реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные направления в организации мер противодействия организации (содержания) притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ

реферат
p align="left">Прежде чем говорить о конкретных мерах противодействия организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, необходимо определиться в концептуальном плане в отношении противодействия наркомании. Л.И. Романова классифицирует существующие национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков. Сюда входит и лечение, и реабилитация наркоманов от болезненной зависимости [32. С. 248-249].

Первая группа -- «группа жесткой политики». Правительства таких стран ведут борьбу с незаконным оборотом наркотиков самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К таким странам относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан. Указанный подход разделяется и некоторыми российскими авторами [26. С. 95].

Вторая группа -- «группа жесткого контроля». Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противодействие наркомафии, но крайние меры не принимаются (США, Великобритания, Франция). В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения. Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощной информационно-пропагандистской кампанией, направленной на наиболее уязвимые категории населения -- безработных, учащихся школ и студентов. Это связано главным образом с осознанием того, что наркомания несет гигантские потери для общества -- ежегодно ущерб от нее составляет примерно 150 миллиардов долларов.

Третья -- «либеральная группа». Наиболее известным ее представителем является Голландия, а также Швейцария.

Так, начиная с января 1994 года, в Швейцарии проводится научный эксперимент, в рамках которого ограниченное число наркоманов получает героин в виде инъекций в сочетании с приемом метадона. По инициативе движения «Врачи без границ» больным бесплатно раздаются новые шприцы в обмен на использованные. Отмечено некоторое сокращение смертности среди наркоманов. Результаты реализации проекта, продолжительность которого рассчитана на три года, должна оценить Всемирная организация здравоохранения. Но в настоящее время подавляющее большинство населения Швейцарии на проводимом референдуме о дальнейшей легализации наркотиков высказалось категорически против этого решения.

В Голландии, например, пошли по пути легализации потребления так называемых «легких» наркотиков, в частности марихуаны и гашиша. Аналогичное положение сложилось и в ряде других европейских стран. Однако уже сейчас эксперимент, проводимый в Швейцарии и Голландии, имеет и ярко выраженную негативную сторону. Сюда, как пчелы на мед, стали слетаться наркоманы, торговцы и прочие распространители наркотической отравы. По поводу подобной политики высказывается мнение, что Голландия, в первую очередь Амстердам, превратилась в «наркотическую яму Европы».

Само же голландское правительство считает, что их страна имеет свои особенности, которые позволяют ей своим же путем бороться с наркоманией. В частности, в стране нет собственных «сырьевых запасов» и баз для производства наркотиков. В то же время здесь существует немало возможностей для обеспечения эффективного контроля за наркоманами и создания мощной системы благотворительности, медицинской помощи и реабилитации нуждающихся. «Но не всем государствам подходит опыт Голландии», -- пишет Л.И. Романова.

С ней консолидируются и другие. «Хорошо известно, что переход к тяжелым наркотикам происходит чаще всего через привыкание к легким. Это лишь одна из стадий, и многие употребляющие легкие наркотики на ней не останавливаются. В российских условиях -- это совершенно недопустимая инициатива и надо ей всячески препятствовать», -- отмечает В.Черкесов [38. С. 20] .

К числу мер, носящих опосредованный по отношению к рассматриваемому деянию характер, следует отнести:

1. Предупреждение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

2. Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией.

3. Организационное обеспечение.

Содержанием первой группы мер является:

- создание межведомственной информационно-аналитической службы, обеспечивающей оперативный сбор информации о масштабах незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и наркомании;

- проведение необходимого анализа и представления соответствующим ведомствам предложений и рекомендаций по определению групп потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, медико-юридическое обоснование по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, и проведение комплекса профилактических мероприятий;

- организация подготовки специалистов из числа педагогов, работников медицинских, социально-психологических и правоохранительных служб для выполнения профилактической работы с группами повышенного риска, разработка организационных форм их привлечения к этой деятельности и материальной заинтересованности;

- изучение накопленного в стране и за рубежом опыта школьного, дошкольного и семейного антинаркотического воспитания и с учетом его осуществления поэтапного формирования и реализации соответствующих научно обоснованных программ;

- формирование основных направлений участия средств массовой информации в вопросах антинаркотической пропаганды, формирование методик и тактики сотрудничества с ними по вопросам профилактики наркомании, организация систематического анализа эффективности соответствующих программ;

- разработка и последовательное осуществление мероприятий по организационному и финансовому содействию психопрофилактической работы с населением, поддержка общественных объединений, занимающихся пропагандой здорового образа жизни.

В настоящее время, в России менее 200 центров, специализирующихся на лечении от наркомании. Если иметь в виду, что у нас только на наркологическом учете состоят около 600 тысяч человек, а неучтенных -- от 3,0 до 3,5 миллионов человек, существующая сеть не адекватна [38. С. 21]. На данный момент в девяти лечебных исправительных учреждениях проходили лечение около 120 тысяч осужденных. Серьезной проблемой является лечение наркоманов, совершивших административные правонарушения и уклоняющихся от добровольного лечения.

В научной литературе на сей счет высказываются конкретные предложения, суть которых сводится к созданию центров социальной и медицинской реабилитации (по типу лечебно-трудовых профилакториев) [20. С. 79] .

Среди других мер по оптимизации лечения и социальной реабилитации больных наркоманией следует назвать:

- совершенствование организации наркологической службы с учетом подхода к наркомании и токсикомании как социально опасным заболеваниям;

- создание специальных подразделений наркологической службы по работе с подростками и молодежью;

- подготовка предложений по укреплению кадровой, финансовой и материально-технической базы исследований, проводимых в области наркологии, психического здоровья и смежных с ними направлений, обеспечение многосторонности и скоординированности этого процесса;

- образование государственного фонда социальной поддержки и реабилитации наркоманов, обеспечение условий для благотворительной деятельности в пользу такого фонда;

- создание лечебно-реабилитационной службы; организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала, в том числе психиатров-наркологов, социальных работников и социальных педагогов;

- создание организационных структур для психопрофилактической работы с семьями и родственниками больных наркоманией, широкое привлечение их к участию в реабилитационной работе;

- обеспечение разработки и производство или целевая закупка новых лекарственных препаратов для лечения наркомании, в первую очередь препаратов направленного действия, а также производство либо целевые закупки современного оборудования для наркологических учреждений.

Организационное обеспечение включает в себя:

- выработку и скоординированное проведение политики правительства и соответствующих административных органов в области контроля за наркотическими средствами и психотропными веществами и злоупотребление ими;

- подготовку решений правительства в этой области как на национальном, так и на международном уровнях;

- распространение информации по профилактике наркомании, а также по эпидемиологическим, статистическим и другим организационно-научным исследованиям;

- распределение целевых бюджетных средств, выделяемых на борьбу с наркоманией, между заинтересованными министерствами, а также субсидий, предоставляемых для этих целей неправительственными организациями;

- ежегодное представление Президенту РФ доклада, раскрывающего положение в области спроса и предложения наркотиков в стране и содержащего рекомендации, способные содействовать борьбе с наркоманией.

Создание Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в 2004 году является хорошей основой для решения задач, названных выше. На ФСНК РФ возложены регулирующие и правоохранительные функции государства в сфере легального оборота наркотиков, функции по профилактике наркомании.

Изучение вопроса противодействия наркопритоносодержанию позволило установить наличие практики возбуждения уголовных дел в отношении неустановленных наркосбытчиков по фактам незаконного хранения или приобретения наркотиков. Это приводит к снижению активности органов внутренних дел (в первую очередь, милиции общественной безопасности) в выявлении наркопритоносодержателей.

Неустановление вышеуказанной причины обусловливает отсутствие должного внимания к выявлению лиц, незаконно хранящих или приобретающих наркотики в основном для личного потребления, что, в свою очередь, негативно сказывается на пресечении преступной деятельности наркосбытчиков и на раскрытии имущественных преступлений, многие из которых совершаются именно потребителями наркотиков, а следовательно, на борьбе с преступностью в целом.

Существенным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов исполнительной власти всех уровней, в том числе и правоохранительных органов страны, остается ее недостаточное ресурсное обеспечение. Штатная численность службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (в 1,2 и 1,3 раза) значительно отстает от показателей, предусмотренных нормативными актами.

Несмотря на начатую в рамках федеральных антинаркотических программ работу по укреплению материально-технической базы территориальных подразделений ФСНК РФ, пока что они обеспечены различными техническими средствами (компьютерной техникой, средствами связи, фото-, видео-, аудиозаписывающими устройствами и т.д.) менее, чем на 20% от табельной положенности. Постоянно ощущается нехватка наркотестов, необходимых для производства экспресс-анализа изымаемых веществ.

Активизация работы по указанному направлению невозможна без сосредоточения усилий подразделений ФСНК РФ и других правоохранительных органов на выявлении всех звеньев наркогруппировок - от изготовителей до распространителей и потребителей. По каждому факту обнаружения и изъятия наркотических средств и психотропных веществ необходимо проводить комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на выявление источников и каналов поступления наркотиков в незаконный оборот, пресечение преступной деятельности лиц, занимающихся их изготовлением, контрабандой, сбытом, конфискацию наркодоходов и приобретенного на них имущества.

Для установления наркопритонов следует активно использовать оперативно-поисковые подразделения, которые осуществляют разведывательно-поисковые мероприятия в местах концентрации лиц, представляющих оперативный интерес, и местах потребления наркотических средств, проводят скрытое наблюдение за конкретными фигурантами и оперативные установки.

При этом следует иметь в виду, что лицами, занимающимися организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств, могут быть как наркоманы, так и люди, никогда не потреблявшие наркотики. Особенность преступной деятельности наркопритоносодержателей заключается в том, что свое жилое помещение они предоставляют другим лицам для потребления наркотиков по разным мотивам: материальной заинтересованности, получению вознаграждения, дружеской услуге, желанию потреблять наркотические средства за счет посетителей притона и пр.

Содержатели притонов, как правило, принимают меры по конспирации своих жилищ, чтобы, во-первых, избежать привлечения к уголовной ответственности, во-вторых, не стать жертвой преступления со стороны наркоманов и рэкетиров. Стараются не конфликтовать с соседями, имеют строго определенный круг посетителей, с недоверием относятся к новым лицам (в отношении их проводят мероприятия разведывательного характера для выявления конкурентов и агентов органов внутренних дел).

Не вызывает сомнения необходимость более деятельного участия в борьбе с организаторами (содержателями) наркопритонов прежде всего подразделений милиции общественной безопасности, что может оказать положительное воздействие на пресечение содержания наркопритонов. При этом имеющаяся в настоящее время проблема возбуждения уголовных дел в отношении таких лиц не должна являться фактором, снижающим результативность в выявлении указаний категорий противоправного деяния.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.