p align="left">Органам исполнительной власти присущи основные черты, признаки, свойственные органам государственной власти. Итак, основные признаки органа исполнительной власти: ь обладает государственно-властными полномочиями; ь является частью аппарата государства; ь осуществляет от имени государства его задачи и функции; ь является политической организацией; ь имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности; ь образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности; ь несет ответственность перед государством за свою деятельность. Наряду с общими органы исполнительной власти (государственного управления) имеют специфические признаки: Ш осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность -- государственное управление; Ш представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления; Ш осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера; Ш осуществляют общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах [16, с. 62]. Таким образом, орган исполнительной власти (государственного управления) - это такая организация, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство (регулирование) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества [15, с.40]. Вопрос о классификации органов государственного управления является актуальной проблемой административного права. Он имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Классификация позволяет изучить особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, а также установить закономерности во взаимосвязях отдельных органов, правильно объяснить их. Классификация органов управления может быть различной в зависимости от того, какая сторона их организации и деятельности берется в данном случае за основной критерий. Так, если исполком местного Совета рассматривать в зависимости от территориальных пределов деятельности, то это будет местный орган управления; от характера компетенции -- орган общей компетенции; от порядка разрешения подведомственных ему вопросов -- коллегиальный орган; от источника финансирования -- орган госбюджетного финансирования и т.д. При классификации органов управления следует руководствоваться не столько наименованием самого органа, сколько исходить из его правового положения, места в общей системе органов управления, специфики его организации и деятельности. Существенным признаком считается тот, который характеризует деятельность данного или нескольких органов, выделяет их из числа других органов в особую самостоятельную одноименную группу. В зависимости от объема компетенции органы исполнительной власти делятся на три группы: органы общей, отраслевой и специальной (межотраслевой) компетенции. Органы государственного управления общей компетенции ведают в пределах подведомственной им территории одновременно всеми или многими отраслями управления. Их полномочия гораздо шире полномочий органов управления, обладающих отраслевой или специальной компетенцией, они осуществляют общее руководство и координацию деятельности последних. К органам управления общей компетенции относятся Совет Министров, местные исполкомы и местные администрации [16, с.67]. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства [10, с.136]. Органы управления специальной, или межотраслевой, компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (например, Министерство экономики, Министерство промышленности); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социальной защиты); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Министерство по чрезвычайным ситуациям) [15, с.42]. В зависимости от правовой основы образования органы исполнительной власти делятся: - на органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, исполнительные органы местных советов депутатов и др.); - органы, образуемые распорядительным порядком другими государственными органами (администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций) [16, с.68]. По порядку разрешения ведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы: 1) коллегиальные органы -- организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальными органами являются Совет Министров, исполкомы; 2) единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Правовые акты, в которые облекаются решения этого органа, имеют юридическую силу и создают правовые последствия только после подписания их руководителем. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, повышает персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием [10, с.67]. К органам единоначального управления относятся министерства, отделы и управления исполкомов, администрации предприятий [16, с.63]. В системе исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии, которые являются совещательными структурными подразделениями органа. На них решаются основные вопросы развития отрасли или сферы управления, но решения коллегии в жизнь проводятся приказом руководителя органа, который придает юридическую силу такому решению, обеспечивает его исполнение [10, с.68]. В зависимости от занимаемого положения и места в системе органы исполнительной власти делятся на вышестоящие и нижестоящие. Каждый орган осуществляет свои права и обязанности самостоятельно в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы, как правило, не вмешиваются в оперативную деятельность нижестоящих, но в то же время они контролируют их и указывают на недостатки в работе. Акты, издаваемые нижестоящими органами, должны соответствовать актам вышестоящих органов. В случае несоответствия им они могут быть отменены или приостановлены вышестоящими органами. В зависимости от порядка финансирования они делятся на финансируемые из республиканского бюджета и финансируемые из местных бюджетов. Порядок финансирования зависит от места органа исполнительной власти в системе государственных органов [16, с.69]. 2. Принципы построения системы органов исполнительной власти. Линейная и функциональная власти. Занимая свое определенное место в системе других государственных органов Республики Беларусь, взаимодействуя с ними, органы государственного управления (исполнительной власти) ввиду необходимого единства управления сами в то же время являются целостной системой, т. е. такой организационной и функциональной общностью, в которой все звенья, все составные части взаимосвязаны и объединены единством руководства. Конституция Республики Беларусь, текущее законодательство не содержит категории «система». В науке управления и административном праве эта категория применяется давно. Система органов государственного управления (исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции. При построении системы органов государственного управления (исполнительной власти) преследуются основные задачи: 1) сгруппировать однородные отрасли экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, придав им организационное единство и единое управление; охватить все без исключения функции государственного управления (исполнительной власти), четко определить организационную ячейку для каждой из них и при этом так, чтобы в аппарате управления был по возможности один орган или одна система соподчиненных органов, полностью ответственных за тот или иной участок управления; обеспечить быстрое и четкое прохождение административных дел с тем, чтобы каждое административное дело окончательно решалось, как правило, в одном органе и в том звене управления, в котором это наиболее целесообразно с точки зрения требований централизма и демократизма в управлении; обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) сверху донизу, для чего создаются специальные звенья координационного характера; четко определить задачи, функции, полномочия каждого органа государственного управления (исполнительной власти) в отдельности и систем отраслевых и функциональных органов. Юридически это закрепляется в специальных положениях об органах государственного управления (исполнительной власти) [10, с.68,70]. Система органов государственного управления строится в соответствии с государственным и административно-территориальным устройством, а также с учетом ряда других факторов: организационных, экономических, правовых. В системе выделяются вышестоящие и нижестоящие субъекты, т.е. обеспечивается определенная субординация в отношениях между ее элементами. Органы, осуществляющие исполнительную власть (государственное управление) образуют две системы: органов исполнительной власти и иных государственных органов [12, с.254]. Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представить в следующем виде: 1) Президент Республики Беларусь; 2) Аппарат Президента Республики Беларусь: а) Администрация Президента Республики Беларусь; б) Управление делами Президента Республики Беларусь; в) Совет Безопасности Республики Беларусь; г) Комитет государственного контроля Республики Беларусь; 3)Национальный банк Республики Беларусь; 4)Совет Министров Республики Беларусь: а) Президиум Совета Министров Республики Беларусь; б) Аппарат Совета Министров Республики Беларусь; 5) министерства Республики Беларусь; 6) государственные комитеты Республики Беларусь; 7) комитеты при Совете Министров Республики Беларусь; 8) Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь; 9) Национальная академия наук Беларуси; 10) государственные организации (администрация государственных организаций), подчиненных Совету Министров Республики Беларусь; 11) органы исполнительной власти на местном уровне: а) органы местного управления (местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов, местных администраций); б) органы государственного управления на местах; 12) администрации государственных предприятий, учреждений, организаций. Структурные звенья системы иных органов, осуществляющих государственное (внутриорганизационное) управление: 1) генеральный прокурор Республики Беларусь, областные прокуроры, районные прокуроры; 2) председатели судов; 3) аппарат управления Национального собрания Республики Беларусь. Главным признаком, служащим основанием для объединения последних в одну систему, является то, что все они осуществляют внутриорганизационное государственное управление. Каждое звено рассматриваемой системы входит в свою специфическую систему (в систему органов прокуратуры, в судебную систему и т.д.) [12, с.256]. Деятельность каждого из этих звеньев регламентируется многими нормативными правовыми актами, в частности Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др. [15, с.43].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|