действующая Конституция до-пускает возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы. Признание этого права - непременное условие демократической рыночной экономики, именно поэтому оно встречало и поныне встречает сопротивление политических сил, стремя-щихся сохранить свою опору в старой системе землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в России уникальной ситуации, которая состоит в том, что, не-смотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной собствен-ности на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты должны быть признаны недействительными. Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и дру-гими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нано-сит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Есть, сле-довательно, только два конституционных ограничения права частной собственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта свобода весьма относительна, ибо в этой же статье Конституции говориться, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.3 ст.35 ). Поэтому как владение, так и распоряжение землей регулиру-ются многими актами временного значения. Так, Указ Президента Российской Федерации об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении зе-мельной реформы от 16 декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельным участком под уг-розой штрафа сопровождалось его рациональным использованием. Другой акт аналогичной юридической силы - Указ Президента РФ о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 25 января 1999 г.) представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать зе-мельный участок в качестве взносов в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, то-вариществ, кооперативов. В то же время при продаже земельных участков, используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа исполнительной власти субъекта Федерации. Следующая категория - это трудовые права и свободы. Эта группа прав и свобод (ст.37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых. Итак: Трудовые права и свободы Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве консти-туции мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России имми-грантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и инте-ресы. Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве. Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Чело-век вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к администра-тивной ответственности за так называемое "тунеядство", бродяжничество (бомжи) и т.д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых усло-виях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекаю-щих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Прину-дительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда №29 (1930 г.), а также Кодексом законов о труде РФ (ст.2 ). 25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания исключено такое наказание, как перевод на ниже-оплачиваемую работу или смещение на низшую должность. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность. Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным поврежде-нием здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Действуют также Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, принятые 6 августа 1993 г., и ряд других нормативных актов. Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, от-ношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить эко-номическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бес-платно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего за-работка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бес-платного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, ком-пенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы пре-дусмотрены Законом о занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996 г. Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забас-товка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании ра-ботников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматри-вается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде от-раслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоро-вью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях мо-жет только суд. Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда). Конституция гарантирует установление федеральным законом про-должительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней). Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается сокращенная продолжитель-ность рабочего времени без уменьшения заработной платы. Законом установлены все преду-смотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты. "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" от 19 декабря 1966 г. предусматривает, что участвующие в пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права. Имеющиеся в КЗоТе РФ и в ст. 25 Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" основания для увольнения государственного служащего, оказавшегося неспособным к выполнению своих трудовых обязанностей, являются необходимыми и достаточными для прекращения с ним трудовых отношений. Оставление такого пресловутого основания, как достижение предельного возраста, является совершенно излишним. Неконституционное положение КЗоТа, повлекло нарушения конституционных прав и свобод граждан и блокирование принципа верховенства и прямого действия Конституции России. Предельные возрастные сроки не только нарушают права граждан, замещающих должности государственных и муниципальных служащих всех уровней, но и препятствуют надлежащему исполнению органами, где они работают, своих прямых обязанностей. Опытные и квалифицированные служащие, если они достигли рокового 65-летнего возраста, увольняются, хотя многие из них могли бы продолжить свою порой совершенно безупречную службу. Другой не менее важной категорией прав и свобод человека является защита материнства, детства и семьи. Всеобщая декларация прав человека констатирует: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства" (ч.3 ст.16 ).из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|