Основные понятия и функции государства и права
Федеральное агентство связи Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики" Кафедра КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Самара 2006 Содержание - 1. Государство и право. Их роль в жизни общества
- Понятие и происхождение государства. Функции государства
- Понятие права, его социальное назначение
- Взаимосвязь государства и права
- Выделяют три основные формы права
- Виды нормативных актов. Законы и подзаконные акты
- 2. Основные правовые системы современности
- Понятие правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Правовая семья англо-саксонского общего права
- Мусульманское право (семья исламского права)
- 3. Система российского права. Отрасли права
- Понятие и структурные элементы системы права
- Отрасль права. Характеристика основных отраслей права в России
- Защита прав потребителей по российскому законодательству
1. Государство и право. Их роль в жизни обществаПонятие и происхождение государства. Функции государстваПравильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как он развивалось и каким стало в действительностиИзучение основ государства и права следует начать с рассмотрения вопросов о понятии государства и его социальном назначении. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права, которые появились на определённой ступени развития человечества. История современного кроманьонского человека насчитывает около 40 тыс. лет. А первые государственные образования возникли 5 тыс. лет назад. Десятки тысяч лет человеческое общество существовало, не зная государства и права. Этому периоду соответствовали другие формы организации общества.Родовая община - первичная ячейка организации первобытного строя, которая характеризуется:1. кровным родством;2. совместным коллективным трудом;3. общественной собственностью.Общественная собственность и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Власть в первобытном обществе - это ещё не государственная власть. Её особенность - отсутствие особого аппарата управления и принуждения. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания защитникам рода, традиций и долга продолжения рода. На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становится прочной привычкой, потребностью каждого члена рода.Избранные представители родовой власти (старейшины и военные вожди) не обладали никакими привилегиями и не располагали специальными средствами и органами принуждения. Их власть опиралась лишь на личный авторитет, поскольку соплеменники, избрав наиболее мудрых, опытных, знающих родовые обычаи и запреты, в большинстве своём добровольно подчинялись их распоряжениям, ибо только так общество могло выжить в суровых условиях жёсткой борьбы за своё существование.С течением времени в первобытном обществе происходят процессы, которые постепенно привели к смене родовой организации государственной властью и возникновению государства.Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.Существуют различные теории, по-разному трактующие возникновение государства.1. Теологическая теория, согласно которой источником государственной власти является божественная воля. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми", "Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу". В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79
|