p align="left">Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномочен-ных уголовного розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим с ними лицами полученные ими сведения. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003 Согласованное планирование следственных действий и опера-тивно-розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к под-готовительному, организационному этапу, на котором согласовыва-ются и фиксируются организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой взаимодействующей стороны. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на лю-бом этапе расследования преступления. Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадлежит как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что обязан-ность принятия необходимых мер по раскрытию преступлений возло-жена как на оперативного работника, так и на следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий. Однако, во всех случаях, ответственность за совместное планирование возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной деятель-ности по расследованию преступлений. Сущность совместного планирования заключается в том, что органы дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Единый согласованный план рассматривается руководи-телем следственного, а также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого на-ходится дело. Разработка плановых мероприятий - совокупность орга-низационно-тактических мер, направленных на подготовку и решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути достижения конечного результата. При этом сто-роны распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают наиболее оптимальные и приемле-мые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уровень готовности своих работников к выполнению намеченных меро-приятий. Выполнение плана контролируется следователем, начальниками следственного и оперативного подразделений. Они обязаны ежене-дельно обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение пла-новых мероприятий оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как план, утвержденный начальником ор-гана внутренних дел, становится управленческим распоряжением. В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включа-ется также совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных версий и определение путей их проверки. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003 Ознакомление следователя с данными, полученными оператив-но-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследова-ния. Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и принять по ним решение в сроки, установленные УПК РФ. Критерием оценки готовности оперативных материа-лов для возбуждения уголовного дела является наличие в них доста-точных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельст-ва, сведения о лицах, причастных к преступлению. Если содержащиеся в оперативных материалах данные не по-зволяют принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения пробе-лов. Выполнив указания следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как и при первоначальном их направле-нии. Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела, следователь и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению оперативным путем, а также сроки и конкрет-ные исполнители, Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, ор-ганизующей роли следователя в проведении расследования, самостоя-тельности органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Взаимо-действие обеспечивает наиболее эффективную, организованную и пло-дотворную работу следователя и органа дознания, позволяет эконо-мить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных ор-ганов. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003 4.3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела Общность и сложность стоящих перед органами дознания и предварительного следствия при раскрытии преступлений на началь-ном этапе расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оператив-ным работником и дежурной частью начинается, как правило, с мо-мента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, под-следственном следователю. В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нор-мативными актами. Дежурная часть призвана по поступлении сообще-ния о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и др. специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места проис-шествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника. В настоящее время дежурные части оснащены необходимой тех-никой, транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, элек-тронной почтой, укомплектованы подготовленными кадрами сотруд-ников, что позволяет на высоком профессиональном уровне сразу же по поступлении сигнала о преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех служб, непосредственно осуществляю-щих работу по его расследованию. В связи с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлени-ях поступает в первую очередь непосредственно в дежурные части органов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими ин-формации о преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и представителей общественных организаций. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003 По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток (ст. 144 УПК) должно быть при-нято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме. Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного про-цесса, которая создает необходимые основания для дальнейших след-ственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан. С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактиче-ские данные о наличии в деянии признаков состава преступления и от-сутствию обстоятельств, исключающих производство по делу. Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, ко-торые предшествует вынесению постановления о возбуждении уголов-ного дела. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2004 УПК РФ определяет, что одним из следственных действий является осмотр места происшествия. При этом одной из предпосылок успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной группы для ос-мотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для за-держания преступника. В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчине-ны постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и мед вытрезвители, которые он информирует обо всех происше-ствиях на обслуживаемой территории и организует их взаимодейст-вие. Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступле-нии сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежур-ных частей своих обязанностей, определенных ведомственными норма-тивными актами. Правильная и своевременная организация выезда на место про-исшествия, его квалифицированный осмотр следователем - непремен-ное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места престу-пления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания ин-формации о преступлении и преступнике, умелое использование кото-рой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскры-тию преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимо-связь между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направлен-ность которых зависят от полноты и качества осмотра Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых являются быстрота и своевремен-ность выезда на место совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование специальных средств и методов представителями различных служб и подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу взаимодействующих лиц. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003 Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной органи-зационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплекто-вания этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью. Ведомственными нормативными актами закреплено, что следо-ватель является руководителем следственно-оперативной группы, выезжающей на место происше-ствия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет по-рядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении. Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т.п. следова-тель должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и осо-бенности предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия, в группу включается работник ГИБДД, эксперт-автотехник, а при осмотре мес-та пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотруд-ники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т.п. В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет прото-кол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-криминали-сту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных дей-ствий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и опера-тивно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|