p align="left">Учредительные документы должны содержать обязательные данные о субъекте хозяйствования, без которых они считаются не отвечающими требованиям законодательства. Это следующие данные: 1) наименование и вид; 2) указание владельца (состав учредителей, участников) и местонахождение; 3) предмет и цели деятельности; 4) юридическое положение (это положение о юридическом лице, составе его имущества, наличии самостоятельного баланса, счете в банках, фирменном наименовании и знаке для товаров и услуг, если он используется. Если юридическое лицо имеет право выпускать ценные бумаги, то такое право тоже относится к юридическому статусу); 5) перечень фондов (основные, оборотные, другое имущество, уставной фонд, резервный фонд, страховой фонд, другие фонды); 6) о порядке создания имущества; 7) о порядке распределения прибыли и покрытия затрат; 8) о порядке выпуска акций (для акционерного общества); 9) перечень органов управления, порядок их формирования, компетенция; 10) о контрольных органах; 11) о порядке прекращения деятельности: основания; орган, который принимает решение о прекращении; о порядке создания и работы ликвидационной комиссии; условиях расчетов с бюджетом и кредиторами; распределении имущества, которое осталось. Кроме обязательных, в учредительные документы могут включаться обычные и случайные положения, которые не должны противоречить законодательству Украины. Это положения, связанные с особенностями деятельности предприятия: о трудовых отношениях, основанные на членстве (коллективные предприятия, кооперативы), о совете (порядок его создания, состав, компетенция), о других органах, реализующих полномочия трудового коллектива (совет трудового коллектива, профсоюзный комитет). Государственная регистрация юридического лица является обязательной стадией при его создании. Она определена статьей 8 Закона Украины «О предпринимательстве». Эта статья определяет государственные органы, на которые возложена регистрация субъектов предпринимательства (органы государственной регистрации), а также общие условия и порядок регистрации. Более детально они определяются Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 мая 1998 г. N 740. Регистрация предприятий является процедурно-правовым действием, вследствие которого предприятия включаются в Единый государственный реестр предприятий и организаций. Днем включения определен день регистрации предприятия. Указанное действие направлено на предоставление предприятию формально-юридических признаков субъекта права, в соответствии с которыми оно начинает функционировать в хозяйственно-правовом обороте как общеизвестное для третьих лиц и органов государства юридическое лицо. Запись в Едином государственном реестре о регистрации предприятия составляет юридический факт, с которым связан момент его возникновения -- субъекта права с правами юридического лица. В соответствии с законодательством Украины предприятие признается действующим, становится юридическим лицом, приобретает права и обязанности со дня его государственной регистрации (статья 5 Закона Украины «О предприятиях в Украине»). С другой стороны, предприятие считается прекратившим свою деятельность с момента внесения записи об этом в государственный реестр. Законодательство определяет органы государственной регистрации предприятий. Согласно общего правила, это государственные органы по местонахождению предприятий, а именно: а) исполкомы городских, районных в городах советов; б) районные, районные городов Киева и Севастополя государственные администрации. Законодательством определены также органы, осуществляющие государственную регистрацию отдельных видов субъектов хозяйственного права. Так, хозяйственные общества, занимающиеся банковской деятельностью, регистрирует Национальный банк Украины в порядке, предусмотренном Законом Украины «О банках и банковской деятельности». Фондовая биржа подлежит государственной регистрации Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже. Для государственной регистрации регистрирующему органу необходимо подать документы, перечень которых определен статьей 8 Закона Украины «О предпринимательстве». При наличии всех документов регистрация предприятия осуществляется в срок не более пяти рабочих дней. В течение этого времени регистрирующий орган обязан выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации предприятия. Свидетельство же является юридическим основанием для открытия предприятию счетов в банке по месту его регистрации или в любых других банках по согласованию сторон. Банк обязан открыть счет и в трехдневный срок сообщить об этом в налоговую инспекцию. Орган, осуществляющий регистрацию, обязан в десятидневный срок подать сведения в соответствующую налоговую инспекцию и орган государственной статистики. Эти органы устанавливают коды предприятий согласно Общему классификатору отраслей народного хозяйства Министерства статистики Украины. В случае изменения формы собственности, организационной формы или названия предприятия оно подлежит перерегистрации, которая осуществляется в установленном порядке. Отказ в государственной регистрации предприятия считается законным лишь по двум причинам: вследствие нарушения установленного законом порядка создания предприятия; в случае несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Не допускается отказ в государственной регистрации предприятия по мотивам его нецелесообразности. Отмена государственной регистрации предприятия может быть добровольной (по заявлению предприятия) или принудительной (на основании решения суда, хозяйственного суда) в случаях: а) признания недействительными или противоречащими действующему законодательству учредительных документов; б) осуществления деятельности, которая противоречит учредительным документам и действующему законодательству Украины; в) несвоевременного сообщения предприятием об изменении своего местонахождения; г) признания предприятия банкротом (в случаях, предусмотренных законодательством); д) непредставления на протяжении года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством. Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности -- юридического лица осуществляется органом государственной регистрации по заявлению владельца (владельцев) или уполномоченного им (ими) органов, а также на основании решения хозяйственного суда в случае: признания недействительными или противоречащими законодательству учредительных документов; осуществления деятельности, которая противоречит учредительным документам и законодательству; несвоевременного сообщения субъектом предпринимательской деятельности об изменении его названия, организационной формы, формы собственности и местонахождения; признания субъекта предпринимательской деятельности банкротом (в случаях, предусмотренных законодательством); непредставления на протяжении года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством. Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности -- физического лица осуществляется органом государственной регистрации по заявлению предпринимателя-гражданина, а также на основании решения суда (хозяйственного суда) в случае: осуществления деятельности, которая противоречит законодательству; несвоевременного сообщения предпринимателем-гражданином об изменении своего постоянного или временного местожительства; непредставление на протяжении года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством. Целесообразно ознакомиться также с перечнем необходимых документов для осуществления процедуры ликвидации субъекта предпринимательства. Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности -- юридического лица осуществляется органом государственной регистрации путем исключения его из Реестра субъектов предпринимательской деятельности после проведения ликвидационной комиссией мероприятий по ликвидации субъекта предпринимательской деятельности и представление к органу государственной регистрации следующих документов: заявления (решения) собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) органа, или решения хозяйственного суда в случаях, предусмотренных законодательством; акта ликвидационной комиссии по ликвидационным балансам, утвержденного органом, назначившим ликвидационную комиссию; справки аудитора, если это необходимо в соответствии с требованиями законодательства для проверки достоверности ликвидационного баланса; справки учреждений банков о закрытии счетов; справки органа государственной налоговой службы о снятии с учета; подтверждения об опубликовании в печатных средствах массовой информации объявления о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности; справки архива о принятии документов, подлежащих долгосрочному сохранению; справки органа внутренних дел о принятии печатей и штампов; оригиналов учредительных документов (устав, учредительный договор); свидетельства о государственной регистрации. Инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями дополнительно присылается сообщение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку об отмене регистрации выпуска инвестиционных сертификатов инвестиционных фондов и инвестиционных компаний. Отмена государственной регистрации лишает субъект предпринимательской деятельности статуса юридического лица и является основанием для исключения его из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины. Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности -- физического лица осуществляется путем исключения его из Реестра субъектов предпринимательской деятельности на основании таких документов: личного заявления предпринимателя-гражданина или решения суда (хозяйственного суда) в случаях, предусмотренных законодательством; справки органа государственной налоговой службы о снятии с учета; справки учреждений банков о закрытии счетов; справки органа внутренних дел о сдаче печатей и штампов; оригинала свидетельства о государственной регистрации. Как видим, процедура отмены государственной регистрации является многоэтапной и сложной, даже если это осуществляется по собственному решению. Итак, можно сделать следующие выводы. Осуществление предпринимательской деятельности возможно при совпадении внутренней воли с внешней фиксацией желаний в соответствии с рамочными требованиями, что определены действующим законодательством. Рамочные требования оговорены в действующем законодательстве. Иные аспекты осуществления предпринимательской деятельности определены моралью и действующими законами рыночной экономики. Психологический и экономический аспект заложены в основу осуществления предпринимательской деятельности и являются первичными. Социально-психологический аспект выступает мотивом для достижения цели -- получения прибыли. Литература 1. Закон Украины «О банках и банковской деятельности» // ВВР Украины. -- 1991. -- N 25 -Ст. 281. 2. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» // ВВР Украины. -- 1995, -- N 4. -- Ст. 28. 3. Закон Украины «Об обращении в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» // ВВР Украины. -- 1995. _ N 10. -- Ст. 60. 4. Закон Украины «О предпринимательстве» // ВВР Украины.-- 1991.-- N14.-- Ст. 168. 5. Закон Украины «О предприятиях в Украине» // ВВР Украины. --1991, -- N 20. -- Ст. 272. 6. Закон Украины «О собственности» // ВВР Украины. --1991.-- N 20.-- Ст. 249. 7. Закон Украины «О хозяйственных обществах» // ВВР Украины. --1991. -- N 49. -- Ст. 682. 8. Постановление Кабинета Министров Украины от 25 мая 1998 г. N 740 «О государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».
Страницы: 1, 2
|