реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основания возникновения административно-правовых отношений

реферат
p align="left">Если нарушением административно-правовых норм нанесен материальный ущерб другой стороне, то он возмещается в судебном порядке на основании норм гражданско-процессуального законодательства.

В предусмотренных законодательством случаях возможна ответственность и в судебном порядке (например за совершение административных правонарушений).

Речь пока шла об ответственности подчиненных (дисциплинарная) и граждан (административная). А как отвечают за нарушения требований административно-правовых норм исполнительные органы? Проблема ответственности исполнительных органов еще не решена окончательно, хотя сам принцип их ответственности постоянно фиксируется в соответствующих нормативных правовых актах. Действует и конституционная норма, в соответствии с которой «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53 Конституции РФ).

Реально ответственность органов государства, представляющих в административных правоотношениях исполнительную власть, сводится к персональной ответственности их руководителей, а также действующих от их имени должностных лиц.

Что же касается ответственности исполнительных органов, то она характеризуется как позитивная, что означает не что иное, как их подконтрольность и подотчетность. Свое выражение она находит в закрепленной в положениях об этих органах государства формуле (не всегда четко выраженной) -- например, министерство отвечает за проведение государственной политики в порученной ему сфере деятельности.

К сожалению, если раньше такая формула непременно содержалась в положениях об органах исполнительной власти, в настоящее время она представляет собой редчайшее исключение, так как практически отсутствует в положениях о федеральных органах исполнительной власти, в законодательстве об органах исполнительной власти субъектов РФ и даже в Федеральном законе о Правительстве РФ. Между тем, в числе основных принципов деятельности Правительства РФ значится и ответственность.

Установлено также, что вышестоящие органы исполнительной власти обязаны соблюдать права нижестоящих. Нарушение данного требования должно по логике вещей влечь за собой соответствующую ответственность. Но каких-либо четких юридических норм на этот счет нет. В равной мере это относится и к ответственности нижестоящих органов. Не решена и проблема ответственности в административно-правовых отношениях в материальном (имущественном) выражении.

Правовые нормы предусматривают меры административной ответственности для юридических лиц. Однако и они не имеют прямого отношения к исполнительным органам, так как они не являются юридическими лицами.

Таким образом, ответственность органов исполнительной власти фактически «преломляется» в персональной ответственности их руководителей и должностных лиц (дисциплинарная, а иногда и административная ответственность). Одновременно как действующий массив нормативных правовых актов, так и управленческая практика свидетельствуют о том, что при нарушении исполнительными органами норм действующего законодательства (в рамках административных правоотношений, в частности) к ним могут быть применены соответствующие меры принудительного характера, не являющиеся, однако, мерами юридической ответственности (например приостановление либо отмена правового акта и т.п.).

Разумеется, нет оснований для провозглашения принципа взаимной ответственности сторон административно-правового отношения, так как ответственность всегда индивидуальна.

Таковы наиболее значимые особенности административно-правовых отношений. Очевидно, что многие из них совпадают с характерными чертами управленческих отношений, о которых шла речь при определении предмета административного права. Это закономерно, ибо административно-правовые отношения суть облеченные в правовую форму управленческие отношения.

Следует к изложенным сведениям добавить, что для административно-правовых отношений свойственна организационная суть. Именно в рамках административно-правовых отношений закрепляются и обеспечиваются необходимые для практической реализации исполнительной власти организационные условия: структурные (образование исполнительного аппарата); кадровые (государственная служба); Материальные и проч.

Вместе с тем, в рамках именно административно-правовых отношений обеспечивается «непосредственно организующая» государственно-управленческая деятельность. Следовательно, административно-правовые отношения можно характеризовать в качестве юридически выраженных организационных отношений.

Последнее, что имеет отношение к общей характеристике административно-правовых отношений, это вопрос о юридических фактах. В данном аспекте принципиальных отличий от такого рода фактов, предусматриваемых иными отраслями российского права, не имеется. Это значит, что обстоятельствами, с которыми административно-правовые нормы связывают возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, являются правомерные и неправомерные действия, а также события. Единственное, что необходимо подчеркнуть, это выделение в качестве основного вида юридических фактов индивидуальных (т.е. ненормативных) правовых актов исполнительных органов (должностных лиц).

При ознакомлении с основными чертами административно-правовых отношений следует учитывать, что они дают самое общее представление о данном виде правовых связей. Между тем, любое правило, как известно, предполагает определенные исключения, не колеблющие, однако, а, наоборот -- усиливающие значимость главных качеств, характеризующих то или иное явление. И в данном случае управленческая практика и соответствующие административно-правовые нормы дают основания для того, чтобы при определенных условиях общественные отношения, подлежащие административно-правовому регулированию, приобретали некоторые особые черты, выходящие за рамки основополагающих. В частности, это находит выражение в элементах юридического равенства сторон, в допущении договорных начал в сферу государственного управления. В силу этого целесообразен подход к анализу административно-правовых отношений с позиций их видовой и предметной классификации.

3. Понятие, правовые основы и основные черты административной ответственности

Административная ответственность - это разновидность юридической ответственности, которая определяет нормами права обязанность и готовность лица претерпеть нравственные, физические и материальные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Основные черты административной ответственности включают общие, присущие юридической ответственности и особенные. Общие черты:

-прямая связь с государственным принуждением;

-основанием наступления является совершение противоправного деяния;

-правонарушитель испытывает отрицательные последствия;

-осуществление государственного принуждения сочетается с моральным осуждением виновного.

Особенные черты административной ответственности;

-основание административной ответственности -- только административное правонарушение;

-субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица;

-широкий круг субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

-виды административной ответственности регламентированы административным законодательством;

-применение мер административной ответственности не влечет судимости или увольнения с работы, например, в случаях, определенных дисциплинарной ответственностью;

-субъектами административной ответственности являются лица, организационно не подчиненные субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях;

-мера, выносимая за административное правонарушение, является административным наказанием, основная цель которого -профилактика правонарушений. -

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания: а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм); б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права); в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т. д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам.

Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, - кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности - стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

-ее общие положения и принципы;

-систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;

-составы административных правонарушений;

-круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;

-производство по делам об административных правонарушениях;

-исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

До вступления в силу нового КоАП РФ федеральные нормы об административной ответственности были помещены в десятки актов федеральных органов. С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне круг источников, содержащих материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко сокращен. Соответствующий правовой массив кодифицирован. Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности стал КоАП РФ. Однако у этой монополии есть исключения:

1) административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами по-прежнему регламентируется НК РФ;

2) вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких взыскании, как штраф и конфискация, наряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом "Об исполнительном производстве";

3) ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;

4) если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная - и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично). Очень важно, что осуществлена кодификация этой подотрасли административного права. Теперь административная ответственность регулируется специальными кодифицированными актами РФ и ее субъектов.

Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодательства об административных правонарушениях. Это прежде всего предупреждение правонарушений. Назначение административных наказаний виновным лицам, процедура привлечения к ответственности должны предупреждать совершение новых административных правонарушений как виновными (частная превенция), так и иными гражданами (общая превенция).

Важнейшей задачей законодательства об административных правонарушениях является защита:

а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод;

б) установленного порядка осуществления государственной и муниципальной власти, прав их органов и должностных лиц;

в) общих для граждан, организаций, общества публичной власти ценностей: санитарно-эпидемиологического благополучия, общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, законных экономических интересов.

Вместе с другими нормами административного права законодательство об административных правонарушениях призвано обеспечил» реализацию и защиту положений .Конституции РФ, а также регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовно-исполнительного и др.).

КоАП РФ - основной закон, регулирующий административную ответственность. КоАП РФ регулирует вопросы административной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне.

Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами.

В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказании и мер административно-процессуального принуждения (мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях).

Почти все федеральное законодательство об административной ответственности сосредоточено в КоАП РФ. В этом главном нормативном акте по данному вопросу и содержится подавляющее большинство норм, регулирующих вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.

По объему регулируемых общественных отношений и по качеству их регламентации КоАП РФ намного превосходит своего предшественника - КоАП РСФСР 1984 г. Справедливости ради следует отметить, что КоАП РСФСР был первым в России опытом кодификации законодательства об административной ответственности. Многие его положения учтены в новом КоАП РФ.

Главные особенности этого Кодекса в том, что он:

-во-первых, содержит систему материальных и систему процессуальных норм;

-во-вторых, закрепляет ответственность граждан и юридических лиц;

- в-третьих, регламентирует ответственность за административные правонарушения в административном и в судебном порядке. . . В отличие от кодексов-старожилов - УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ - КоАП РФ содержит две группы норм:

1) материальные, которые закрепляют общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы их применения (I и П разделы КоАП РФ);

2) процессуальные, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях (разделы III-V КоАП РФ).

В 90-х гг. XX в. стало ясно, что для борьбы с правовым нигилизмом организаций, особенно частных, необходимо широко использовать административные санкции. К ним в России невозможно применить уголовные и дисциплинарные меры карательного воздействия. Административная ответственность, административные наказания - единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих действующие юридические нормы.

Объединение в одном законе норм об административных правонарушениях и граждан, и организации позволило кодифицировать федеральное законодательство по этому вопросу. Вряд ли нужно доказывать, как это важно для граждан и для правоприменителей.

Если федеральное законодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основном и может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этом кодифицировать невозможно. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации принимать законы по рассматриваемому вопросу. Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ.

КоАП РФ делает огромный шаг вперед в развитии правосудия по административным делам. В 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности судей рассмотрение дел о совершении административных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (4 статьям), содержавшимся в Кодексе. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правона-рушениях, предусмотренных более чем 160 нормами Кодекса. Из них к исключительной подведомственности судей отнесено более .100 составов правонарушений, а более 60 составов они вправе рассматривать на основе альтернативной подведомственности.

Более того, из восьми установленных КоАП административных наказаний судьи вправе применять все, а пять наказаний (возмездное изъятие имущества, конфискация имущества, лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест) могут назначаться только судьей. Если учесть, что в прошлом только ГИБДД ежегодно лишала права на управление транспортным средством около 500 тысяч водителей, то можно утверждать, что число дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в судебном порядке, значительно увеличилось.

В развитие административного судопроизводства сделан еще один вклад - впервые к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

КоАП РФ последовательно и равномерно регламентирует право на защиту лица, привлекаемого (привлеченного) к административной ответственности, и потерпевшего. В числе важнейших составляющих этого права можно назвать закрепление презумпции невиновности, а также возможности отвода судьи, должностного лица, рассматривающего дело, получать копии основных документов (протоколов об административном .правонарушении, изъятии вещей и документов, постановления и решения по делу), обжаловать любые действия субъектов власти, давать объяснения, пользоваться услугами переводчика, защитника (представителя и др.).

В ст. 2.1 КоАП РФ впервые в нашем законодательстве закреплено понятие вины юридического лица. И хотя в статье сказано, что "юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения11, есть основания полагать, что этот подход будет учтен и при признании вины юридического лица в гражданском правонарушении.

К сожалению, законодательство периода перестройки постепенно Ограничивало участие общественности в борьбе с правонарушителями. Эту сомнительную для обеспечения законности линию продолжил и новый КоАП РФ. Если в КоАП РСФСР были положения о том, что представители общественных организаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, что дело может быть направлено на рассмотрение трудового коллектива, общественной организации и т. п., то в КоАП РФ ничего подобного нет.

Трудно признать правильной позицию законодателя, который не учел в системе административных наказаний отзыв лицензий и не включил в перечень обеспечительных мер приостановление лицензий. Отзыв и приостановление лицензий применяются и будут применяться, пока существует система лицензирования. Включение отзыва лицензий в число административных наказаний означало бы, что такая суровая санкция применялась бы с соблюдением всех принципов, процессуальных гарантий, закрепленных КоАП РФ (регулирование только законом, применение только судом, соблюдение правил расследования, рассмотрения дел и др.).

Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что в соответствии с этим Кодексом субъекты РФ принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушения регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ. Соответствующими законами могут быть предусмотрены только два административных наказания: предупреждение и штраф. Законы субъектов РФ устанавливают и некоторые процессуальные правила.

Часть 2 ст. 22.1 КоАП РФ предоставляет субъектам РФ право поручать рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных их законами, мировым судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ и их учреждениям. Кроме того, для этих целей субъекты РФ вправе создавать административные комиссии и иные коллегиальные органы, правовой статус которых должен быть закреплен законами соответствующих субъектов РФ.

Список используемой литературы:

1. Административное право: Уч./Под ред. Л.Л. Попова. - М: Юрист, 2002

2. Административное право: Справочник/Под ред. Григорян С.А. - Ростов н/Д: Март, 2002

3. Бахрах Д. Н. Административное право: Уч. - М: НОРМА, 2006

4. Кодекс об административных правонарушениях РФ. - М: Юрист, 2003

5. Козлов Ю.М. Административное право: Уч. - М: ЮРИСТ, 2005

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.