Основные категории и понятия административного права в Республике Казахстан
5 Содержание Введение …………………………………………………………………………3 Общественные (некоммерческие) организации и религиозные объединения.6 Молодежные и детские объединения……………………………………..……10 Центральные исполнительные органы (министерства, агентства)……….......12 Местные исполнительные органы……………………………………………16 Организации как субъекты административного права…………………….….…18 Административные взыскания…………….…………………………………....20 Виды административных взысканий…………………………………..……...23 Список использованной литературы:………………………….………….…26 Введение Рассмотрение административно-правового статуса гражданина, как правило, не вызывает однозначной реакции у студентов, специалистов. Эйфория перестройки и укрепление суверенных начал государственности создали необоснованные надежды о преимуществе или формальном ра-венстве гражданина и государства. Хотя традиционное понятие «гражда-нин» не претерпело никаких изменений и сохраняет прежний смысл юридической связи государства и человека, родившегося на его террито-рии или получившего гражданство в порядке приобретения, но нельзя за-бывать о том, что именно государству принадлежит решающая роль в признаний гражданства. Нельзя не вспомнить, что в юридической литературе доминировали воп-росы статуса аппарата управления, а соответствующие позиции «государ-ство-гражданин» имели традиционную схему изложения, смысл которой состоит в том, что у государства права, а у гражданина обязанности. Но это не означает, что инерция традиционализма мешает разглядеть теорети-ческие аспекты, характеризующие гражданина как субъекта администра-тивного права. Однако в анализе подобных проблем не всегда следует вести поиск ответов, замыкаясь рамками формальной логики. Опираясь на традиции диалектической логики, мы осознаем, что производственные от-ношения составляют основание, базис всех иных отношений. Однако само это основание создается людьми. Обращаясь к морфологической структуре административно-правово-го статуса, отметим, что авторы указывают на следующие элементы: ад-министративная правоспособность и дееспособность; права и обязанности в сфере государственного управления; административно-правовые гаран-тии прав и свобод граждан. Так, в законодательстве нет четких критериев (возрастных и др.), ко-торые влияют на возможность правообладания теми или иными услугами. Способность и умения индивидов выступают как необходимая форма су-ществования идеального, в которую отлилось содержание духовного раз-вития человечества. Создание правовых условий для присвоения богатства знаний, тем самым предполагает овладевание эталонами способностей и умений, необходимых для производства реальных вещей (В. В. Давыдов. Проблемы развивающегося обучения. М., 1985, С. 54). Для того, чтобы стать субъектами административного права, гражда-не должны быть не только правоспособны, но и быть готовы присваивать, потреблять те услуги, которые предлагаются в рамках права. Наличие административной дееспособности у граждан возникает раньше, чем де-еспособность в других отраслях права, поэтому изначально создаются предпосылки для выбора удовлетворения услуг (образовательных, духов-ных, материальных, медицинских и др.). При этом административное законодательство достаточно подробно регулирует порядок предоставления социально значимых услуг (порядок поступления на тот или иной вид государственной службы), указывает на возможные ограничения, связанные с состоянием здоровья, уровнем обра-зования, местом жительства, прошлым противоправным поведением. Права и свободы гражданина могут быть ограничены только закона-ми и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституци-онного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. В оценке основных элементов административно-правового статуса следует уйти от определенных архаичных подходов. Если ранее характе-ристика прав и свобод гражданина в значительной степени определялась режимом регулирования сфер государственного управления (принужде-ния к соблюдению и исполнению административных норм), сегодня меня-ется режим управления. Во-первых, хорошо известно, что любая форма человеческой деятель-ности, чтобы не становиться чуждой, должна быть добровольно и свобод-но выбрана и построена. Следовательно, центральным элементом правового статуса являются признаваемые абсолютные и неотчуждаемые права и свободы человека, которые и определяют содержание и применение нормативных правовых актов. Законодательство поощряет такое социальное развитие или форму деятельности, которые являются условием свободного выбора поведения, которые не противоречат законодательству. Во-вторых, поскольку многие отрасли права взаимосвязаны, админис-тративно-правовые нормы в значительной мере переориентированы на удостоверение фактов, разрешений и порядка осуществления прав и обя-занностей. То есть участие органов власти является значимым, поскольку своими действиями (органы, должностные лица) подтверждают правосубъ-ектность граждан. В-третьих, административные и другие отрасли права определяют ин-дивидуальные или коллективные формы удовлетворения потребностей граждан (материальных, информационных и иных). Общественные (некоммерческие) организации и религиозные объединения Формирование гражданского общества в немалой степени зависит от независимых от государства институциональных общественных органи-заций. Деятельность общественных объединений на территории Респуб-лики Казахстан общеизвестна, и в этой практике были конструктивные моменты, когда средства общественного воздействия направлялись на решения общих задач общества и государства. Но Конституция Респуб-лики Казахстан и Гражданский кодекс установили несколько новых формальных критериев (не допускается слияние общественных и государ-ственных институтов, создание в государственных органах организаций, политических партий и, правовые основы общественных объединений дол-жны отвечать положениям Гражданского кодекса). В соответствии с законодательством общественными объединениями при-знаются политические партии, профессиональные союзы и другие объедине-ния, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей. Дополняя указанные положения, отметим, что эти объединения созда-ются и действуют в целях обеспечения и защиты политических, экономи-ческих, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самостоятельности граждан и удовлетворения их гуманитарных (соци-альных, профессиональных, культурных, просветительских интересов). Несмотря на широкий перечень вопросов, решение которых подведом-ственно общественным объединениям, гражданское законодательство за-метно ограничивает их организационные формы. Во-первых, законодательство устанавливает не только порядок созда-ния, но и ограничения в создании общественных объединений (если их цели и действия направлены на насильственное изменение конституцион-ного строя, подрыв безопасности, разжигания розни или имеющих воени-зированные структуры). Во-вторых, можно признать, что эти организации выступают как кол-лективные образования, следовательно интерес отдельного человека подчиняется коллективному образованию. В-третьих, многие из общественных объединений кроме состава участ-ников и их интересов отличаются главным образом масштабами (территориальным пределами) деятельности (международные, республиканские, региональные). В-четвертых, административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента регистрации соответствующих уставов в органах юстиции. В-пятых, деятельность общественных объединений в форме публичных проявлений (митинги, шествия, собрания) может осуществляться только с разрешения местных исполнительных органов в установленном порядке. Таким образом, констатируя правовую возможность граждан на сво-боду объединений в целях реализации и защиты политических, экономи-ческих и иных прав, следует отметить низкую активность подобных объединений. Действующий Закон «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 г., разработчиком которого был и автор, позволяет находить легитимные сценарии взаимодействия объединений с государством, но и этот фактор не является «катализатором» роста общественной активнос-ти широких масс, что свидетельствует о причинах низкой общественной активности. Исследования подобных явлений в различные годы убежда-ют в определенных тенденциях, когда перевод объективных знаний в плос-кость самосознания и доведение их до решения коренных проблем отношения субъекта к окружающей действительности - сложный процесс. При этом образованность, информированность не всегда способствуют формированию активной жизненной позиции. Да и последующие иссле-дования убеждают не столько в росте общественных институтов, сколько устремлением ее лидеров вхождения «во власть». Данное положение не может оставить равнодушным уже по той простой причине, что нам жить в этом окружении, обществе. В советский период специалисты в области идеологии подчеркивали, что ослабление государственной идеологии ведет к «вспышке» квазинауч-ных, мистических, частных воззрений. И такая констатация не потеряла актуальность и сегодня. Необходимо со всей определенностью подчерк-нуть, что действующие формы объединений и организаций не могут обеспе-чить формирование нравственных качеств, ценность которых была бы взаимоприемлема для всех. Даже достижение счастья, благополучия может иметь различные «сценарии» активности. Существующие объединения еще не могут обеспечить суверенитет граждан в отношениях с государственной властью. Причем речь идет не о взаимоисключающих тенденциях (обще-ства и государства), а о формировании различных установок. Убедитель-ным тому примером является система образования, которая по выводам Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева ориентирована на присвоение и воспро-изводство форм развития, общественно-исторических заданных способностей. В этом контексте, зарубежные специалисты, не понаслышке знающие проблемы капитализации отношений, подчеркивали, что свободное пред-принимательство, индивидуализм, корпоративные общественные интересы имеют тенденцию разрушать те самые ценности, которые обеспечивают системе более или менее гуманное функционирование. Соответственно и общественные объединения проходят и будут прохо-дить не линейный путь. Тем более, что в буржуазном обществе (обществе капитализации отношений) процесс институциализации захватывает не только общественно необходимое время (т.е. то, в котором они «живут» социумной жизнью - в сфере ли материального производства или надстро-ечных сферах - и поэтому не принадлежат себе, отчуждены от самих себя), но проникает в сферу свободного времени.35 Эти же тенденции наблюда-ются в общественной жизни, когда принципы эгоизма и политической «ка-рьеры» доминируют над общественными коллективными интересами. Религиозные объединения, представляющие сегодня крупнейшие ре-лигии - ислам, христианство, иудаизм и другие, на протяжении истории человечества оказывали значительное влияние на политические процес-сы. Во многих государствах церковь отделена от государства, а школа (светские образовательные учреждения) - от церкви. В соответствии с законодательством религиозным объединением при-знается добровольное объединение граждан, в установленном порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей. В Казахстане религиозными объединениями признаются местные рели-гиозные объединения (общины), религиозные управления (центры) или их структурные подразделения и соответствующие духовные учебные заве-дения и монастыри. В настоящее время государство гарантирует право на свободу совести (вероисповедания), но при соблюдении ряда формальных обязательных требований: осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать человеческие и гражданские права и обязанности перед государством; церковь не должна участвовать в политической деятельности госу-дарства; 3) церковь обязана соблюдать Конституцию и законодательные акты Республики Казахстан. Работе и статусу религиозных объединений пытаются придать опреде-ленный порядок, в силу чего они наделяются определенными правами и обязанностями. К их числу, например, относятся права на регистрацию учреждаемых организаций, обжалование неправомерных действий госу-дарственных органов и должностных лиц, получение культовых зданий с прилегающей территорией (для религиозных объединений), проведение различных мероприятий: митингов, шествий, богослужений - в необходи-мых случаях с разрешения государственных органов, на использование средств массовой информации. Существующий порядок регистрации юридических лиц в полной мере относится и к регистрации религиозных объединений, которые в уставе (или положении) указывают: 1) наименование, местонахождение объеди-нения; 2) вероисповедную принадлежность, цели и порядок формирования структуры объединения, полномочия и сроки их исполнения органами ре-лигиозного объединения и ряд других установленных действующим зако-нодательством. Уставы (положения) религиозных объединений, их руководящих цент-ров подлежат регистрации в органах юстиции, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан.
Страницы: 1, 2, 3
|